Нужен ли паспорт безопасности для офисного здания. Паспорт безопасности опасных объектов

Паспорт безопасности опасного объекта – это документ который направлен на предотвращение и снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на опасных объектах.

Объекты, для которых необходимо разрабатывать паспорт безопасности

В соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» паспорт безопасности должен разрабатываться для объектов, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также для гидротехнических сооружений в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Данный паспорт не требуется разрабатывать для указанных объектов в случае если они подведомственны Вооруженным Силам Российской Федерации.


Таким образом, опасными объектами для которых необходимо разрабатывать паспорта безопасности, могут являться как опасные производственные объекты (ОПО), так иные объекты, подпадающие под указанные выше критерии. Например, среди опасных производственных объектов идентифицированных в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» таковыми будут являться объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств (площадки установки по переработке нефти, нефтебаз, воздухоразделительных установок и т.д.). Примером объектов, не являющихся опасными производственными для которого необходимо разрабатывать Паспорт безопасности, могут являться автозаправочные станции (АЗС) жидкого моторного топлива.

Основные цели и задачи паспорта безопасности опасного объекта

Разработка паспорта безопасности позволяет решать важнейшие задачи связные с обеспечением безопасности объекта в целом при его эксплуатации, включая снижение рисков аварий для персонала объекта и проживающего вблизи населения.


Паспорт безопасности включает в себя следующие направления обеспечения безопасности:

  • определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;
  • определение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
  • оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
  • оценка возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;
  • оценка состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;
  • разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

Содержание паспорта безопасности опасного объекта

Паспорт безопасности состоит из нескольких обязательных разделов:
  • Общая характеристика опасного объекта (реквизиты организации, сведения о размерах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах, сведения о персонале, сведения об опасных веществах и т.д.);
  • Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций (показатели приемлемого, индивидуального и коллективного рисков, наиболее опасный и вероятный сценарии аварий, показатели риска и размеры зон поражения);
  • Характеристики аварийности, травматизма и пожаров за последние 5 лет, включающие в себя даты, характеристики, причины, последствия аварий, а также процент выполнения мероприятий по результатам расследований;
  • Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций (наличие либо отсутствие элементов обеспечения промышленной пожарной безопасности, а также гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций).
Указанные разделы заполняются исходя из фактического состояния опасного объекта и являются одними из важнейших показателей готовности к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объекте.


Исходя из особенностей объекта, возможно включение в паспорт дополнительных сведений о безопасности объекта, не предусмотренных формой паспорта.

Кроме того, к паспорту безопасности, обязательно прилагаются:

  • ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте (построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10 х 10(-7) год(-1) по результатам расчетно-пояснительной записки);
  • диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма);
  • расчетно-пояснительная записка (выбор методологии, расчеты, анализ результатов риска чрезвычайных ситуаций, выводы, а также рекомендации).
Наиболее сложной часть паспорта безопасности является расчетно-пояснительная записка (РПЗ), поскольку предполагает использование методов оценки и анализа рисков с последующими выводами разработкой рекомендаций по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте. Как правило, данный вид работы выполняют специализированные организации, специализирующиеся на разработке и внедрению документации в областях промышленной, пожарной безопасности и гражданской обороны, поскольку методы анализа рисков предполагают применение системы экспертных оценок).


Паспорт безопасности опасного объекта составляется в двух экземплярахпо состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.Первый экземпляр паспорта безопасности остается на объекте. Второй экземпляр направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

Документы, регламентирующие разработку паспорта безопасности опасного объекта

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку паспорта безопасности опасного объекта, являются:
1. Решение совместного заседания Совета безопасности РФ и президиума Государственного совета РФ. О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4);
2. Приказ МЧС России № 506 от 04.11.2004 г. «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;
3. Приказ МЧС России № 484 от 25.10.2004 г. «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
4. Методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта (утверждены 19.08.2004 г. заместителем министра МЧС России).

При разработке паспорта безопасности кроме указанных выше актов, также при необходимости рекомендуется использовать нормативные акты в области промышленной и пожарной безопасности, например, такие как:
1. Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 мая 2015 г. N 188);
2. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений РД-03-14-2005 (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893);
3. Методикаопределения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. приказом МЧС РФ от 30 июня 2009 г. N 382).

Характеристику опасным производственным объектам дает Закон №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Отнести к ним можно любые предприятия, структура которых предполагает наличие цехов, промплощадок, структурных подразделений, где в ходе производственного процесса используются вещества или оборудование, способные нанести вред окружающей среде или здоровью человека.

Профессионально и быстро разработаем паспорт безопасности опасного производственного объекта ОПО любой сложности. Стоимость – от 35 т.р.

Например, это могут быть предприятия электросетевого хозяйства, металлургического профиля, объекты, ведущие открытые и закрытые горные работы, или использующие в технологическом процессе опасные вещества – горючие, радиоактивные, окисляющие, воспламеняющиеся, токсичные и высокотоксичное, взрывоопасные. Также к данной категории объектов относятся те предприятия, которые используют гидротехнические сооружения или применяют высотные работы.

Для любого промпредприятия, отнесенного к ОПО, законодательно устанавливаются определенные требования, направленные на контроль и соблюдение промбезопасности на объекте. К их числу относится разработка паспорта безопасности.

Паспорт безопасности ОПО представляет собой документ, целью которого выступает характеристика степени подготовленности данного объекта к возможному возникновению чрезвычайных ситуаций и связанных с ними рисков, а также к дальнейшему устранению последствий.

Цели разработки паспорта безопасности ОПО.

К основным целям относятся:

  • поддержание системы управления промбезопасностью на предприятии;
  • оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии;
  • анализ степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций по отношению к работникам ОПО и населения близлежащих районов;
  • оценка вероятных последствий в случае возникновения ЧС;
  • анализ воздействия внештатных ситуаций, которые могут произойти на соседствующих с предприятием ОПО;
  • оценка готовности ОПО к возможным ЧС;
  • разработка мероприятий, направленных на предупреждение внештатных ситуаций и устранение последствий поле них.

Также разработка паспорта направлена на информирование населения и органов власти о возможных на ОПО чрезвычайных ситуациях. А главное, паспорт позволяет спланировать защитные мероприятия по предупреждению чрезвычайных аварийных ситуаций.

Особенности разработки паспорта ОПО.

Основные требования к оформлению паспорта безопасности, а также его типовая форма установлены в Приказах МЧС России №484 от 25.10.2004 и №506 от 04.11.2004 года. Также разработка паспорта направлена на соблюдение Закона №116-ФЗ.

Разрабатывается паспорт в первую очередь по решению руководителя ОПО. Помимо основной требуемой информации он содержит данные об особенностях исследуемого объекта. Разработку можно поручить как специалистам самого предприятия, так и работникам сторонних коммерческих организаций, предоставляющих услуги по разработке и согласованию паспорта на платной основе (от 35 000 рублей) посредством заключения с ними соответствующего договора. В данном случает разработка занимает в среднем от 20 дней. Как стоимость, так и сроки разработки зависят в основном от масштаба исследуемого предприятия и количества ОПО в его структуре.

Формировать паспорт необходимо в двух экземплярах, один из которых остается на предприятии, а второй отправляется в ГУ МЧС по месту территориального расположения ОПО, где согласовывается в срок, не превышающий один месяц согласно регламенту.

Разрабатывается паспорт по состоянию на начало января текущего года. При необходимости паспорт безопасности корректируется или дополняется. Все внесённые изменения должны быть отражены в обоих экземплярах.

Не требуется разработка паспорта только тем ОПО, которые относятся к Вооруженными силам РФ.

Согласованный паспорт действует на ОПО в течении пяти лет. Переоформление паспорта необходимо в таких случаях, как модернизация применяемого оборудования, реконструкция объекта или изменение его сферы деятельности.

Состав паспорта в полном объеме характеризует объект и позволяет спроектировать возможные ЧС, что в свою очередь способствует подготовленности к ним работников предприятия и специальных служб, занимающихся устранением последствий ЧС. В состав паспорта входят следующие разделы:

  1. Общая характеристика ОПО, содержащая такую информацию об объекте, как наименование объекта (как полное, так и сокращенное), адрес месторасположения, контактная информация, данные о руководителе, сведения о сфере деятельности, данные о площади объекта и размере его санзоны, общая и посменная численность работников объекта, климатическая характеристика, данные об износе производственных фондов. В конечном итоге в данный раздел входит информация по опасным веществам, применяемым на объекте.
  2. Показатели степени риска ЧС. В данном разделе рассматриваются те показатели, которые характеризуют наиболее вероятную и наиболее опасную ситуацию вероятного возникновения ЧС. К таким показателям относятся показатели:
    • приемлемого риска,
    • риска для работников объекта;
    • индивидуального и коллективного рисков.

Также в разделе дается описание характеристики развития чрезвычайной ситуации, классифицируемой для рассматриваемого объекта, как наиболее опасной. Также приводятся размеры зоны действия поражающих факторов, описание наиболее вероятного сценария развития ЧС.

  1. Следующий раздел дает характеристику ранее возникавших на предприятии аварий, пожаров и случаев травматизма персонала, с указание точной даты происшествия и мероприятий по устранению сложившейся ситуации согласно актам ее расследования. Дается описание причин и последствий возникших аварий и травм.
  2. В разделе, посвященном характеристике организационно-технических мероприятий, приводится перечень действий, направленных на предупреждение возникновения ЧС. В разделе описываются такие мероприятия, как обеспеченность предприятия всем необходимым оборудованием и техническими средствами, необходимыми для устранения и предупреждения ЧС, укомплектованность штата службы спасения и прохождения ими необходимого обучения, наличие систем оповещения персонала и защитных технический устройств, а также прочих мероприятий и технических средств, целью которых выступает защита персонала и состояния окружающей среды от последствий воздействия ЧС.

На последнем листе паспорт заверяется подписями разработчиков.

Что следует приложить к пояснительной записке паспорта?

К разработанному паспорту требуется приложить такие документы, как:

  • ситуационный план, на который необходимо нанести все зоны возможных последствий от прогнозируемых ЧС на ОПО;
  • диаграммы социального риска;
  • расчетно-пояснительную записку.

В составе последней приводятся расчеты по прогнозируемым сценариям развития внештатных ситуаций, а также данные, которые направлены на подтверждение показателей степени риска для работников объекта и проживающего в близлежащих районах населения.

На основании пункта 1.12 Приказа МЧС №506, не требуется разрабатывать пояснительную записку тем предприятиям, на которых имеется разработанная декларация промбезопасности.

Ответственность за отсутствие паспорта.

Наличие на предприятии паспорта безопасности – требование законодательное. А значит, за его отсутствие может быть наложен штраф, который регламентируется содержанием «Кодекса об административных правонарушениях». Так, если опираться на содержание статьи 9.1, регламентирующие требования по промбезопасности на ОПО, при их нарушении возможно наложение штрафа контролирующими организациями на предприятие в размере от 200 до 300 тысяч. Это в значительной мере превышает стоимость разработки самого паспорта. Также данное нарушение может обернуться и приостановлением деятельность исследуемого объекта на срок до 90 суток.

Опасного объекта"

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4, подпункт 5а) приказываю:

Утвердить прилагаемый типовой паспорт безопасности опасного объекта.

С.К. Шойгу

Регистрационный № 6218

Приложение

Титульный лист паспорта безопасности опасного объекта

"Согласовано"

"Утверждаю"

Руководитель Главного управления

Руководитель объекта

МЧС России по субъекту

Российской Федерации

Место печати

Место печати

(на подписи)

(на подписи)

" "_______________200_г.

" "______________200_г.

Паспорт безопасности

опасного объекта

__________________________________________________________________

(наименование объекта и эксплуатирующей организации)

Наименование населенного пункта, год

1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол № 4, подпункт 5а).

2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

"Общая характеристика опасного объекта";

"Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций";

"Характеристика аварийности и травматизма";

"Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций";

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций.

10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10 × 10 (-7) год (-1).

11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности .

13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций.

15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, если источником чрезвычайных ситуаций являются аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

I. Общая характеристика опасного объекта

Наименование показателя

Значение показателя

1. Полное и сокращенное наименование организации

2. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации, Ф.И.О. руководителей

3. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией объекта

4. Сведения о размерах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах:

площадь объекта, м 2 ;

размер санитарно-защитной зоны, м 2 .

5. Сведения о персонале:

общая численность, чел.;

наибольшая работающая смена, чел.

6. Износ производственных фондов, %.

7. Характеристика территории.

7а. Среднегодовые:

направление ветра, румбы

скорость ветра, км/ч

относительная влажность, %.

7б. Максимальные значения (по сезонам):

скорость ветра, км/ч.

7в. Количество атмосферных осадков, мм:

среднегодовое

максимальное (по сезонам).

7г. Температура, °С:

среднегодовая

максимальная (по сезонам).

8. Сведения об опасных веществах на опасном объекте:

перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ (по видам), тонн;

перечень и количество пожаро-, взрыво-, химически и биологически опасных веществ по каждому опасному производству, тонн;

перечень и количество радиоактивных веществ (по видам), м 3 /Ки.

II. Показатели степени риска при возникновении чрезвычайной ситуации

Наименование показателя

Значение показателя

1. Показатель приемлемого риска, год (-1)

для персонала;

для населения, проживающего на близлежащей территории.

2. Краткая характеристика наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, (последовательность событий).

3. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций:

частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год (-1);

количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее опасного сценария, тонн, м 3 /Ки;

4. Размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций:

площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, м 2

количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, (отдельно по "слабой", "средней", "сильной", "полной" в % от общего количества).

5. Краткая характеристика наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (последовательность событий)

6. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайной ситуации:

частота наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, год (-1)

количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее вероятного сценария, тонн.

возможное количество погибших среди персонала, чел.;

возможное количество пострадавших среди персонала, чел.;

возможное количество погибших среди населения, чел.;

возможное количество пострадавших среди населения, чел.;

возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.;

величина возможного ущерба, руб.

7. Размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации:

площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, м 2

количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (отдельно по "слабой", "средней", "сильной", "полной" в % от общего количества).

8. Индивидуальный риск для персонала объекта, год (-1)

9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей территории, год (-1)

10. Коллективный риск (математическое ожидание потерь) - ожидаемое количество пострадавших (погибших) людей (персонала и населения) в результате возможных аварий (чрезвычайных ситуаций) за определенное время (год), чел/год

III. Характеристика аварийности, травматизма и пожаров на опасном объекте

Характеристика аварийности на опасном объекте

Характеристика аварии

Причина аварии

Последствия аварии

Характеристика травматизма на опасном объекте

Характеристика травмы

Причина травмы

Последствия травмы

% выполнения мероприятий, предусмотренных актами расследования

Характеристика пожаров на опасном объекте

Характеристика пожара

Причина пожара

Последствия пожара

% выполнения мероприятий, предусмотренных актами расследования

IV. Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Наименование показателя

Значение показателя

1. Наличие на опасном объекте организационно-плановых документов в соответствии с "Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (Приказ МЧС России от 28.02.2003 г. № 105, зарегистрирован в Минюсте России 3.06.2002 № 3493), да/нет:

Положение по организации прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

Положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

план подготовки руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

декларация промышленной безопасности;

показатели степени риска чрезвычайных ситуаций.

2. Последний срок оценки готовности опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности сил и средств по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дата.

3. Наличие на опасном объекте Плана взаимодействия с антитеррористическими подразделениями ФСБ России, внутренними войсками МВД России, подразделениями вневедомственной охраны МВД России в случае несанкционированного вмешательства в деятельность объекта или при угрозе террористического акта, да/нет.

4. Наличие на опасном объекте спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны, да/нет (по видам).

5. Укомплектованность личным составом спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны в соответствии со штатным расписанием (по видам подразделений), % к необходимому количеству.

6. Оснащенность приборами и оборудованием спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны в соответствии с табелем оснащения, % к необходимому количеству.

7. Укомплектованность служб и подразделений опасного объекта специалистами, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, % к необходимому количеству.

8. Обучение спасательных формирований, аварийно-восстановительных подразделений, подразделений пожарной охраны, служб и подразделений опасного объекта, осуществляющих деятельность в области предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, % прошедших обучение к общему количеству (по каждому подразделению).

9. Наличие на опасном объекте систем оповещения персонала и населения, проживающего около опасного объекта, да/нет.

10. Наличие на объекте защитных сооружений (по видам сооружений и их назначению), количество укрываемых и % от нормативной потребности.

11. Наличие на опасном объекте работоспособных технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных нормативными документами, да/нет (по видам).

12. Наличие на объекте системы внутреннего противопожарного водопровода, его характеристики и соответствие требованиям нормативных документов.

13. Наличие на объекте системы наружного противопожарного водопровода, его характеристики и соответствие требованиям нормативных документов.

14. Соответствие генерального плана предприятия, объемно-планировочных решений помещений зданий и сооружений, путей эвакуации требованиям нормативных документов.

15. Наличие на опасном объекте подразделения охраны и технических систем обнаружения несанкционированного проникновения на территорию или систем физической защиты, да/нет.

16. Наличие на опасном объекте пункта и автоматизированной системы управления производственным процессом, функционирующих в условиях чрезвычайных ситуаций, в соответствии с требованиями нормативных документов, да/нет.

17. Количество зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения, ед. / % от общего количества, подлежащих оборудованию в соответствии с нормами.

18. Количество зданий и помещений, оборудованных системами автоматической пожарной сигнализации, ед. / % от общего количества, подлежащих оборудованию в соответствии с нормами.

19. Наличие на опасном объекте резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайных ситуациях и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций (по видам), да/нет.

20. Наличие договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, да/нет.