Антарктическая станция на Южном полюсе «Амундсен — Скотт. Амундсен — Скотт (антарктическая станция)

89009 Высота метеоплощадки 2835 м Координаты 90° ю. ш. 0° в. д. H G Я O L Амундсен-Скотт на Викискладе

Антарктическая станция «Амундсен-Скотт»; перед флагами виден полосатый столб, обозначающий земную ось (январь 2006 года)

Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США .

Хронология

Купол (1975-2003)

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом, и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Оборудование 1975 года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это обеспечивает срок службы станции от 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции Мак-Мердо на берегу и только в светлое время года. Было сделано более 1000 рейсов.

В комплексе построены:

  • 11-километровая низкочастотная антенна для наблюдения и предсказания небесных и космических бурь,
  • самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп , поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг
  • буровая установка (глубина - до 2,5 км) для изучения нейтрино .

15 января 2008 года в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Климат

Климат «Амундсен-Скотт»
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C −14,4 −20,6 −26,7 −27,8 −25,1 −28,8 −33,9 −32,8 −29,3 −25,1 −18,9 −12,3 −12,3
Средний максимум, °C −25,9 −38,1 −50,3 −54,2 −53,9 −54,4 −55,9 −55,6 −55,1 −48,4 −36,9 −26,5 −46,3
Средняя температура, °C −28,4 −40,9 −53,7 −57,8 −58 −58,9 −59,8 −59,7 −59,1 −51,6 −38,2 −28 −49,5
Средний минимум, °C −29,4 −42,7 −57 −61,2 −61,7 −61,2 −62,8 −62,5 −62,4 −53,8 −40,4 −29,3 −52
Абсолютный минимум, °C −41,1 −58,9 −71,1 −75 −78,3 −82,8 −80,6 −79,3 −79,4 −72 −55 −41,1 −82,8
Источник: Погода и Климат

Минимальная температура на южном географическом полюсе Земли составила −82,8 °C, на 6,8 °C выше, чем абсолютный температурный минимум на планете и на станции «Восток» (там было −89,6 °C), на 0,8 °C ниже, чем неофициально зарегистрированный минимум в 1916 году в Оймяконе - самом холодном зимнем городе России и Северного полушария и был отмечен 23 июня 1982 года, через день после даты летнего солнцестояния. В нынешнем веке самый сильный мороз в «Амундсен-Скотте» наблюдался 1 августа 2005 года, -79,3 °C.

Деятельность

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физика верхней атмосферы , астрономия , астрофизика и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), обеспечивают гораздо большую прозрачность воздуха на некоторых частотах, чем обычно в других местах планеты, а месяцы темноты позволяют работать чувствительному оборудованию постоянно.

События

В январе 2007 года станцию посетила группа российских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

В массовой культуре

Каждый год персонал станции собирается для просмотра фильмов «Нечто » и «Сияние »

Станция занимает видное место в ряде научно-фантастических телесериалов , в том числе в фильме «Секретные материалы: Борьба за будущее ».

Станция на Южном полюсе под названием Snowcap Base была местом первого вторжения киберлюдей на Землю в сериале 1966 года Доктор Кто The Tenth Planet .

В фильме Белая мгла (2009) действие происходит на станции Амундсен-Скотт, хотя здания в фильме совершенно не похожи на реальные.

Станция "Амундсен-Скотт" фигурирует в песне Евгения Головина "Антарктида".

Является чудом Света в компьютерной игре Sid Meiers Civilization VI , а именно в дополнении Rise and Fall.

Временнáя зона

На Южном полюсе закат и восход солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннее равноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции солнце восходит и заходит в течение более чем четырёх дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени ; нет выраженных ежедневных максимума или минимума высоты солнца над горизонтом. Станция использует

«Антарктида — материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» — такова скупая научная характеристика небольшого белого пятна в самой нижней части глобуса. Но что такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от −60 до −70°С, летом −30 до −50°С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли — там 89,2° мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» — температура поднимается до 1-2° тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Мотосани экспедиции Скотта. Фото: www.globallookpress.com

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса — моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки — Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

Норвежский флаг на Южном полюсе. Фото: www.globallookpress.com

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование — боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Роберт Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела — все, что осталось от английской экспедиции.

Хотя нет, не все. Еще был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии — дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что.

14 декабря 1911 года: 100 лет назад была покорена самая южная точка планеты. Первой это сделала экспедиция норвежца Амундсена, опередив отряд британца Скотта на 34 дня

4 января 1911 года. Роберт Скотт и его товарищи высаживаются в Антарктиде на острове Скотта, основав базовый лагерь в 1381 км по прямой от цели. Для похода они выбрали маршрут, разведанный до 88°23′ южной широты.

14 января 1911 года. На льды континента ступил Руаль Амундсен. Вместе с другими полярниками он поселился на берегу Китовой бухты в 1285 км от полюса. Но им предстояло идти по нехоженой до этого тропе.

10 февраля 1911 года. Амундсен предпринял первую попытку покорения южной точки. Но через месяц из-за плохой погоды отряд был вынужден повернуть назад. В лагерь «Франхейм» несколько человек вернулись с обмороженными ногами. Правда, плюсом данного предприятия стало то, что до 82° полярники оставили склады с продуктами и снаряжением.

19 октября 1911 года. Норвежская экспедиция на собачьих упряжках отправилась в путь. При этом животных в зависимости от обстоятельств разделяли на три категории. Одних оставляли на обратный путь во временных лагерях. Вторых, в число которых попадали выбившиеся из сил, убивали и отдавали на корм третьим, и дальше выполняющим «транспортную» роль. Питались собачатиной и люди.

1 ноября 1911 года. Старт взял отряд Роберта Скотта, который сделал главную ставку на пони как на тягловую силу. В этом, как потом скажут эксперты, заключалась одна из главных его ошибок.

7 декабря 1911 года. Амундсен достиг так называемой высоты Шеклтона - 88°23′, самой южной точки, до которой прежде доходил человек. «Я не могу передать чувств, охвативших меня, когда я стоял, разбираясь в происшедшем», - написал норвежец в книге «Южный полюс».

14 декабря 1911 года. До желаемой цели оставалось совсем немного, поэтому участники внимательно следили за приборами, измерявшими координаты. В три часа дня все одновременно закричали: «Стоп!» Южный полюс был покорен. В честь знаменательного события водрузили флаг Норвегии и назвали местность Равниной короля Гокона VII.

17 января 1912 года. Полюса достигла экспедиция Скотта. Когда британцы обнаружили стоянку Амундсена, их разочарованию не было предела.

25 января 1912 года. Утром норвежцы остановились у порога деревянного дома лагеря «Франхейм».

29 марта 1912 года. Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике, а вскоре умер, как и другие участники возглавляемой им экспедиции.

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы Роберт Скотт вернулся к жизни», - сказал Амундсен о своем сопернике. Тела погибших из отряда Скотта, а также дневник экспедиции нашли 12 ноября 1912 года. Над могилой возвели пирамиду из снега, увенчав ее крестом из лыж. Амундсен же погиб во льдах Северного полюса в июне 1928-го, когда отправился спасать пропавший дирижабль «Италия».

Станция №3 «Амундсен – Скотт» (Amundsen – Scott) США 90 0 ю.ш. 0 0 в.д. действует с 1956 года. Располагается на высоте 2835 метров над уровнем моря. Первая станция в глубине Антаркитики, а не на побережье материка. Станция получила свое название в честь первооткрывателей Южного полюса – Руаля Амундсена и Роберта скотта, достигнувших цели в 1911 – 1912 годах.

4 января 1958 года на станцию прибыла Трансатлантическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари. Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, она двигалась с новозеландской станции «Скотт-Бейс».

На Южном полюсе закат и восход Солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннееравноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции Солнце восходит изаходит в течении более чем четырех дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени, нет выраженных ежедневных максимума и минимума высоты Солнца над горизонтом.

В час дня в комнату Джонса осторожно постучали несколько раз. Джонс встал и одев халат, подошел к двери. Открыв ее, он увидел молодого человека, одетого в форму корпорации без знаков отличия.

Добрый день. Простите, что побеспокоил. Я пришел по поручению главы корпорации. Архип Великий хочет лично встретиться с вами сегодня в пять часов в «Big Father House». Мы оба понимаем, что отказ не подлежит обсуждению, поэтому ровно в пять часов вы должны быть там. И еще, сегодня кухня работает в свободном режиме, то есть вы можете есть в любое время. Всего доброго.

Хорошо, я понял, – ответил Джонс.

Человек удалился по коридору. Джонс посмотрел на время, поставил будильник на три часа дня и вернулся в теплую кровать к Фрэе.

Повторно он встал уже по сигналу будильника, вслед за ним проснулась и Фрэя.

Что-то происходит? – спросила она томным голосом.

Меня вызывает Архип, – ответил он.

Не знаю. Просто вызывает и все. Я должен быть к пяти часам. Хочу есть. Ты пойдешь со мной? Сегодня кухня круглосуточная.

Да ты что?! Конечно, пойду! А спиртное сегодня можно не знаешь? Башка немного мутная и шампанское очень вкусное.

Не знаю. Ну, от бокала я думаю, ничего не случится. Закинешь все сверху салатом и фруктами. А вылет на «Восток» не раньше завтрашнего утра. Так что у тебя еще много времени, чтобы проветриться.

О.к., я так и сделаю, но если что, отвечать будешь ты, – шутливо и весело произнесла она, - постой! А с тобой ведь нельзя?



Конечно, нет.

Тогда спроси у Архипа, можно мне посмотреть на его апартаменты?

Ты про «Big Father House»? Чего он тебе так дался?

Ну, просто хотела посмотреть, интересно же.

Ладно я спрошу в зависимости от обстановки визита, – ответил Джонс, - да и еще, - не хочешь покататься вдвоем по сдешним пространствам? Здесь очень красивые места и оригинальные тренировочные ландшафты для гонщиков. Это нельзя пропустить!

Хорошо, давай!

Собирайся, пойдем обедать! Я пока схожу - найду вахтенного диспетчера, предупрежу заранее, что мы будем совершать рейс сегодня вечером, – сказал, одевшись Джонс, и вышел за дверь.

Вернувшись, они направились вместе в столовую, после чего еще некоторое время ходили по станции вдвоем, пока Джонсу не пришла пора идти на назначенную встречу. Никого из участников вчерашнего торжества они не встретили. Видимо все еще спали, хотя официант в столовой сказал, что один из гонщиков приходил обедать по расписанию и пить кофе, и, судя по-всему, это был Ганс.

Я не задержу вас надолго, – начал свою реплику Архип Великий, обращаясь к Джонсу, когда тот уже сидел у него за столом, - несомненно, вы показали лучший результат не только, как пилот, но и как член команды. Я не собираюсь лезть в ваши проблемы и отношения с бывшим капитаном Зордаксом, хотя на его месте я бы заткнулся и сидел тихо, не показываясь. А лучше всего, подобрал бы свои амбиции от тестестеронового токсикоза и отчалил восвояси, чтобы мне не пришлось еще раз разруливать очередное говно перед нашими партнерами по бизнесу! Так вот, следующая миссия планируется через два месяца, то есть она будет через два месяца, и это уже точно и вы все будете в ней участвовать!!! И Зордакс там будет участвовать тоже, если вдруг ему не захочется отказаться! А мне было бы проще и спокойней заменить его Майнером или Кëхлером! Вы знаете, почему я не могу этого сделать?! Потому что немцы не согласны принимать участие в совместных миссиях пилотами второго плана, а командовать нашими пилотами они не хотят!!! А вы наверно подумали, что меня терзают какие-то патриотические предубеждения?.. В общем, для следующей миссии, как и в целом для всей программы необходим руководитель. Капитан, командир, старший пилот… называйте, как хотите, короче главный. Тот, кто будет отвечать за все происходящее в вашей команде, и являться связующим звеном между пилотами и руководством. Соответственно со своими полномочиями и естественно дополнительным вознаграждением. Вознаграждение, сразу оговорюсь, чтобы все было прозрачно и понятно, при условии, что не будет никаких проблем как в прошлый раз, будет составлять полтора, а в случае успешного выполнения миссии – два вознаграждения пилота. Ну и понятно, что эту должность я предлагаю вам! Все обоснования и мои и ваши ясны и понятны. Я свое слово сказал, остается дело за вами. Думать будете? Или тут нечего думать?



Я согласен! – твердо ответил Джонс.

А ну и прекрасно! Просто замечательно! Именно такого ответа я от вас и ожидал! Значит, все документы и приказы будут подготовлены еще до вашей увольнительной на «Востоке». Вы их подписываете, инструкции берете с собой, получаете деньги, уходите в отпуск, по возвращению вступаете в должность. Можете обрадовать своих друзей, секретной эта информация не является. Если вопросов нет, вы свободны!

Есть один вопрос!

Моя подруга, пилот сновигатора «Space Shark», бывший капитан моей группы, Фрея, очень хочет посмотреть на ваш офис, и просила меня спросить у вас разрешения.

Да ради Бога, смотрите, сколько хотите! Спросите у дежурного при входе в сектор, я предупрежу его, он вас проводит и за всем проследит. Надеюсь, мое присутствие при этом не требуется.

Нет-нет. Только офис, спасибо!

Джонс возвращался ошеломленный, счастливый и довольный. Он никогда бы не подумал, что для него это все может так обернуться. Он был не из робкого десятка и на фоне своего офицерского звания никогда не позволил бы себе струсить и сделать шаг назад, но сегодня его охватило реальное беспокойство и чтобы не начать осторожничать приходилось серьезно бороться с собой. Дело в том, что, не смотря на тяжелые испытания во время миссии, он в короткие сроки добился невероятно больших результатов, придя в программу всего месяц назад. Он победил соперника, нашел свою любовь, стал героем среди остальных пилотов, заработал большие деньги, получил гарантированную возможность учавствовать в следующей миссии, да еще и возглавил всю команду. Здесь любой бы начал следить за каждым своим шагом. Джонс просто не знал, что его ожидает в дальнейшем за все эти прелести, и что Архип на самом деле вел очень сложную неоднозначную игру, никогда не бросался деньгами просто так, и Джонсу придется убедиться в этом уже сегодня вечером.

Когда после встречи он рассказал обо всем Фрэе, было уже шесть часов вечера. Фрэя обрадовалась за него, но какое-то внутреннее препятствие все-таки не давало ей сделать это до конца откровенно. По-своему она ему позавидовала, так как ирония отнеслась к ней достаточно остро, сделав Джонса - еë капитаном, а не еë - капитаном Джонса. К тому же теперь он был абсолютно достаточен, независим, а значит - и менее управляем, что являлось естественным поводом для появления излишней ревности.

Ты спросил про меня? – начала она с грустью.

Да, он разрешил, только давай после ужина, часов в восемь, а сейчас пошли - прокатимся, пока не совсем стемнело.

Хорошо, – ответила Фрэя.

Они выехали с полигона в сторону «тренировочных платформ». Так называли территории с искусственными и естественными препятствиями, для прохождения тренировочных заездов. Фрея и Джонс спокойно вели свои машины, не превышая семидесяти узлов, практически вплотную друг к другу так, что было видно очертания лица через стекло кабины. Они то и дело отходили на небольшое расстояние, потом снова сближались и переглядывались между собой. Пейзаж был умиротворенным, сине – бардовым из-за непонятного состояния Солнца.

Они так засмотрелись друг на друга, что не заметили, как на радаре к ним быстро приближается точка. Внезапно раздался громкий свист форсажа и на скорости, приближенной к максимальной, их резко и достаточно характерно подрезал сновигатор неизвестной модели. Джонс по реакции даже вильнул в сторону.

Что это было? – произнес он.

Не знаю! – ответила Фрея.

Сейчас включу идентификатор.

Он нажал несколько кнопок на панели навигации, на экране высветилась вращающаяся 3D проекция сновигатора, его описание, тип модели SK-2H1 и название «Arctic Fantom». Сновигатор имел внушительный вид и судя по всему серьезные ходовые параметры. Он сделал круг где-то впереди и начал двигаться навстречу в направлении фронтальной атаки.

Джонс, что он делает? – заволновалась Фрея.

Не знаю, держись рядом, скорость не снижай! - скомандовал Джонс.

«Арктический фантом» несся прямо на них на той же сумасшедшей скорости. Внезапно в эфире раздался незнакомый голос на английском языке:

Приветствую тебя, Джонс! Меня зовут Стив Эдиссон. Я смотрю у вас тут романтическая прогулка. Не расслабляйся, герой! Выходит, ты самый лучший из всех? Позволь мне усомниться в этом! Предлагаю тебе еще раз убедиться в своем лидерстве и прокатиться прямо сейчас со мной до вашей станции «Восток» на время!

В этот момент его сновигатор совершил зверский фронтальный подрез спереди на высокой скорости и ушел назад для совершения маневра на разворот в обратную сторону.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Действие начинается с диалога Фрэи и Джонса, которые едут вдвоем на новом кроссовере BMW (например X6) из Франции через Германию в Крым, к Акселю с Кэтрин, чтобы встретиться и провести остаток своего отпуска вчетвером в их домике на побережье, после продолжительного вояжа по Европе. Они обсуждают неприятную историю с американским гонщиком в конце первой миссии.

По приезду к ним, выясняется, что на месте все очень лазурно, современно и круто. Виноградники, раскопки древнегреческого города неподалеку, двухэтажный дом с бассейном, все самое крутое и лучшее, что можно придумать, а самое главное, что все это уже полностью свое. Все счастливы, молоды и красивы, едят шашлыки, пьют вино, занимаются любовью в бассейне и загорают на терассе. Тема о том, как военные РУССКИЕ Офицеры обосновались и наслаждаются в Крыму! - лично давать читать эту часть Порошенке на ночь.

Внезапно происходит тревожный звонок из управления программы «Polar Navigation» и уже хорошо знакомая нам подполковник Сударева сообщает, что всех очень срочно собирают на станции «Восток» в полном составе и подготовке без обсуждения! За ними прилетает личный вертолет и всех четверых оперативно доставляет по месту назначения. Когда все собираются на «Востоке», их знакомят с японским пилотом Катсуро Наядзуко, который экстренно приехал с японской станции на своем сновигаторе «Бегущий самурай».

Сударева вводит команду в курс происшедшего. Оказывается, их вызвали для того, чтобы помочь японским коллегам, а Наядзуко будет среди них кем-то вроде помощника-консультанта. Дело в том, что недавно с их станции «Купол Фудзи» одним из японских пилотов был угнан сновигатор, и необходимо помочь поймать его, т.к. этот пилот не совсем адкватен и может нанести непоправимый ущерб любой другой станции или антенным сооружениям связи, просто врезавшись в них. Когда наши пилоты начинают выяснять подробности, то оказывается, что вся проблема заключается в том, что этот пилот на самом деле не совсем человек, а одна из последних масштабных разработок японских ученых-кибернетиков и инженеров – робот андроид «Rei». Человекообразная машина с собственным интеллектом и очень – очень сложной системой управления. Во время эксперимента что-то пошло не так. Возможно даже это был вражеский вирус, но в один прекрасный момент андроид взбунтовался и сбежал, угнав сновигатор, и теперь они не только рискуют потерять катасрофически дорогую разработку вместе с не довольно не дешевым сновигатором впридачу, но и понести ущерб при его возможном столкновении с другими станциями, т.к. пилотные испытания, которые они проводили с ним не были завершены до конца, и в сновигаторе заложена не вся карта Антарктики, а только те маршруты, по которым они тренировались. Помощь вооруженных сил исключается, т.к. риск повреждения робота при обстреле очень велик. Его можно захватить только определенным образом с помощью специальных электромагнитных излучателей, которые были разработаны японцами для этого случая. Чтобы это сделать, необходимо окружить его с разных сторон и включить приборы, тогда он как бы попадет в ловушку. Вертолеты так низко летать и совершать сложные взаимные маневры не могут, поэтому остается только один вариант – установить приборы на сновигаторы и начать охоту на андройда. Также выясняется, что сделать это будет не просто, потому что он обучен пилотированию на самом высоком уровне.

На вопрос, почему не подождать, пока кончится инертный газ в сновигаторе, Наядзуко объяснил, что сам сновигатор выполнен с использованием новейших технологий постоянного дополнительного, автономного накопления заряда от солнечных батарей и выработки аргона из окружающей среды. Поэтому топливо у него закончится только через неделю, а может быть и две. Робот не передвигается постоянно, а начинает движение, только когда к нему приближаются объекты ближе, чем на две мили. А когда он начинает убегать, то может по ошибке без подробных карт врезаться в другую станцию или в системы антенные коммуникаций связи, которых в Антарктике очень много. Пилотам нужно на высоких скоростях догнать его, окружить, используя тактические маневры, и включить электромагнитные излучатели вокруг его минимум с четырех сторон, тогда он не сможет вырваться, будет скован и не перестанет функционировать. В конце Наядзуко добавил, что главный инженер на их станции который создавал этого робота был так расстроен и угнетен потерей многих лет своей работы, что собрался сделать себе хара-кири, если его детище не получится вернуть обратно. Его и так еле успели остановить при первой попытке, когда все произошло, т.к. для всех это большой провал перед вышестоящими очень строгими начальни-ками, и у них это дело чести.

Дальше все начинают ловить робота. Описываются всякие подробности, как они его гоняют по Антарктическому материку и т.п. Попутно проезжают только что начавшееся глобальное строительство Конкордии II, о которой шла речь в первой части. Робот оказался на редкость очень проворным и постоянно куда-то съ.бывал, но в итоге все получилось и его действительно заклинило, когда со всех сторон включили специальные электромагнитые излучатели.

После того, как пилоты вновь справились с трудной ответственной задачей, их пригласили на станцию «Амундсен-Скотт» посмотреть на только что выпущенную разработку американской стороной программы «Polar Navigation» совместно с российскими учеными в сфере оборонной промышленности. Это несколько видов экспериментального оружия на принципе энергетического импульсного удара. Принцип очень простой, основанный на явлении образования круга в воздухе при хлопке за сверхзвуковым истребителем, когда он переходит звуковой барьер.

Питание электрическое, поэтому просто добавят новых облегченных нано батарей высокой емкости, а вместе с последними японскими системами накопления заряда и выработки аргона технические характеристики нисколько не поменяются, только добавится 150 кг веса, что не существенно.

Пушки будут размещать в боковых такелажных отсеках, вместо инструментов, так как соревнования теперь будут проходить с постоянным сопровождением спасательных служб быстрого реагирования и собственные действия не понадобятся. Также вводится новое понятие «Сореснования по гонкам на Сновигаторах» как вид спорта, подразделяющийся уже на несколько видов: стандартные – спринт на протяженной дистанции, гонка с препятствиями, а также самый интересный и убойный новый вид под названием «Snow Battle», когда гонщики применяют шквальный обстрел сновигаторов соперника, чтобы сбить друг друга с дистанции.

Далее нашим пилотам предлагают опробовать новинку на различных сновигаторах американской стороны, уже оборудованных такими пушками нескольких классов. Среди них две одиночных скорострельных пушки высокой дальности, две двойных энергоимпульсных скорострельных пушки с вертикальным расположением спаренных стволов и одиночное шестиствольное радиально-осевое вращающееся энергоимпульсное орудие. Американцы не остановились на этом и ведут дальнейшие совместные разработки по созданию небольших ракет, которые также могут сбивать цели энергетическим ударом разрыва при столкновении с поверхностью.

После нескольких заездов пилоты поняли, что такой режим гораздо интересней и более захватывающий, а Хэлбокс и Вэндэр изъявили желание, чтобы им поскорее установили такие пушки на сновигаторы, так как им очень хочется еще погонять в этом режиме.

На этом заканчивается вторая часть романа «Сквозь лëд и снег».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ.

Действие начинается на финской Антарктической Полярной станции Абоа. Финского пилота Арвида Хулко провожают на международный чемпионат по гонкам на Сновигаторах. У финнов своя модель сновигатора - «Peloton», что в переводе с финского означает «бесстрашный». Арвид должен проследовать до станции «Амундсен-Скотт», на которой будет происходить старт чемпионата.

Далее тоже самое происходит на станции Конкордиа, только с французским пилотом Жозэ Лесьон и французским сновигатором «Supplanter» (от франц.-«вытеснять») соответственно, потом Немцы, Японцы, Шведы, Китайцы, Англичане и несколько других стран-участников на сновигаторах уже имеющихся моделей России, США и перечисленных стран. Англичане выступают на сновигаторе «Mr.Bug», модель которого они полностью выкупили у Архипа Великого и произвели свой собственный полный рестайлинг. Архип не захотел этим заниматься и решил попросту дешево продать эту, неплохую в принципе модель.

После того, как все собираются на чемпионате, начинаются гонки по разным маршрутам, идет подробное описание оформления инфраструктуры трасс со всеми сопутствующими компонентами: маяками, семафорами, указателями, электронными таблицами, искусственными трамплинами и перестрелками из импульсно-энергетического оружия. Все это снимается в режиме реального времени дронами-беспилотниками, квадрокоптерами и транслируется по всему миру.

Идет острая борьба за места, ликуют зрители и гости на станциях, которые приехали посмотреть вживую на сновигаторы и гонки в Антарктике, а также самим покататься на них. Как уже говорилось ранее, основной упор делается на сюжет состязаний «Snow Battle», где вдобавок к скорости и различнообразным препятствиям на трассах (трамплины, лабиринты) добавляется стрельба из импульсного энергитического оружия с применением ракет такого же типа, не травмирующих гонщиков, а позволяющих сбивать и затормаживать движение сновигаторов во время гонки.

В конце идет награда тройки победителей, в которую попали русские, американцы и немцы, чуть-чуть не дотянул финн, но в следущий раз дотянет обязательно.

Также вероятны развития второстепенных историй и новых героев второго плана.

В целом эта часть построена не на каком-то своеобразном сюжете, а ориентирована на постановочные образы экшн – действий и прочей визуализации драйва перестрелок, описания командных тактик, прохождения препятствий в гонках, короче сплошной фэшн.