Биологический смысл метаморфоза. Постэмбриональный период развития Причина и биологическое значение развития с метаморфозом

«Тест «Органы цветковых растений»» - Органы цветковых растений. Строение цветка. Внутреннее строение стебля. Внутреннее строение корня. Распределите плоды на группы. Строение семени. Тип жилкования. Сочные плоды. Тест закончен. Растение – целостный организм. У каких растений семена распространяются с помощью ветра. Органы цветкового растения.

«Клеточное строение листа» - Где нет листьев, там нет и фруктов. Цель: Сформировать у учащихся представление о клеточном строении листа Задачи урока: Углубить знания о растительных тканях 2. Развивать креативность, критичность, внимание и память 3. Вырабатывать коммуникативные качества. Урок по биологии в 6 классе. Вставьте пропущенные буквы: Межд…узлие, супр…тивное, п…бег, в…г…тивные, г…н…р…тивные, лист…вая, ж…лки, дуг…вое ж…лк…вание, хл…р…фил…

«Биология лист» - Б) сидячего листа. Составьте модель. Б) простого черешкового листа. Урок «Внешнее строение листа» / биология 6 класс/. Сложного перистого листа. Набор для моделирования. Сложного тройчатого листа. Заполните схему: А) черешкового листа. Сложного пальчатого листа. Сложного непарноперистого листа. ! Используя детали данного набора выполните модели (по заданиям учителя).

«Лист и его строение» - Строение листа. Морфология листа. Черешок. Нижняя кожица. Листовая пластинка. Верхняя сторона листовой пластинки. Волоски эпидермиса 60*. Волоски эпидермиса 200*. Пигментные клетки. Нижняя сторона листовой пластинки. Жилки листа. Срез листовой пластинки.

«Кора дерева» - Главные вредители коры дерева. Жизнь в коре деревьев. Теоретическая часть. Как ухаживать за корой деревьев. Результаты наблюдения. Как начинается жизнь в коре деревьев. Диаграммы наблюдения за ростом грибов. Начало эксперимента. Выращивание мха на коре дерева. Исследования. Насекомые. Эмпирическая часть.

««Ткани растений» 6 класс» - Покровные ткани. Ткани растений. Поперечный срез листа. Проводящие ткани. Ткань. Цитоплазма в клетке. Механическая ткань. Основная ткань. Как называют содержимое вакуолей клеток растений. Живая клетка. Образовательная ткань. Есть ли пластиды в клетках чешуи лука. Виды тканей растений. Хромосомы.

Вопрос 1. Какое развитие называют постэмбриональным?

Постэмбриональное развитие наступает после рождения или выхода зародыша из яйца и заканчивается смертью организма.

Вопрос 2. Сравните прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Приведите примеры животных с такими типами развития.

При прямом развитии (у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному. Постэмбриональное развитие в этом случае сводится в основном к росту и половому созреванию.

При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Личинка питается, растёт, и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым особям. Следовательно, при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.

Вопрос 3. В чём заключается биологическое значение метаморфоза?

Биологическое значение метаморфоза в том, что на стадии личинки организм растет и развивается не за счет запасных питательных веществ яйца, а она может питаться самостоятельно.

Вопрос 4. Какие черты строения головастика свидетельствуют о родстве амфибий и рыб?

Личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Эти признаки свидетельствуют о родстве амфибий и рыб. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются лёгкие и второй круг кровообращения.

Вопрос 5. Вспомните из курса зоологии, чем отличается развитие с неполным и полным превращением (метаморфозом).

Метаморфоз представляет собой глубокие преобразования в строении организма, в результате которых личинка превращается во взрослое насекомое. В зависимости от характера постэмбрионального развития у насекомых различают два типа метаморфоза:

1. неполный, когда развитие насекомого характеризуется прохождением только трех стадий - яйца, личинки и взрослой фазы (имаго);

2. полный, когда переход личинки во взрослую форму осуществляется на промежуточной стадии - куколочной.

Вопрос 6. Какая стадия постэмбрионального развития у позвоночных животных занимает большую часть жизни? Объясните почему.

Второй период постэмбрионального развития - пубертатный (т. е. период зрелости).У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни. В этот период усиленно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (ясно вырисовывается половый диморфизм); к концу периода наступает половая зрелость и животные способны размножаться. Рост животных в этот период замедляется.

Вопрос 7. Сравните понятия «рост» и «развитие». Чем они принципиально отличаются?

Рост и развитие животного - взаимосвязанные, но не тождественные процессы. Под ростом обычно понимают увеличение размеров организма, его массы. В основе роста лежит три различных процесса: деление клеток, увеличение их массы и объема, увеличение межклеточных образований. Рост – это количественные измерения, происходящие в организме животных в период онтогенеза, которые протекают до его полного созревания. Не всякое увеличение массы можно назвать ростом. Рост происходит, как правило, у молодых животных вследствие активного обмена веществ, накопление в организме белка.

Под развитием животного понимают усложнение структуры организма, дифференциацию и специализацию его органов и тканей. Развитие животного начинается с оплодотворения яйцеклетки и образовании зиготы. Важнейшей биологической особенностью зиготы является способность ее повторять путь исторического развития, пройденный предками. Индивидуальное развитие организма состоит из эмбриогенеза и постэмбрионального развития.

Строго говоря, метаморфоза - это любое превращение, преобразование, происходящее во Вселенной. Этот термин достаточно общий и употребляется в самых различных сферах научного познания. В этой статье мы рассмотрим понятие с точки зрения биологии. В рамках науки о жизни явление корректнее называть "метаморфозом", в мужском роде, далее будут использоваться оба возможных варианта.

Итак, в биологии метаморфоза - это ярко выраженное морфологическое изменение живого организма, в обязательном порядке происходящее в течение его онтогенеза. Явление наблюдается как у растений, так и у животных. У последних метаморфоза встречается в большинства беспозвоночных и некоторых позвоночных: круглоротых, рыб, земноводных. Сущность процесса заключается в преобразовании личиночного организма (у животных) или некоторых органов (у растений) таким образом, что оформленный взрослый организм в результате кардинально отличается от новорожденного по структуре, физиологии и жизнедеятельности.

Для животных метаморфоза - это не только резкое изменение строения организма. Явлению сопутствует изменение среды обитания и условий существования. Жизнедеятельность взрослого организма совершенно не похожа на таковую у личиночных стадий, разница заключается в потребляемой пище и многих других деталях. мы обнаруживаем важнейшее значение метаморфоза в природе, он обеспечивает снижение биологической конкуренции за пищу, место обитания и другие факторы между организмами разных поколений одного вида.

Рассмотрим подробнее метаморфоз у животных. Самым ярким примером будет, пожалуй, класс насекомых. Метаморфоз характерен для всех представителей этой группы. Процесс представляет собой либо полное превращение, либо неполное. Полный метаморфоз предполагает три стадии развития организма: червеобразная личинка, куколка (неподвижная стадия, в ходе которой полностью разрушается тело личинки и формируется новое тело взрослой особи) и взрослое насекомое. Такой тип явления характерен для двукрылых (мухи, комары), перепончатокрылых (пчелы, шмели, осы), чешуекрылых (бабочки), жесткокрылых (божьи коровки). При неполном метаморфозе наблюдается всего две стадии развития: личинка, похожая на взрослую особь морфологически, и, собственно, взрослое насекомое. свойственно прямокрылым (саранча, кузнечики, медведки), равнокрылым (тли) и полужесткокрылым (клопы).

Для высших растений метаморфоза - это видоизменение отдельных органов в связи с выполняемыми ими функциями, а не преобразование всего организма. Как правило, в процесс вступают зачаточные, а не полностью сформировавшиеся органы. Метаморфозы растений также называют видоизменениями. Это, например, луковицы (у лука), колючки (у кактуса), усики (у винограда), корневище (у имбиря), клубни (у картофеля) и многое другое. Значение метаморфоза для растений заключается в их приспособлении к условиям окружающей среды. Так, например, колючки встречающиеся у растений, обитающих в жарком климате, своей формой способствуют уменьшению испарения с поверхности листа.