Чудесная помощь преподобного амвросия в наши дни. Обретение мощей оптинских старцев

Амвросий (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, 27 июня и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г.

как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.

Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала бо́льшую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.


Прп. Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником прп. Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». С осени 1841 по 2 янв. 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 нояб.1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февр. 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 дек. 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения А. сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. А. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени А.

Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для А. путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению - старчеству. Еще при жизни прп. Макария с его благословения нек-рые из братии приходили к А. для откровения помыслов. После кончины прп. Макария 7 сент. 1860 г. А. переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к к-рой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пуст. место прп. Макария. В 4 ч. утра келейники прочитывали А. келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время А. принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.

А. в особой, редкой мере обладал даром христ. любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь А. считал высшей добродетелью, стяжание ее - необходимым для спасения; духовным детям А. чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к А. тысячи людей - аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,- шедших к нему со своими бедами и немощами. А. принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. кн. Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. А. стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60-80-х гг. XIX в., когда в рус. об-ве были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.

Все свои необычайные дарования А. покрывал даром смирения, к-рый стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Свящ. Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления А. скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, А. еще при жизни прп. Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пуст. При прп. Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая лит-ра, в 60-80-х гг. XIX в. под руководством А. и при деятельном участии иером. Климента (Зедергольма), архим. Леонида (Кавелина), прп. Анатолия (Зерцалова), о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам.

С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря, в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина)), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон).

Сочинения: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины // ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников / Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998.

Литература: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхим. Амвросия: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1987; Акафист прп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202-223.

Мон. Екатерина (Филиппова)


Иконография, посвященная прп. Амвросию Оптинскому

Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).

В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).

Литература: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова // Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода // Русская галерея. 2001. № 1. С. 85-89.

Отца Амвросия Оптинского, прожившего в чине иеромонаха, отличала особая добродетель, называемая высокой христианской любовью. Отказавшись от мирского благополучия, святой посвятил жизнь служению Богу и людям.

Мощи святого преподобного Амвросия Оптинского, хранимые в усыпальнице собора Иконы Владимирской Богородицы, и поныне обладают чудодейственными силами, даруя исцеления и помощь в решении запутанных жизненных вопросов. После смерти старец продолжает бескорыстно служить людям, даря им особую Божью защиту и благодать.

История жизни

Отец Амвросий, в быту Александр Гренков, родившийся в 1812 году, прожил жизнь, посвященную Богу, и после смерти был причислен к лику святых. Имея духовное образование, Александр не принял сан священника, а пошел работать учителем. Во время страшной болезни, на грани смерти Гренков дал Богу обет принять постриг в случае выздоровления.

Преподобный Амвросий Оптинский

В 1839 году Александр отправился в Оптину Пустынь, где и был посвящен в монахи под именем Амвросия. Знающего 5 языков инока через некоторое время приобщили к издательскому делу, вскоре рукоположили в иеромонахи.

Прежняя болезнь дала о себе знать, отец Амвросий основное время проводил в постели, постоянно пребывая в молитвах. Господь по великой милости Своей наградил преподобного даром прозорливости и исцеления. К прозорливцу потянулись люди, но он не делал различия между петербургским сенатором и старой крестьянкой, между профессором и модницей. Кого вразумлял шутливо, а для некоторых у него была приготовлена палка.

Отец Амвросий был духовным наставником Достоевского и Толстого.

Еще при жизни праведника некоторые посетители видели старца якобы парящего в воздухе или со светящимся ярким светом лицом, однако будущий святой запрещал рассказывать об этом при его жизни.

По благоволению старца, недалеко от Оптины был построен женский монастырь, отец Амвросий часто сам оплачивал пребывание в нем бедных женщин.

По благословению преподобного отца были открыты монастыри в разных губерниях:

  • Орловской;
  • Саратовской;
  • Полтавской;
  • Воронежской.

Смерть и погребение

Мучимый болью, предчувствуя свою скорую кончину, старец Амвросий мечтал вернуться в Оптину пустыню, но болезнь приковала его в монастыре Шамордино, лишив возможности слышать и говорить. После соборования и причащения, в присутствии архимандрита Исаакия 23 октября старец скончался.

Важно! О его смерти скорбела вся Россия. Люди, приехавшие проводить в последний путь духовного наставника, отмечали необычно умиротворенное и светлое выражение его лица, на котором была печать покоя.

Было принято решение похоронить старца в Оптиной пустыне, куда сестры несли гроб на носилках. Процессия сопровождалась иконами, хоругвями и колокольным звоном по мере передвижения от села к селу.

Тело предали земле около Введенского собора, написав слова из Библии «Для немощных был, как немощный, чтобы приобрести немощных»(1 Кор 9:22). Простого иеромонаха отпевал иерей.

Вскоре к могиле отца Амвросия потянулись паломники. И стали происходить чудеса исцелений и получения ответов на волнующие проблемы. В 1998 году было решено перезахоронить мощи святых, хранимые под Введенским собором.

Поклонение мощам преподобного Амвросия Оптинского

При вскрытии гробницы преподобного мощи его имели особый цвет, прекрасно сохранились и издавали приятный аромат.

Поклониться раке преподобного Амвросия можно во Введенском соборе Оптиной пустыни.

В чем помогают мощи преподобного

Как и при жизни, за советом и помощью к любящему старцу, сердце которого было наполнено особой Божьей любовью к людям, не прекращается поток людей.

По свидетельству записей, сделанных в соборе, после посещения святых мощей происходило множество чудес:

  • ушла глухота мальчика;
  • исчезли сильные боли в ногах;
  • излечился туберкулез в запущенной форме;
  • мгновенно прошла зубная боль;
  • исчезли боли в желудке и множество других;
  • приходило освобождение от зависимостей.

Помня о рассудительности старца, люди приезжают к мощам за советом в ведении бизнеса, будущего переезда. приобретения недвижимости или автомобиля.

Всем помогает святой, некоторым являясь во сне и давая ответ. Есть свидетельства людей о том, что преподобный Амвросий явился им во сне и предупредил об опасности.

Богослужения в день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского

В о имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры, «днесь благодать Святаго Духа нас собра» в святую, прославленную, намоленную Введенскую Оптину пустынь, в эти святые праздничные дни, в день памяти обретения мощей преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, старцев Льва, Макария, Илариона, Варсонофия и Анатолия Младшего.

Велия благодать и в этом святом храме, и в святой обители, потому что Оптинские старцы, как и много лет назад, молились за народ Божий, вразумляя, утешая, подкрепляя на жизненном пути многочисленных паломников — богомольцев, которые не только отовсюду стекались в эту святую обитель, но и мысленно, на расстоянии почитали Оптинских старцев и хранили их завет в своем любящем сердце. Как помогали Оптинские старцы раньше, так помогают нам и сегодня, в XXI веке, идти спасительным путем благочестивой православной жизни.

Однажды, когда я был у отца Иоанна (Крестьянкина) и стал задавать ему вопросы о духовной жизни, о сложностях на путях спасения, он сказал: «Батенька, читайте, вникайте и запоминайте труды Оптинских старцев. В них вы найдете ответы на все ваши многосложные вопросы». И действительно, нам, и мирянам, и монахам XXI века, стоит в мыслях, в сердце, держать хотя бы основные советы и наставления великих Оптинских старцев.

Зачем люди приезжают в Оптину пустынь? Что они хотят здесь узнать? Самый главный вопрос, с которым приходили, приходят и будут приходить тысячи и десятки тысяч в Оптину пустынь и вообще в Церковь Божию: как жить и как спастись. То есть, как иметь жизнь с Богом, что и означает спасение.

Святитель Филарет, митрополит Московский однажды на проповеди спросил у мирян: «Знаете, что надо, чтобы Бог был с нами? Надо, чтобы мы были с Богом». Как спастись? Мы спасаемся, когда мы с Богом. А когда мы с Богом? Когда мы в правде, в истине, когда мы в братолюбии, в памятовании о Боге, когда мы помним о том, что мы все ходим под Богом. В Священном Писании говорится: ходил Енох пред Богом, и угодил Ему, и живым был взят на небо. Когда мы с вами в добротолюбии, в благочестии, тогда и Господь с нами.

Много раз звучали обращения и мольбы к старцу Амвросию: Батюшка, как спастись? И он отвечал: чтобы спастись в наше время, надо иметь терпения не воз, а целый обоз. В наше время надо быть или железным, или золотым. Железным — иметь большое терпение, золотым — иметь большое смирение…

Вот так и мы будем помнить слова старца Амвросия, который говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

В 37 лет он стал инвалидом и был в монастыре выведен за штат. А прожил до семидесяти девяти. Родился во время Отечественной войны 1812 года. А почил в 1891 году… Долголетие — от Бога. Не от таблеток, не от сбалансированного питания, климата, воды и прочее — от Бога.

И мы, если хотим долго жить, надо Богу молиться, исполнять Его святые заповеди, и вообще не думать о том — сколько жить. Потому что надо бояться не смерти, надо бояться пустой жизни.

Однажды премудрый философ Сократ сказал: истинная жизнь — жизнь не только для себя. Если ты живешь не только для себя, и люди хотят, чтоб ты жил, ты будешь жить… Надо быть такими людьми, чтобы о нас молились и хотели, чтобы мы пожили подольше. Мы радость получаем, когда даем радость другим.

О старце Амвросии кто-то сказал: этот человек, на одре лежащий и еле дышащий, принес России пользы больше, чем все ее «бытоулучшители», революционеры, преобразователи. Крестьян освободили от крепостной зависимости, но кто нас избавит от зависимости греху — самой страшной зависимости? Избавляет путь духовной, христианской жизни.

А еще старец Амвросий говорил о том, чтобы мы с вами имели скромность, стараясь быть похожими в этом на нашего Господа. Особенно, обращаясь к сестрам, говорил: «Сестра, не будь пестра, не будь востра, а будь смирна и будешь мирна. Сестра Мелитона, держись среднего тона, возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко, а ты, Мелитона, держись среднего тона...» Когда женщины жаловались старцу Амвросию, осуждая своих мужей, детей, внуков, он отвечал: «Не то беды, когда во ржи лебеды, а вот то беды, когда не ржи, не лебеды...»

Поэтому с терпением будем нести свой жизненный крест, вне которого пути спасительного нет и не будет. Как старец Никон (Беляев), память которого мы совершали недавно, говорил: «В этом мире не было, нет и не будет покойного места. Единственное покойное место, которое мы можем найти, это наше сердце, очищенное покаянием и любящее Бога».

И дай Бог всем нам дорожить пребыванием здесь, дорожить молитвенной памятью о преподобных Оптинских старцах, тем, что и мы, любящие Оптину пустынь, являемся благочестивыми паломниками, помнящими их заветы.

Преподобный Варсонофий, чью память обретения мощей мы сегодня тоже празднуем, говорил: «Пребывание в Оптиной пустыни есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам Оптинских старцев, в ней почивающих». А старец Амвросий советовал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело выйдет верно, а иначе будет скверно. Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

…Всем нам надо быть друг для друга солнышками. Как был старец Амвросий для всех бесчисленных паломников этой святой обители. Запомним наставления одного богомудрого старца: смотри вперед с надеждой, назад — с благодарностью, вниз — с покаянием, наверх — с верой, а по сторонам с милующей любовью, — и спасешься. Такая милующая любовь была у Оптинских старцев, а если ты будешь им подражать, то и ты спасешься, и будешь с Богом, в Троице славимым Отцом и Сыном и Святым Духом в ликующей, никогда не кончающейся вечности. Аминь!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Дни памяти:
10 июля — обретение мощей святого Амвросия Оптинского.
10 августа — Собор Тамбовских святых (утвержден по благословению святейшего патриарха Пимена в 1988 г.). Преподобный Амвросий утвержден в Соборе Тамбовских святых, как тамбовский уроженец.
23 сентября — Собор Липецких святых (утвержден в 2010 году для прославления святых, в земле Липецкой просиявших). Преподобный Амвросий некоторое время жил и трудился в Липецке
23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ

Преподобному Амвросию Оптинскому можно молиться в самых разных случаях- в болезнях, для помощи в любых житейских нуждах, он поможет утешить в скорбях, укрепить в православной вере. Существует очень много свидетельств помощи преподобного старца в болезнях, в налаживании отношений в семье, в работе, в защите от опасности и многих, совершенно необычных случаях.

Случай, который произошел со мной… Первый раз мы приехали в Оптину Пустынь на машине на один день. Находясь в одном из храмов, моя супруга услышала разговор двух женщин, одной из которых нужно было в тот день попасть в Москву (расстояние 250 км) и предложила ей поехать с нами. По дороге, в разговоре, выяснилось, что эта женщина просила преподобного Амвросия помочь ей добраться до Москвы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, – пономарем. Перед рождением ребёнка к деду – священнику съехалось множество гостей и родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, и она в этой суматохе забыла число, когда он родился. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Какое-то время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а потом преподавал в Липецком духовном училище. Товарищи и сослуживцы любили доброго и остроумного Александра Михайловича, у него был живой и веселый характер. В последнем классе семинарии он перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Болезнь отступила, но Александр все откладывал исполнение своего обета, хотя укоры совести, со временем, становились все острее. Однажды, гуляя в лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Дома, он горячо молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Честно говоря, преподобный Амвросий не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям:

«Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу».

Александр Михайлович решился просить совета у проживавшего в той местности известного подвижника Илариона. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен».

Оптина Пустынь

Гренков послушался и осенью 1839 года он приехал в Оптину Пустынь, где его принял старец Лев. Через некоторое время он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Это заняло пять лет его аскетической жизни и тяжелых физических трудов.
Известно, что Александр работал в пекарне, пек хлеб, помогал повару. Видимо, эти послушания нужны были для образованного, знающего пять языков послушника, чтобы воспитать в себе смирение, терпение и умение обуздывать свою волю.
Какое-то время он был келейником и чтецом старца Льва, который любил молодого послушника Сашу. Так ласково называл его старец, но на людях делал вид строгого к нему отношения, воспитывая смирение Александра. При этом говорил про молодого послушника: «Великий будет человек».

После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Скоро, после своего рукоположения, он заболел тяжелой и продолжительной болезнью, которая до конца дней подорвала здоровье отца Амвросия. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. Но, несмотря на свое физическое состояние, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария.
Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками, был одним из его ближайших помощников.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него, несомненно, огромное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, возможно, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу.
Исходя из такого опыта, позже, о. Амвросий говорил:

«Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»

Отец Амвросий и после кончины старца Макария продолжал заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.
Но не одно издательство было целью жизни о. Амвросия. Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника, шутя по этому поводу:

«Посмот­рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает».

После преставления старца Макария, отец Амвросий постепенно занял его место. Он обладал живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость.
Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим:

  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.
  • Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного.
  • Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь - сам лопнешь.
  • Отчего человек бывает плох? - Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.
  • Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, — это и есть жить проще.
  • Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.

Как-то ему сказали: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал:
«Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.

Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога ».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли ».

Старец Амвросий часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и, когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и мудрые советы, ему очень нравилось что-то создавать.

Келия старца Амвросия

День старца в Оптинском скиту начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.
Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью, а вокруг старца было яркое сияние.

В течение более тридцати лет, ежедневно, старец Амвросий совершал свой подвиг. Невзирая на болезнь, он с утра до вечера принимал посетителей, утешая их и давая советы. Что касается исцелений, то им не было числа и эти исцеления старец старался прикрывать. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль.
Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. В отличие от других монастырей того времени, в Казанскую Шамординскую пустынь принимали больше неимущих и больных женщин. Там не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю а просто всех принимали, упокоевали. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Шамордино

Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

Последнее лето 1891 года своей земной жизни старец Амвросий провел в Шамординской обители, где он руководил работами, да и новая настоятельница нуждалась в его указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но в связи с ухудшением здоровья и наступавшей слабости, следствием его хронической болезни, его отъезд неоднократно откладывался. Так и наступила осень.
Сам преосвященный уже собрался приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил:

«Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий.
Вскоре от тела покойного стал ощущаться тяжелый мертвенный запах, но об этом он еще при жизни говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос, почему так, смиренный старец сказал:

«Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести».

Но удивительно, чем дольше стояло в церкви тело почившего, тем меньше ощущался мертвенный запах. И это несмотря на то, что в церкви была жарко от множества людей, которые несколько суток приходили ко гробу для прощания. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.

Погребли старца 15 октября, в тот день, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери « », перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:

«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:22).

Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Мироточивая икона над ракой святого старца Амвросия

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Амвро́сие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.

ВИДЕО


16 октября - Обретение мощей прп. Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца (1988).

Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых.
В 1836 году окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Тяжело заболев в 1835 году, Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь и быстро поправился. Обет не был исполнен, но последовало вразумление Божие. В 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к старцу иеросхимонаху Льву (Наголкину). В 1842 году был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия. По рукоположении епископом Калужским Николаем во иеромонаха в 1845 году и после тяжелой болезни, последствия которой не проходили уже до конца жизни, иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца иеросхимонаха Макария († 7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом или для беседы Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. П. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого или гнилого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Преподобным Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община (обитель), куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо иногда видели преображенным.
Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, всегда было глубоким почитание его православным народом.

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение"
Наставления старца Амвросия Оптинского
На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» - иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
***
«Мы должны, - еще говорил старец, - жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
***
«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»
На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, - прибавлял он, - спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».