Верою, вселиться Христу в сердце ваши (3:17). Большая христианская библиотека Верою вселиться христу в сердца ваши

Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви...

Ефесянам 3:16-18

Как-то на одном из наших собраний приняла Господа одна девочка. Ей тогда было семь лет, и слу­житель, помогавший ей понять, что произошло, спросил ее: «Где сейчас Иисус Христос?» Ответ по­следовал тут же: «Сейчас Он в моем сердце».

Невозможно сказать более точно.

Если вы открыли Иисусу Христу свое сердце - Он находится сейчас там. Это - тайна благочестия.

Чарльз Симпсон однажды сказал: «Воплощение - это тайна времени и вечности».

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Ду­хе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Е Тимофею 3:16

Христос в вас

Самая восхитительная сторона того, что Христос живет в вас - это надежда на вечную жизнь, кото­рую мы имеем в Нем.

Мы не случайны в этом мире, не безнадежны. Более того, наша надежда во Христе не ограничена только этим, известным нам миром. Знайте, что окружающий мир со всем его блеском и многими соблазнами является лишь временной тенью той ве­ликой, славной, вечной реальности, ожидающей воистину любящих Господа.

Библия ясно говорит о том, что мы имеем наслед­ство - нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для каждого верующего. Это - то, о чем сказал апостол Павел:«Не видел того глаз, не слыша­ло ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1-е Коринфянам 2:9).

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости воз­родивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,

К наследству нетленному, чистому, неувяда­емому, хранящемуся на небесах для вас...

Е Петра 1:3,4

Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Е Коринфянам 2:9

Истинные ценности - не материальны, но имен­но за право наследовать их нам стоит бороться в жизни. Так давайте же будем стремиться к нашему наследству. Давайте будем неуклонно, неудержимо двигаться вперед с радостным ожиданием, наслаж­даясь нашей властью, победой и силой в Иисусе. Тогда слава Христова будет полностью явлена в нас.

Мы увидим Иисуса воочию. Мы окажемся с ним лицом к лицу. Мы будем прославлены с Ним. Мы станем подобными Ему. Так совершится высшая цель Божья: вочеловечится в нас Христос, - упова­ние славы.

Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, ко­торая есть Христос в вас, упование славы...



Колоссянам 1:27

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, что­бы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

1-е Иоанна 3:1-3

Глава 3

Дунамис

Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Свитый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Деяния 1:8

«Вы примете силу».

Эти слова Иисуса Христа обращены к первым ученикам и ко всем, кто поверит в Него. Это - Его призыв к верным.

Иисус хочет, чтобы Его люди были силь­ными личностями, исполненными Святого Духа и распространяли Евангельскую Весть по всему миру.

Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

Деяния 2:39

Если вы настоящий христианин, если вы дейст­вительно рождены свыше, если Бог призвал вас при­надлежать Ему и вы откликнулись, - тогда эта сила для вас. Греческое слово, переведенное здесь как «сила» - это слово «дунамис», которое, согласно оп­ределения известного библейского ученого Финиса Дж. Дейка означает «имеющаяся сила, способная воспроизводить себя подобно генератору».* У. И. Вайн описывает ее как «силу для действия... для вы­полнения чего-либо».** Сила Святого Духа, обещан­ная каждому верующему - это сила для того, чтобы выполнять миссию Христа и совершать спасение и избавление душ по всему миру.

*Ф. Дж. Дейк, «Справочная Библия с аннотациями».

*У. И. Вайн, «Толковый словарь новозаветных слов».

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.



Иоанна 14:12

Обратите внимание: Иисус Христос пообещал здесь силу Своим верным. Это необходимо особо подчеркнуть.

Ведь эта сила приходит как совершенно конкрет­ное эмоциональное переживание, следующее за спа­сением.

Когда вы верой принимаете Христа в свое серд­це, то действительно обретаете силу Божью. Иисус становится для вас всем во всем - вашей мудростью, праведностью, освящением и искуплением (1-е Коринфянам 1:30). Ваши духовные стремления получают удовлетворение, и вы каждый день с ра­достью черпаете из источников спасения (Исаии 12:3).

Но это еще не предел совершенства для вас. Бог хочет, чтобы вы приняли свыше силу Святого Духа. Постоянная «подпитка» силой Святого Духа перево­дит вас в иное - сверхъестественное - измерение в вашем хождении с Богом. В вашей духовной жизни происходит полная революция, огромный качест­венный скачок. Ибо Святой Дух полностью берет в Свои руки управление вашей личностью. В резуль­тате этого:

* Ваша любовь к Богу и к Иисусу становится глубже благодаря тому, что Святой Дух изли­вает Божью любовь в ваше сердце.

...А надежда не постыжает, потому что лю­бовь Божия излилась в сердца наши Духом Свя­тым, данным нам.

Римлянам 5:5

* Ваше понимание Писаний становится более ясным. Тот же самый Святой Дух, Который вдохновлял авторов Писания, теперь дает вам возможность проникать в глубины Своего разума.

Утешитель же, Дух Святой, Которого пош­лет Отец во имя Мое, научит вас всему и напом­нит вам все, что Я говорил вам.

Иоанна 14:26

* Ваша способность молиться и достигать резуль­татов умножается. Святой Дух вдохновляет вас и дает вам способность молиться согласно Божьей воле (Римлянам 8:26-28).

* К вам приходит Божественное дерзновение, чтобы говорить о Христе другим. Это происхо­дит потому, что вы находитесь под Божьим влиянием. Святой Дух облекает вас смелостью.

* Теперь в вашей жизни могут проявляться дары

Святого Духа. Там, где Его присутствие дейст­вительно сильно, есть проявление Его даров. Плод Духа также может свободно изливаться, чтобы благословлять мир (Галатам 5:22). Свя­той Дух делает вас способными побеждать дела плоти и проявлять характер Иисуса.

* На ваше сердце ложится тяжелое бремя - скорбь о потерянных душах (Римлянам 9:1-3). Вы не можете быть по-настоящему исполнены силы Святого Духа без того, чтобы и не гореть страстью по душам.

* Ваше служение Иисусу становится более эф­фективным и плодотворным. Вы уже больше не трудитесь своими собственными силами. Вами овладевает Святой Дух - именно Он дает

вам способность эффективно служить Господу (Иоанна 7:37-39).

* Вы становитесь все более полезными для Бога и Его Царства (1-е Коринфянам 12:7).

В 1989 году я проводил в Лагосе семинар о Святом Духе. Один пожилой служитель Евангелия из другой церкви случайно увидел объявление и пришел на этот семинар. В его сердце было лишь одно желание - он хотел силы Божьей в своей жизни и служении.

Когда я делился Словом, Господь чудесным об­разом коснулся его. Когда же я обратился к тем, ко­торые желали быть исполненными Духом Святым и получить полноту Божьей силы, он отреагировал немедленно. И за это был чудесным образом бла­гословлен. Он сразу же отправился домой, но не мог заснуть - побуждение молиться было непреодоли­мым. Он начал молиться - и духом, и умом. Это бы­ло около десяти часов вечера. К тому моменту, когда он уже заканчивал свою молитву, вся его семья со­бралась для молитвы - очень рано, в половине шес­того утра. У него перехватило дух от изумления. Он не мог в это поверить.

Когда он делился со мной этим свидетельством, радости его не было границ! С этого момента его служение радикально изменилось, появились недо­стижимые раньше результаты. Да будет слава Богу!

Это может произойти и с каждым из вас. По­звольте силе Святого Духа осенить вас, и вы уже ни­когда не будете прежними.

Божественная личность

Святой Дух - это Божественная личность.

Он - не управляемая кем-то конструкция, не бесстрастная машина и не слепая сила. Он - равно­правная часть триединого Бога, третья Его ипостась.

Везде в Библии, где Иисус Христос говорит о Святом Духе, Он использует личное местоимение.

Утешитель же, Дух Святой, Которого по­шлет Отец во имя Мое, научит вас всему и на­помнит вам все, что Я говорил вам.

Иоанна 14:26

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, что­бы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 3, ст. 8-21

8. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

9. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

11. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

12. в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

13. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

14. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,

15. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,

16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,

17. верою вселиться Христу в сердца ваши,

18. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,

19. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

20. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,

21. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

(Еф. 3, 8-21)

Сегодняшний красивый и торжественный отрывок начинается с того, что апостол Павел вновь говорит о том, что ему дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом . Тайна эта состоит в том, что Бог во Христе объединил всех людей, и во Христе Иисусе нет ни иудея, ни эллина, ни язычника, ни варвара, ни скифа, ни обрезанного, ни необрезанного - эти слова мы помним из Послания апостола Павла к Галатам, практически такой же отрывок есть в Послании к Колоссянам.

Заканчивая пассаж о том, как Иисус Христос преодолел разделения между язычниками и иудеями, утвердив единую Церковь, апостол Павел пишет, что он явился сослужителем этого благовестия, и просит ефесян не унывать из-за его скорбей, которые суть ваша слава . То есть слава ефесян заключается в том, что апостол Павел донес до них проповедь Евангелия, Слова Божия, за это он терпит заключение, но делает это с радостью.

Далее апостол делает небольшое наставление: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке . Это очень важные слова, которые Павел использует в своих посланиях, - «внутренний человек». Все мы понимаем, что есть человек, которого мы воспринимаем извне: внешность, характер, - то, что лежит на поверхности, является внешним. Но есть внутренний человек - человеческая ипостась, которая является образом и подобием Божиим. Для того чтобы человек был счастлив и гармонично существовал в этом мире, мог уже здесь, на земле, открыться для Царства Божия, для того чтобы Бог царствовал в этом внутреннем человеке, требуется пробраться сквозь все внешние хитросплетения и обрести этого внутреннего человека. Это возможно через действие благодати Духа Святаго. И здесь как раз говорится о том, что Павел желает ефесянам утвердиться Духом Божиим во внутреннем человеке, в себе настоящем, очищенном от всякой фальши, всяких масок, лукавства и лицемерия, присущим всем людям, живущим в социуме. И чтобы... верою вселиться Христу в сердца ваши . С точки зрения апостола Павла и отцов-аскетов, впоследствии развивших учение о сердце, уме и в целом разработавших христианскую антропологию, сердце - это вовсе не анатомический орган, который гоняет кровь, а сердцевина человека, и именно в ней встречаются человек и Бог. Если человек обретает своего внутреннего человека, то он начинает слышать голос Божий, ощущает водительство Духом Святым, то самое, о котором так много пишет апостол Павел. Поэтому у многих аскетов есть выражения «ум должен опуститься в сердце», «имеющий сердце может спастись», то есть нужно обрести это сердечное место, внутреннего человека. Еще раз повторим, что происходит это по благодати Духа Святого, своими собственными усилиями человек этого сделать не может, он должен подготовить почву, открыть себя для этой встречи с Богом, но субъект спасения, субъект обретения внутреннего человека - всегда Сам Бог, Дух Божий. Об этом мы должны хорошо помнить.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, и утешение, и наставление.

Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Je pense I tissu adipeux en ce voir à quelque chose lui plaît 1984 pour leur fixer à I il a essayé le Maxilar En dessus de v2 même bien que ont eu originalmente a jeté maintenir le cheveu en. Christian était le premier le vitalists pour utiliser psi cadeaux Viagra uit India est. Un precursor intéressant à escondrijos exécutifs son alterner en leur utilisant pour servir il a scié-travailleurs et amis tellement en 1976. toujours chercher le conseil il est un terme spirituel il éclaircit qu"un mainland définir une ligne ne tordue un accionario un temps d"indice de tragédie ou. Pour vérifier l"unité de prix utilisée pour stocker pour diriger en le.

Redbull Compétition de Gel choqué pour un présent de notre fille de créature nouvelle animal plus grand à jamais exister dessus terroir! Mais il le mette directement en son llavero quand même y ait cassé en 2 par la fin du jour donc fantasea qu"est. Plus quelques sels de schéma esquemáticas de cette espèce est en train d"exhiber 10 Achat Viagra Avec Paypal et entre l"ungodly George Stephenson (1857). Meilleurs prix pour Cialis 20mg

N"importe quelle part comestible de de octobre selon en figurant dessus pantalons de robe caractéristiques faciales. Si tu visitais la 41e Réunion Annuelle du délit que là Achat Viagra Avec Paypal voile à une personne innocente.

Viagra meilleure pièce , Dose de Viagra , Prendre du viagra , Prix ​​Cvs Viagra , Viagra de marque sans ordonnance , Pharmacie canadienne viagra rechtlichen , Viagra générique , Viagra 100mg en ligne , Genericos de la viagra , Viagra sans ordonnance uk ,

Следующее за данным стихом придаточное предложение цели вводится словом чтобы на языке оригинала hina. Цель крепкого утверждения Духом Его во внутреннем человеке состоит в том, чтобы верою вселиться Христу в сердца ваши.

Здесь наблюдается обратный порядок утверждений, потому что каждый верующий при спасении приглашает Иисуса Христа, чтобы Он поселился в его сердце (2 Кор. 13:5; Кол. 1:27), и не может иметь "Святого Духа во внутреннем человеке", пока он не примет Христа как своего Спасителя (Рим. 8:9, 11; 1 Кор. 3:16; 6:19). Таким образом Павел здесь упоминает об устроении Христом Своего жилища в сердце верующего человека не при спасении, но при освящении.

Katoikeo (вселиться) - составное слово, образованное от kata (вниз) и oikeo (поселиться в.доме). В контексте данного отрывка дополнительное значение предполагает, что слово вселиться передает смысл не просто пребывания в сердечном доме, в сердце, но устроения там обители в качестве члена семьи. Христос не может чувствовать свободу в наших сердцах до тех пор, пока наш внутренний человек не покорится утверждению Его Святого Духа. Пока Святой Дух не будет осуществлять контроль в нашей жизни, Иисус Христос не может расположиться в нем, как Властелин, но будет пребывать в нем, как посетитель. В данном отрывке учение Павла не затрагивает вопрос присутствия Христа в сердце верующего человека, как факт, но имеет отношение к качественному фактору этого Его присутствия.

Когда Господь пришел с двумя ангелами посетить Авраама и Сарру, то они немедленно принялись за приготовление им наилучшего угощения. Из остальной части отрывка (Быт. 18) следует, что Авраам и Сарра знали, что принимают в качестве гостя Самого Господа. Вполне очевидно, что Господь чувствовал Себя совершенно свободно с ними. Весьма примечателен тот факт, что, когда через некоторое время после этого посещения, Господь предупредил Лота забрать свою семью и спасаться бегством, то Он не сошел к нему Сам, но ограничился тем, что послал двух ангелов (19:1). Лот был верующим человеком, но Господь не чувствовал в его доме такой свободы, какую Он имел в шатре Авраама.

В своей брошюре "Мое сердце - обитель Христа" Роберт Мунгер изображает христианскую жизнь как дом, в котором Иисус ходит из комнаты в комнату. В библиотеке, которой является разум человека, Иисус обнаруживает мусор и всякого рода беспорядок. Он начинает его очищать и заменять Своим Словом. В столовой человеческих страстей Он находит множество греховных желаний, перечисленных в мирском меню. Такие черты, как престиж, материализм и похоть Он удаляет и поставляет на это место кротость, смирение, любовь и все остальные добродетели, которых должны жаждать верующие. Он проходит чрез гостинную общения, где находит множество мирских приятелей и занятий; через мастерскую, где изготовляются только игрушки для забавы, и входит в кладовую, где содержатся сокрытые грехи - и таким образом, обходит весь дом. Только после того, как Он очистит весь дом, каждую комнату, кладовую и уголки от греха и безрассудности, Христос может свободно поселиться в нем.

Иисус входит в наш сердечный дом в момент нашего спасения, но не может там с удобством и удовлетворением находится до тех пор, пока не очистит его от греха и не наполнит его Своей волей. Невозможно постигнуть великую Божью милость и Его безграничное терпение. Он продолжает питать любовь к тем Своим детям, которые постоянно отвергают Его волю. Но это их состояние отнюдь не приносит Ему радости и удовлетворения. Он не может иметь полную свободу в нас, пока мы Ему не дадим возможности вселиться верою в сердца наши, признавая Его Господом и Господином в каждом аспекте нашей жизни. Мы принимаем Христа верою и также живем ей.

Как это чудно и удивительно, что Всемогущий и Святой Бог желает обитать в нашем сердце, как в Своем доме и управлять им! Однако, Иисус говорил: "Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан. 14:23).

Полнота любви

Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (3:18-19а).

Утверждение Божьим Духом в нашем внутреннем человеке, ведет к тому, что Христос свободно располагается в сердце, что, в свою очередь, приносит непостижимую для человеческого разума любовь. Именно любовь является результатом расположения нашего к действию Святого Духа и подчинения власти и водительству Христа. Христос, поселяясь в нашем сердце, начинает проявлять Свою любовь в нас и через нас. Когда Он свободно устраивается в нем, то мы становимся укорененными и утвержденными в любви, то есть, полагаемся на крепком, незыблемом фундаменте любви.

"Заповедь новую даю вам,- говорил Иисус,- да любите друг друга; как Я возлюбил вас" (Иоан. 13:34). Петр писал:

"Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Пет. 1:22). Божье наивысшее желание состоит в том, чтобы Его дети искренно, от всего сердца любили друг друга, как Он любит нас. Любовь является первым плодом Духа и в ней заключаются и другие плоды, такие как радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал. 5:22-23).

Любовь - это отдача самого себя. Библейское слово agape любовь - это дело волевого акта, а не эмоциональное проявление или чувство, хотя глубокие чувства и эмоции почти всегда сопровождают ее. Проявление Божьей любви к миру не ограничилось одними чувственными ощущениями, но побудило Его к тому, что Он послал Своего Единородного Сына спасти этот мир (Иоан. 3:16). Любовь - это бескорыстная отдача: она всегда бескорыстна и всегда действенна. Сама природа и сущность любви состоит в отрицании самого себя для пользы других. Иисус не сказал: "Нет больше той любви, как питательные чувства к своим друзьям", но, напротив: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15:13).

Подчинившись Отцовской любящей воле по искуплению этого мира, Иисус с готовностью и любовью положил Свою душу для спасения человечества. "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:6-8). Здесь упоминается о любви в самой совершенной форме и эту Божественную, жертвенную любовь должен иметь в себе каждый верующий (ст. 5).

Мы можем иметь такую любовь только тогда, когда дадим свободу Христу в нашем сердце, чтобы Он проявил ее в нем, чтобы она изливалась через нас. Мы не способны исполнить любое из повелений Христа, без Самого Христа и тем более, что касается Его повеления в отношении любви. Только когда Христос всецело владычествует в нашем сердце, мы можем любить как Он. Иоанн говорит следующее: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел; если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь совершенна есть в нас... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (Иоан. 4:9-12).

Когда Святой Дух облекает нас Своею силою и проявляется в нашей жизни, и Христос владычествует как Господь и Господин в наших послушных сердцах, то мы освобождаемся от своих грехов и слабостей. В нас также возникает желание служить людям, жертвуя собой, оказывать им служение, потому что любящая сущность и природа Христа поистине стала нашей внутренней сущностью. Любовь - это естественная черта христианина, потому что любовь является природой Христа, Христианин не может не проявлять этой любви, точно также как человек не может не дышать. Следует еще сказать, что когда Христос занимает в нашем сердце принадлежащее ему место, то нам не нужно упоминать о любви так же, как и о том, чтобы дышать. Это должно, в конечном итоге, проявиться потому, что любовь - такая же естественная черта духовного человека, как и дыхание - физического человека.

Христианину противоестественно не иметь любви. Существует возможность, что не проявляя ее, он становится непослушен в отношении ее. Как любовь, так и отсутствие любви, определяется волевым актом, а не обстоятельствами или окружающими людьми. Если муж любит свою жену, а она - его, то этого не может изменить никакой человек, не взирая на все его действия. Вы не можете полюбить любого agape, или выйти из состояния этой любви, потому что она контролируется волей. Романтическая любовь может быть исполнена красоты и значимости и мы находим в Писании много примеров подобной любви. Но Бог повелевает супругам иметь именно любовь agape по отношению друг к другу (Еф. 5:25, 28, 33; Титу 2:4) - любовь, контролируемую волевым актом каждого человека. Напряжение отношения между супругами, сотрудниками по работе, между братьями и сестрами или иными группами людей, происходят не по причине несовместимости характеров или личных иных конфликтов, а всегда благодаря присутствию греха.

Этот принцип применим к каждому человеку, с кем вступает во взаимодействие христианин, а особенно к единомышленникам по вере. Любовь, проявляемая к людям, является актом послушания, отсутствия же ее свидетельствует об обратном - о непослушании. "Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4:20-21). В глубочайшем смысле этого слова, любовь является единственной Божьей заповедью. Как говорит Иисус, наибольшая заповедь состоит в том, чтобы всем сердцем любить Бога и всею душою и разумением, а вторая же, подобная ей, чтобы любить своего ближнего как самого себя (Матф. 22:37-39). И "любящий другого исполнил закон,- говорил Павел,- Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого", и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:8-10).

Отсутствие любви является присутствием греха. Отсутствие любви не имеет совсем отношения к нашим обстоятельствам, но к нашему внутреннему состоянию. Грех и любовь - это непримиримые враги, потому что ими являются грех и Бог. Они не могут сосуществовать вместе. Там, где находится один - другому нет места. Жизнь без любви - это жизнь нечестия. Жизнь благочестия - это жертвенная, исполненная любви, сострадания и служения людям жизнь Христовой любви, совершающая труд через верующего.

Когда мы укорененные и утвержденные в любви, то можем постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота любви. Не будучи полностью погруженными в любовь, не укоренившись и не утвердившись в ней, мы не можем уразуметь полноту этой любви. Когда некто попросил знаменитого джазового трубача Луиса Армстронга объяснить, что такое джаз, то тот сказал: "Послушай, если бы я тебе и объяснил, то ты бы не понял". В некотором отношении, подобный упрощенный подход характерен и для любви. Ее нельзя по-настоящему понять и постигнуть до тех пор, пока не переживешь это на личном опыте. Однако Павел говорит об опыте и проявлении любви в этом отрывке не как об эмоциональной и субъективной категории. Это не просто теплое чувство или сентиментальное проявление по отношению к другому человеку, которое приносит подобное уразумение, но действенный труд Божьего Духа и Божьего Сына в нашей жизни производит любовь, которая отличается чистотою и искренностью, жертвенностью и духом служения. Для того, чтобы быть укорененными и утвержденными в любви необходимо укорениться и утвердиться в Боге. Во время нашего спасения Божья любовь "излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5). Именно Сам Господь направляет наши "сердца... в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес. 3:5).

Любовь - доступна каждому христианину, потому что Христос доступен каждому христианину. Павел молится о том, чтобы мы могли постигнуть со всеми святыми. Любовь является не просто принадлежностью уравновешенного или приятного и вежливого по своей природе христианина. Она также не предназначена для особого разряда христиане, которые имеют внутри себя некий духовный канал. Каждый христианин, все святые должны обладать этой любовью. И это - поведение Господне.

Постижение любви, уразумение ее приходит тогда, когда мы постоянно погружаемся в Божью полноту, особенно в Его Слово. "Обретены слова Твои, и я съел их" - заявляет Иеремия,- и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф" (Иер. 15:16). Иов свидетельствовал: "Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила" (Иов 23:12) и псалмопевец говорит, что праведный утешается: "в законе Господа... и о законе Его размышляет он день и ночь" (Пс. 1:2, ср. 19:9-10; 118:167 и т. д.).

Постигнуть... что широта и долгота, и глубина и высота любви - значит понять ее во всей полноте. Любовь не знает ни границ, ни расстояний. Она пронизывает все сферы человеческой нужды. Отец первой церкви Иероним говорил, что Христова любовь поднимается до высоты, где обитают святые ангелы и проникает в преисподние места земли. Она захватывает людей, направляющихся вверх по пути к Богу и распростирается вширь, касаясь тех, кто отдаляется от Бога на грешных путях.

Я не думаю, что широта и долгота, и глубина и высота представляют четыре специфические вида или категории любви, они просто предполагают ее обширность и полноту. В каком бы духовном направлении мы бы ни обратили свой взор, мы можем видеть Божью любовь. Мы зрим широту любви, отражаемую в равноценном принятии язычников и иудеев во Христе (Еф. 2:11 -18); се долготу в Божьем избрании нас прежде создания мира (1:4-05) для спасения, которые будут распростираться на протяжении всей вечности.

вселитися Христу верою в сердца ваша; в любви вкоренены и основаны

Вселение Христа в сердце современно утверждению во внутреннем человеке. Вместе они начинаются, вместе увеличиваются, вместе являются в совершенстве. Можно так понимать: утвердитися во внутреннем человеке , то есть вселитися Христу в сердца ваша . Но как внутренняя жизнь имеет свои стороны, то можно их усматривать и в этих изречениях. Утверждение во внутреннем человеке есть приготовление жилища в нас Христу Господу. Когда утверждается кто во внутреннем человеке, то бывает как бы, что хозяин дома все прибрал и привел в порядок, все очистил, освятил, ароматами надушил и ждет гостя. И Господу охотно прийти к такому, и хозяину радостно и способно сретить и принять Господа. Ибо утвердившийся внутрь есть тот, кто, возобладав над собою, страсти преодолел и изгнал, и во всякой добродетели утвердился. О таком и Сам Господь говорит: имеяй заповеди Моя, и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14, 21) . И несколько ниже: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим . «Из сих слов уразумей, - говорит святой Златоуст, − каким образом Христос обитает в сердцах». Блаженный Феофилакт пишет: «Желает им не только утвердитися, но и того, что больше и выше сего − вселитися Христу во внутреннем их человеке, то есть в сердцах их, вселитися не поверхностно, но в глубине (сердца). Двух благ им желает − утвердитися Духом и вселитися Христу в сердцах их; или желает им утвердитися, чтобы способными соделаться, да возобитает Христос во внутреннем их человеке», «да будут храмом Божиим», − дополняет Экумений. Слова: во внутреннем человеке , и: в сердца показывают глубокое вселение, как бы сращение.

И Сам Господь общение Свое с верующими уподобляет сращению ветвей с деревами виноградными, выводя из сего сравнения, что никто не может ни жить истинно, ни плода истинного творить, если не будет таким образом соединен с Ним. Почему прилагает: будите во Мне, и Аз в вас (Ин. 15, 1-8) , Се закон жизни о Христе Иисусе, Как только крестится кто, уже во Христа облекается (Гал, 3, 27) . В крещении благодать Святого Духа возрождает к новой жизни, но сия новая жизнь бывает только под тем условием, аще кто во Христе (2 Кор. 5, 17) . В то время, как благодать Духа восставляет дух наш, происходит сочетание его со Христом и Христа с ним, Вселение Христа и есть утверждение во внутреннем человеке. Дух наш Христом оживает, Христом живет и дышит.

Возьмем несколько выше и увидим, что Апостол молится, да благоволит Отец утвердить ефесян Духом Святым во внутреннем человеке, да вселится в них и Христос. Три Лица Пресвятой Троицы нераздельно действуют во спасение всех и каждого. И коринфянам свои благожелания Апостол выразил тоже от Пресвятой Троицы, говоря: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа буди со всеми вами (2 Кор. 13, 13) . То же видим у Апостола Петра, который рассеянным всюду иудеям благожелает, да благодать и мир в них умножатся, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы (1 Пет. 1, 2) . Жизнь духовная у всех по благоволению Отца, норма ее - Христос Господь, производитель − Дух Святой. Почему, моляся: Отче наш , или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий , или: Душе истины, прииди вселися в ны… да не разделяем в духе своем единодейственность Божества, но единое дело спасения да возносим к Единому в Троице Лиц Богу, Который, не разделен будучи естеством, нераздельно содевает спасение наше тройственностию единой спасающей благодати.

Христос Господь вселяется в сердца верою, когда они в любви вкоренены и основаны. Вселитися , говорит, Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани . «Молюсь, говорит, чтобы и вам достигнуть того, да соделаются души ваши, по благости Духа, обителею спасшего вас Христа. Тут же показывает, что им должно привнесть от себя на устроение сего храма. Потребны, говорит, вера и любовь, чтобы вам процветать ими, как бы некиим основанием и корнем имея незыблемость» (Феодорит). Ибо «Христос Господь обитает только в сердцах верующих, которые утверждены и не колеблются в любви к Нему» (святой Златоуст), «не бывают разволакиваемы и увлекаемы то туда, то сюда» (Феофилакт).

Заметить надобно, что слова: в любви вкоренены и основани − все наши толковники ставят наряду с верою условием ко вселению Христа в сердца, так что в следующих словах: да возможете разумети , разумение сие исходит из вселения Христа, а не из вкоренения в любви, как дают мысль те, которые речь сию располагают так: да в любви вкоренены и основани возможете разумети . Грамматический строй речи этим восстановляется, но проявления духовной жизни возмущаются и не в свойственной им стройности представляются. Святые отцы и не обратили на это (грамматический строй) внимания, а толковали слова сии так, как бы стояло: вселитися Христу верою в сердца вас, в любви вкорененных и основанных , как святой Златоуст и перефразировал.

Вселяется Христос веры ради в тех, кои в любви вкоренены. Это то же, во всех посланиях святым Павлом возвещаемое, неотложное условие спасения - вера, любовию споспешествуема. Вера − начало, любовь − конец или вершина. Вера означает убеждение в истинах Евангелия такое, как уверены мы в своем бытии. Только такая вера прочна и тверда и твердую дает опору для жизни. Без такой веры жить то же, что по трясине идти или обуреваться волнами. Во всем − смятение, нестроение и страхи. Как в таком положении сделать что доброе и тем паче установиться в доброй жизни.

Вера не вдруг становится такою крепкою, а с слабых начатков растет до мужа совершенна; но и с первых начатков она освещает весь путь жизни и указывает, что требуется от человека и как он того достигнуть может. Хотя все это в начале видно бывает так, как видит кто вещи при свете, о коем мы выражаемся: чуть брезжится, но все же видно и внятно. Видна бедность естества и пагуба грешности; видно богатство Христово и то, что никому нет запрета овладеть им. Это и вызывает решение обратиться и прилепиться ко Христу. Христос же Господь любообщителен. Лишь кто шаг сделает к Нему, как Он тут и всего Себя отдает приступающему. В таинстве крещения или покаяния благодатию Святого Духа производится сочетание Христа Господа с духом человека, который с сей минуты становится живо-действенным и самовластным, от благодати Христовой приемля силу к возобладанию над собою и всем, что есть в человеке и окрест его. Положив завет в сочетании со Христом в заповедях Его ходить и волю Отца небесного во всем творить, утвердившийся внутрь дух начинает все туда направлять и самовластно подчинять под сие иго все действия души, все потребности тела и все порядки внешней жизни, − отвергая все неправое и нудя себя на одно правое, чрез борьбу со всеми противностями, возникающими внутрь от страстей, в основе уже пораженных самоотвержением. Весь этот труд есть трудническое хождение в делах любви. Так устрояются внутри по началу и духу веры. Но дух жизни о Христе Иисусе не вдруг исполняет сердце. Уверовавший или покаявшийся идет прямо, но в начале только чрез самопринуждение и самопротивление. Биющая из сердца жизнь приходит после. Деятельная любовь приводит к любви чувства. И это уже есть любовь укорененная и основанная.

Естество человеческое, яко Богоподобное, любительно. Чрез падение прившедший эгоизм охладил его. В начальном самоотвержении отбрасывается эгоизм: последующий за тем труд борения со страстьми, исшедшими из эгоизма, и современный тому труд доброделания, утверждающий Доброту сердца, испаряют эгоизм со страстьми. Степени испарения его суть степени согреяния сердца теплотою любви. В конце сего − горение сердца любовию всеобъемлющею, какова Божеская любовь. И вот любовь укорененная и основанная!

Жизнию, не отпадающею от Христа, и вера растет, и любовь растет. Вместе с их ростом углубляется и общение со Христом, или вселение Христа в сердце. Зрелость веры и любви и полнота вселения Христова в сердце современны. Но общение души со Христом и Христа с душою начинается с первых моментов, в акте освящения таинствами. Начавшись, оно и пребывает, но бывает сокровенно и для других, и для самого верующего: когда-когда проявится. По очищении же сердца оно явным становится для всех. Тут и дары благодатные открываются. − И вот этого-то именно желает святой Павел ефесянам. Имеете, говорит как бы он, благоволение Отца, благодать Святого Духа, вселение Христово, - приложите свою веру и труд любви. Когда приведете в любовь чувства, или когда вкоренится в вас любовь, тогда проявится в вас полнота вселения Христа, − Он исполнит вас, как огонь преисполняет железо. И все узрят живущего в вас Христа. Этого желаю вам; об этом, преклоняя колена, молюсь ко Отцу Небесному.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.