Температура горячей воды по нормативу. Расчет горячего водоснабжения: контроль качества и перерасчеты Уменьшение размера платы за некачественную горячую воду

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi , а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ . Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t . Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Получение услуг одна из тем, которая требует знаний на уровне нормативных актов и правовых прецедентов. Работа коммунальных служб далека от отсутствия нарекания со стороны жильцов. И получая некачественные услуги нужно понимать, что за эти причиненные неудобства коммунальные службы должны платить.

Одним из наиболее распространенных нарушений прав жильцов, как потребителей, является сниженные параметры горячего водоснабжения. За это коммунальщики обязаны выполнить .

Формирование стоимости горячего водоснабжения происходит следующими основными способами:

  1. При наличии водяного счетчика – путем умножения величины установленного тарифа, на количество истраченных кубометров воды исходя из показаний водомера.
  2. При безучетном потреблении оплата это – произведение норматива расхода на одного потребителя, количества зарегистрированных в жилье лиц и расчетного тарифа.

Полная расчетная стоимость начисляется при качественном предоставлении услуги. Такие параметры регламентированы законными нормами. Согласно СанПин 2.1.4.2496-09 подаваемая горячая вода, в месте получения ее жильцом, должна соответствовать температурному режиму в рамках от 60 градусов до 75 максимум. Такие условия должны обеспечиваться круглый год.

Существуют незначительные изменения в параметрах в зависимости от времени суток. Так, в дневное время возможны отклонения, но не более чем 3 градуса. В ночное время от 0 часов до 5 такое отклонение составляет не больше 5 градусов.

Действия при обнаружении несоответствия температуры

Для получения возврата сумм за некачественное оказание услуг необходимо составить заявление на перерасчет по статье горячее водоснабжение. Заявление составляется по сути вопроса с приложением копии акта замера температуры. Уменьшение оплаты совершается непосредственно за период, зафиксированный в акте.

Важно знать, как правильно сделать перерасчет за водоснабжение. Существует несколько видов расчетов:

  1. При температуре гвс ниже 40 градусов – стоимость куба воды приравнивается к цене за кубометр холодной воды.
  2. При температурных параметрах свыше 40 градусов и до нормативных показателей, расчет состоит из снижения за каждые 3 градуса от нормы 0,1 процента от оплаты.

Разнятся действия и в зависимости от наличия прибора учета. Оплачивая услугу по нормативу, уменьшение стоимости горячей воды при низкой температуре, производится обычным способом по формулам. При наличии счетчика перерасчет водоснабжения зависит от своевременно переданных показаний прибора учета. Если показания счетчика не передавали в УК более 6 месяцев, то настоять на возврате или не начислении излишних сумм может быть проблематично.

Вопрос пересмотра оплаты за некачественную услугу нужно решать параллельно с устранением причин повлекших эту ситуацию. Причина может заключаться в неисправности инженерного оборудования. И исправление ее может затянуться на длительное время. Только настойчивость поможет вернуть Вам возможность получения качественной услуги.

Горячим водоснабжением принято называть подачу воды с повышенной температурой по централизованному трубопроводу и внутренним инженерным сооружениям в частные и многоквартирные дома (в том числе в нежилые помещения и помещения совместного владения). Данная статья посвящена расчету горячего водоснабжения.

В этой статье вы узнаете:

  • Как происходит расчет горячего водоснабжения.
  • По какой формуле производится расчет норматива горячего водоснабжения.
  • Как произвести перерасчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
  • Зачем контролировать качество горячей воды.

Расчет системы горячего водоснабжения

Расчет системы горячего водоснабжения базируется на вычислении тепла на этот вид водоснабжения. Дело в том, что средняя температура холодной воды составляет 10 °С, однако на выходе этот показатель значительно ниже, что создает дискомфорт при пользовании водой для потребителя со смесителя (60 °С). Исходя из этого при вычислениях температуру рекомендуется увеличить до 50°С.

Алгоритм для расчета среднего расхода тепла на отбор горячей воды выглядит так:

qm = m* t* c *∆t, кВт*ч,

где m – расход воды, л/ч; t – время работы, ч; ∆t – разница температуры; c – удельная теплоемкость, кВт x ч/(л x°С).

  • Горячее водоснабжение многоквартирного дома: нюансы контроля качества и отказа от оплаты

Расчет норматива горячего водоснабжения

Норма водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) определяется таким образом:

N = Сумма (Q x n) x (4,5 + 0,07 + L) x 10, где

Q – расходование воды 1 водоразборным механизмом на 1 операцию; n – количество операций пользования 1 водоразборным устройством за i – 7 дней; L – число этажей в многоквартирном доме или жилом доме.

Нормы расходования и средняя температура воды на одну операцию

Показатель горячего водоснабжения (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается следующим образом:

Расчет платы за горячее водоснабжение: 2 варианта

Расчет №1 – расчет в жилом помещении установлен счетчик потребления горячей воды.

Если в квартире установлен индивидуальный прибор учета на горячее водоснабжение расчет размера платы за ГВС будет производиться по формуле № 1 , как произведение количества горячей воды, потребленной в квартире по показаниям индивидуального прибора учета и тарифа на горячее водоснабжение, установленного для региона и поставщика услуг:

Формула № 1

P i = V i п x Т кр

V i п – объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячего водоснабжения, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета;

Т кр – тариф (цена) на горячее водоснабжение, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример расчета ГВС

Исходя из показаний счетчика, в январе 2017г. было израсходовано 4 м3 горячей воды.

Стоимость 1 м3 горячей воды в данном регионе с учетом услуг посредника равна 90 руб. 00 коп.

Владея такими данными, можно произвести расчет горячего водоснабжения для конкретно этого случая:

4 х 90,00 = 360,00 руб.

Расчет №2 – в жилом помещении не установлен счетчик потребления горячей воды.

Для таких случаев используется формула №4, которая учитывает данные о нормах расходования горячей воды в регионе, числе живущих в квартире людей и стоимость горячего водоснабжения, с учетом региона и поставщика.

Формула № 4

P i = n i x N j x T кр

  • число постоянно и/или временно проживающих в квартире граждан;
  • норма, установленная на горячее водоснабжение для региона;
  • тариф, установленный на горячее водоснабжение для региона и поставщика услуг.

Пример расчета ГВС

Если взять за основу, что в помещении проживает три человека, норма потребления горячей воды в данном регионе равна 3,5 м 3 /чел, а тариф на горячее водоснабжение составляет 90 руб. 00 коп. за 1 м 3 , то вычислить размер оплаты за пользование горячей водой на данной жилплощади можно так:

3 х 3,5 х 90,00 = 945,00 рублей.

Расчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды

06 мая 2011г. Правительство РФ подписало Постановление №354 о новом порядке вычисления размера оплаты за коммунальные услуги. Согласно этому документу, жильцы квартир должны оплачивать не только горячую воду, потребляемую ими у себя дома, но и горячее водоснабжение, которое служит общедомовым нуждам. Эти изменения вызвали недовольство граждан и, в первую очередь, потому, что неясно было о каких излишках воды идет речь и на что в таких значительных объемах она тратится.

Ниже произведен расчет оплаты горячего водоснабжения для общедомовых целей.

  • Расчет №1 – расчет ГВС дома, на котором не установлен счетчик потребления горячей воды.

Вычисление суммы для оплаты израсходованной горячей воды на общедомовые цели происходит по формулам №№ 10, 15, которые позволяют определить объем потребленной горячей воды и размер требуемой оплаты соответственно.

Формула № 10

P i одн = V i одн x T кр

  • V i од – количество горячей воды, которая была израсходована на общедомовые цели в многоквартирном доме и приходится на жилое или нежилое помещение за расчетный период;
  • T кр – стоимость горячего водоснабжения согласно законам РФ.

Формула № 15

V i одн.5 = N одн x S ои x (S i / S об)

  • N одн – норма расходования горячей воды, поданной за расчетный период и израсходованной на общедомовые цели в многоквартирном доме;
  • S i – совокупная площадь жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме;
  • S об – совокупная площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
  • S ои – совокупная площадь общедомовых помещений в многоквартирном доме.

Образец вычислений

Норма потребления горячей воды на общедомовые цели в регионе равна 0,3 м 3 на 1м 2 . Совокупная площадь помещений, находящихся в общедомовом ведении, – 400 м 2 . Совокупная площадь всех жилых помещений данного многоквартирного дома равна 4 000 м 2 . Общая площадь одной квартиры – 45 м 2 . В данном регионе установлен оплата горячей воды в размере 90 руб. 00 коп. за 1 м 3 . Используя эти данные, получаем следующие вычисления:

0,3 х 400 х 45 / 4000 = 1,35 кубических метров 1,35 х 90 = 121,50 рублей

  • Расчет №2 – расчет ГВС дома, на котором установлен счетчик потребления горячей воды

Для расчета оплаты расхода ГВС применяются формулы №№ 10, 12, которые позволяют определить объем горячей воды и размер оплаты соответственно.

Формула № 12

Образец вычислений

Количество горячей воды, которое было израсходовано согласно общедомовому счетчику, равно 2 000 м 3 . Количество горячей воды, израсходованное во всех жилых помещениях по показаниям индивидуальных счетчиков, равно 1 200 м 3 . Количество горячего водоснабжения, израсходованного в тех квартирах, где нет индивидуальных счетчиков, равно 500 м 3 . Общая площадь квартир дома равняется 4 000 м 2 . Площадь одной квартиры равна 45 м 2 .

Стоимость 1м 3 горячей воды в рассматриваемом регионе с учетом интересов поставщика услуг равна 90 руб. 00 коп.

Исходя из выше указанных данных, расчет оплаты горячего водоснабжения на общедомовые цели выглядит следующим образом:

(2 000 - 1 200 - 500) х 45 / 4000 = 3,375 кубических метра 3,375 х 90,00 = 303,75 рублей

Резюмируя представленные примеры вычислений, следует сказать, что в случае отсутствия коллективного счетчика объем горячей воды для общедомовых потребностей будет определяться площадью помещений, находящихся в общедомовом владении, и тарифом на горячее водоснабжение.

Важно знать, что в случае обнаружения лишних кубометров горячей воды, общедомовой счетчик позволит разобраться в причинах этого явления. Если же такого счетчика нет, то найти причину возникновения излишков и повлиять на размер оплаты общедомового потребления горячей воды возможности не представляется.

  • Проверка счетчиков воды: периодичность и законодательное регулирование

Расчет нагрузки горячего водоснабжения

Расчет нагрузки горячего водоснабжения требуется производить, когда имеют место:

  • сокращение расчетных тепловых нагрузок;
  • уменьшение издержек на отопление;
  • согласование изменений состава теплопотребляющих установок (изменение числа отопительных приборов или разборка вентиляционной системы). Такое случается, если в помещении меняют тип вентиляции либо устанавливают тепловую завесу;
  • необходимость в подтверждении того, что новая тепловая нагрузка и расходование теплоэнергии подходят расчетным нормам;
  • планирование собственной системы отопления;
  • планирование индивидуального узла теплоподачи;
  • при необходимости корректного распределения тепловой нагрузки между субабонентами;
  • подсоединение к общей теплотрассе новых объектов (одиночных и/или комплексных сооружений);
  • подписание нового договора с поставщиком теплоэнергии;
  • необходимость конкретизировать тепловые нагрузки в нежилых помещениях для отдельных учреждений;
  • погашение организациями стоимости услуг расчетным способом (в случаях, когда невозможно установить счетчик);
  • безосновательное повышение расходования теплоэнергии фирмой-поставщиком или управляющей компанией.

Что касается прав потребителей в области расчета тепловой энергии на ГВС, то они зафиксированы:

  • во всех типовых договорах, заключенных относительно поставок теплоэнергоресурсов;
  • в приказе Министерства Регионального Развития Российской Федерации от 28 декабря 2009г. № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок».

Согласно этому документу, повторному рассмотрению договорных показателей должно предшествовать создание техотчета, в котором будет отражен расчет тепловых нагрузок, а также будут приведены аргументы необходимости скорректировать или сократить тепловую нагрузку на конкретный объект.

Помимо этого, приказ Министерства Регионального Развития РФ от 28.12.2009г. №610 разрешает внести коррективы в расчет тепла на горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию в следующих случаях:

  • при проведении капремонта;
  • при восстановлении внутренних инженерных конструкций, направленных на уменьшение растрат энергоресурсов;
  • при усилении теплоизоляции конкретного объекта;
  • при проведении иных процедур, направленных на сохранение энергоресурсов.

Перед началом осуществления пересмотра тепловых нагрузок для находящихся в работе зданий и подсоединения к общей системе новых объектов требуется:

  • собрать всю имеющуюся информацию об объекте;
  • осуществить аудиторскую проверку энергосистемы объекта;
  • осуществить расчет тепловых нагрузок на горячее водоснабжение, отопление и вентиляцию на основании результатов проверки;
  • написать техотчет;
  • обсудить отчет с компанией-поставщиком теплоэнергоресурсов;
  • внести коррективы в имеющийся или подписать новый договор с компанией-поставщиком энергоресурсов.

Гидравлический расчет горячего водоснабжения

Главной целью гидравлического расчета горячего водоснабжения стоит назвать вычисление размеров (в частности, диаметра) труб, через которые осуществляется подача воды, и издержек от напора. Отправной величиной для осуществления таких вычислений принято считать секундный расход, принимающий во внимание значение остаточной циркуляции:

qh, сir = qh (1 + kсir), л/с,

в данном случае kсir - индекс остаточной циркуляции.

Чтобы вычислить этот параметр, требуется разделить секундный расход на циркуляционный внутри системы горячего водоснабжения. Формула будет выглядеть следующим образом:

kсir = f(qh/qсir).

В этой ситуации условия таковы, что kсir ≠ 0 лишь в самых первых частях трубопровода при том, что qh/qсir больше двух. Во всех остальных случаях kсir будет равен 0. Важным моментом является то, что гидравлический расчет составляется перед вычислением циркуляции. Этот факт подразумевает, что специалист вынужден выдвинуть гипотезу о параметрах соотношения qh/qсir (для жилых зданий обычно qh/qсir больше 2,0) и аргументировать ее.

Вычисление размеров затрат напора в водоразборных стояках, объединенных кольцующей перемычкой в секционные узлы, производится на основании расчетных расходов воды с индексом 0,7. За расчетный расход на кольцевых участках принято брать в качестве самого нижнего порога наибольший секундный расход для одного из устройств, который подлежит обслуживанию.

Что касается скорости движения воды в трубопроводе горячего водоснабжения, то она не должна превышать трех метров в секунду. Но при этом доказано, что скорость воды, превышающая полтора метра в секунду, является причиной возникновения шумов.

Для того чтобы рассчитать диаметр стояка при несовпадении сопротивления, за основу принято брать расчетный расход и напор у самого основания стояка. Если показатели сопротивления идентичны, за единую величину принимается диаметр крайнего стояка.

Для осуществления грамотного гидравлического расчета какой бы то ни было направленности требуется иметь представления об основных законах гидродинамики (среди прочего – уравнение Дарси-Вейсбаха). Но нужно быть готовым, что каждая область будет налагать свою специфику на осуществление гидравлического расчета (например, расчет в области горячего водоснабжения весьма типичен, что избавляет от необходимости вычислять затраты напора по отдельности).

Существует алгоритм для расчета потерь напора на участках системы горячего водоснабжения:

Н = i×l(1 + kl), мм,

где i - удельные линейные потери напора, мм/м; l - протяженность участка; kl - индекс, учитывающий потери напора в локальных сопротивлениях.

Показатели i берутся из соответствующих справочников.

Не стоит забывать, что возможны случаи, когда для осуществления горячего водоснабжения нагревают жесткую воду из трубопровода. Такая ситуация чревата появлением наростов внутри труб (т.н. соли жесткости). В этой ситуации для вычисления показателя i применяется номограмма.

  • Располагаемый и требуемый напоры в системах ГВС в режиме водоразбора

Напор, гарантированный на вводе и применяемый при необходимости для подачи воды для целей горячего водоснабжения, называется располагаемым. Другой вид напора – требуемый, характеризуется тем, что служит для прохождения сопротивлений гидравлики при подаче воды к максимально удаленному (дистанционно и по высоте) устройству.

Если взять в качестве примера закрытую систему горячего водоснабжения, то располагаемым напором будет напор холодного водопровода в месте соединения с горячим трубопроводом. А для вычисления требуемого напора применяется следующая формула:

Нтреб = Нпод + Нсч + Нвн + Нг + Нсв,

где Нпод – потери напора в подающих трубопроводах в режиме водоразбора; Нсч – потери напора в счетчике воды (водомере); Нвп – потери напора в водонагревателе; Нг – разность геодезических показателей максимально высоко расположенного прибора и места соединения системы горячего водоснабжения с холодным водопроводом; Нсв – свободный напор на устройстве ("на излив").

Для открытой системы подачи теплоресурсов, предполагающей разбор прямо из теплотрассы, располагаемым будет напор в обратном водопроводе теплотрассы в узле подсоединения системы горячего водоснабжения. Расчет требуемого напора (в условиях отсутствия водонагревателя) будет производиться таким образом:

Нтреб = Нпод + Нсч + Нг + Нсв,

где Нг определяется от конкретного места подсоединения к теплотрассе. В системах горячего водоснабжения, работающих по принципу самотека под воздействием толщи воды в аккумулирующих сосудах, за располагаемый напор берется непосредственно геодезическая разница между показателями уровня воды в таком сосуде и максимально высоко находящегося устройства. Расчет требуемого напора для этой ситуации выглядит так:

Нтреб = Нпод + Нсв

  • Технологии водоподготовки и схемы их применения в сфере ЖКХ

Перерасчет и расчет горячего водоснабжения

Статьей 542 Гражданского Кодекса РФ установлено, что качество предоставляемых энергоресурсов должно отвечать критериям, зафиксированным законом РФ, а также пунктам договора об осуществлении поставок энергоресурсов. Статья 538 Гражданского Кодекса РФ предписывает применять выше указанные правила к отношениям, возникающим при осуществлении поставок энергоресурсов, так как другой порядок действий законом не предусматривается.

Температуру горячей воды в узлах водоразбора регламентирует пункт 2.4 СанПиНа 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009г. № 20. Согласно этому документу t на выходе не должна выходить за пределы 60 - 75 °C. Предписания СанПина должны неукоснительно соблюдаться теми юрлицами, которые по роду занятий связаны с осуществлением и налаживанием работы магистрали горячего водоснабжения.

Подпункт «В» пункта 17 Правил заключения договоров по поставке энергоресурсов говорит о значимости в этой области такого показателя, как качество предоставляемых ресурсов, которое должно обеспечивать поддержание общедомового имущества на должном уровне. Коммунальные услуги должны оказываться гражданам в полном соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и условиями подсоединения многоквартирных домов и объединяющих их общих сетей инженерно-технического обеспечения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 20 Правил заключения договоров по поставке энергоресурсов).

Согласно п.5 прил.1 к Правилам предоставления коммунальных услуг качество коммунальных услуг в области горячего водоснабжения должно соответствовать следующим критериям: гарантировать соблюдение температурного режима в узле водоразбора согласно закону РФ о техническом урегулировании и положениям СанПина.

К обязанностям ремонтно-строительной организации, которая отвечает за подачу воды, относится обеспечение ее качества и нужной температуры (в промежутке от 60 до 75 °C), хотя закон РФ не дает строгих предписаний по этому вопросу. Компания-поставщик ответственна за то, чтобы теплоноситель дошел до граждан в надлежащем качестве. Если температурный показатель воды окажется меньше нижней границы, установленной нормативами (Постановление АС ЗСО от 12.10.2015 № Ф04-24751/2015 по делу № А45-19993/2014), граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в суд, который обяжет ответчика (компанию-поставщика энергоресурсов) исправить допущенные нарушения.

Пункт 5 прил.1 к Правилам предоставления коммунальных услуг позволяет допустить отклонения от установленных законом температурных показателей. Так, отклонение от принятой температуры в ночное время с 00 ч. 00 мин. до 05 ч. 00 мин. может составлять 5°C; днем с 05 ч. 00 мин. до 00 ч. 00 мин. - 3 °C. Несмотря на существование таких оговорок, подобное положение не считается нормой. Решение ВС РФ от 31 мая 2013г. № АКПИ13-394 гласит, что подобные отклонения являются показателями предоставления услуг ненадлежащего качества.

Для того, чтобы в узлах водоразбора температура горячей воды равнялась 60 °C, на вводе в дом она должна быть на порядок выше. Однако, как уже было сказано, нет законодательных предписаний относительно именно этого показателя, поэтому в случае обращения в суд речь может идти только о том, что ремонтно-строительная компания должна обеспечить температуру воды на вводе в дом не меньше 60°C.

Когда управляющий МКД может подать на перерасчет стоимости горячей воды

Пункт 2 статьи 542 Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданам право отказаться от оплаты энергоресурсов неподобающего качества. Но и компании-поставщику разрешается потребовать от граждан в этом случае компенсацию энергопотерь.

Также существуют законодательные предписания, касающиеся изменения порядка оплаты потребленных энергоресурсов, если они были не соответствующего качества или подавались с перебоями, превышающими допустимый срок (подпункт «д» пункта 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Регламентируют порядок перерасчета оплаты Правила предоставления коммунальных услуг.

Действующее законодательство РФ признает безоговорочное преимущество системы контроля потребляемых ресурсов посредством установления счетчиков на пограничной территории между зоной ответственности компании-поставщика и собственностью граждан. Если на дом установлен счетчик и не было нареканий к его работе, то показатели этого прибора могут считаться доказательством поставки недостаточно качественной воды. Ремонтно-строительная организация должна предоставить опровергающие эту информацию доказательства, в противном случае должен быть произведен перерасчет оплаты израсходованных ресурсов (постановления АС УО от 11 января 2017г. № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015).

Подтверждает это положение и подпункт «В» пункта 111 Правил предоставления коммунальных услуг, который определяет дату и время начала предоставления некачественных услуг в соответствии с датой и временем, зафиксированными предназначенными для этого приборами (например, ОПУ, ИПУ и пр.). Более того, наличие счетчика и его показаний избавляет от процедуры подтверждения факта предоставления услуг несоответствующего качества согласно предписаниям раздела Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16 января 2017г. № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016).

В тех случаях, когда соответствующих измерительных приборов на здание не установлено, для подтверждения факта оказания некачественных услуг потребуется собрать ряд документов, а также следовать порядку действий, зафиксированному в разделе Х Правил предоставления коммунальных услуг:

  • зафиксировать сигнал гражданина в аварийно-диспетчерскую службу (пункты 105, 106, подпункт «б» пункта 111);
  • договориться с гражданином о сроках проверки предоставленной информации о нарушении, уведомить ремонтно-строительную организацию о том, что будет осуществлена проверка предоставляемой ею услуги в том случае, если поставщик не знает причин нарушения (п. 108);
  • осуществить проверку по сигналу потребителя, все данные полученные в ее ходе должны быть письменно зафиксированы по определенной форме (п. 109). Проверка предназначена для подтверждения нарушения в вопросе качества оказываемой услуги (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении) и выяснения его причин (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон, и тогда должно соблюдаться.

  • Тарифное регулирование водоснабжения: о негативных тенденциях

Как производится перерасчет горячего водоснабжения

Подпункт «Д» пункта 22 Правил заключения договоров о поставках ресурсов говорит, что перерасчет стоимости некачественно предоставленной услуги происходит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Это подтверждается Решением ВС РФ № АКПИ13-394, гласящем, что, если нет дополнительных документов, которые фиксируют порядок проведения перерасчета, представитель граждан, проживающих в многоквартирном доме, может претендовать на снижение платы за оказание услуг с нарушением их качества согласно требованиям СанПина. Причем перерасчет должен производиться таким же образом, что и перерасчет для непосредственных потребителей (постановления АС ЦО от 29 февраля 2016г. № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг предписывает снижать плату за ГВС за расчетный период на совокупный размер оплаты за весь период предоставления некачественных услуг в оговоренных в документах случаях (см. прил. 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг).

Определить суммарную стоимость услуг с нарушением качества можно, умножив стоимость услуги за весь расчетный период (прил. 2 Правил предоставления коммунальных услуг) на отношение длительности оказания некачественной услуги внутри этого периода к общей длительности оказания коммунальной услуги за расчетный период.

Для расчетов оплаты коммунальных услуг за ГВС используются следующие величины:

Рi – величина оплаты за оказанную коммунальную услугу за расчетный период (согласно прил. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);

Δ – совокупная величина оплаты за все дни оказания некачественной услуги (или сумма, на которую должно быть произведено уменьшение оплаты за расчетный период);

t – длительность оказания некачественной услуги внутри одного расчетного периода.

Продолжительность расчетного периода определяется всей длительностью оказания поставки энергоресурсов в соответствии с принципами о постоянстве и безостановочности этого процесса. Исходя из описанных ранее правил осуществления расчета оплаты (абзац 2 пункта 101 Правил предоставления коммунальных услуг), можно составить следующую формулу (приняв, что месяц состоит из 31 дня):

Δ = Рi х t / 31 дн.

Снижение оплаты за нарушение температурного режима происходит по следующему принципу: оплата уменьшается на 0,1% за каждые 3°C, отличные от нормы (приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг) и за каждый час в совокупности на протяжении всего расчетного периода в соответствии с разделом IX Правил предоставления коммунальных услуг. Если температура горячей воды опускается ниже 40 °C, то каждый час оказания услуги подобным образом в совокупности за весь расчетный период оплачивается по тарифу оплаты за пользование холодной водой.

Вычисления базируются на следующих параметрах:

  • величина оплаты соответствующей услуги за расчетный период, внутри которого зафиксированы сбои в организации горячего водоснабжения (Рi1);
  • величина, на которую производится уменьшение оплаты услуги (в %), изменяется в зависимости от колебаний температуры воды: - 0,1% за каждые 3 °C;
  • длительность оказания услуги с нарушениями качества в совокупности за весь расчетный период, выраженная в часах, (t1) и с учетом правила раздела IX уже упомянутых правил.

Взяв за основу всю обозначенную выше информацию, расчет суммы снижения платы осуществляется по следующему алгоритму:

Δ = Рi1 х % х t1

Положение пункта 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг позволяет применить именно эту формулу, несмотря на предписания пункта 101 тех же Правил.

К сожалению, в приведенных ранее определениях присутствуют шероховатости, которые вызывают многочисленные споры и даже приводят к подаче исковых заявлений. В основном недопонимание связано с двумя величинами, первая из которых (Рi1) помогает определить размер сокращения оплаты. Согласно пункту 5 прил. 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг эта оплата характеризуется как оплата за расчетный период, внутри которого были допущены температурные нарушения. Однако стоит более подробно рассмотреть понятие расчетного периода и очертить его рамки.

Пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг говорит о расчетном периоде как промежутке времени равном одному календарному месяцу. Это подтверждается вычислениями в Письме Минрегиона РФ от 04 июня 2007г. № 10611-ЮТ/07. Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Следует сказать, что определения из действующих Правил предоставления коммунальных услуг совпадают по смыслу с формулировками, уже прекратившими свое значение в виде критериев деятельности в рассматриваемой части (пункт 5 приложения 1).

Пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг гласит, что оплата услуг за расчетный период, равный месяцу, подлежит сокращению на совокупный размер оплаты за каждый период оказания услуг с нарушениями, равный одному дню. Таким образом, предстоит высчитать стоимость оказания некачественной услуги за 1 день.

Решение ВС РФ № АКПИ13-394 постановляет, что пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг фиксирует такое изменение правил оплаты коммунальной услуги недостаточного качества, при котором нет возможности вообще не осуществлять оплаты за поставляемую воду с нарушением качества. Если взять за значение параметра Рi1 величину оплаты за месяц, то даже в случае непродолжительных и несерьезных нарушений величина сокращения оплаты очень быстро приблизится к этому показателю, и гражданина должно будет освободить от оплаты услуги по снабжению горячей водой за рассматриваемый месяц. Основываясь на этом тезисе, зачастую судьи отклоняют исковые заявления управляющих многоквартирными домами, предоставивших расчеты размера оплаты с учетом размера оплаты за месяц.

Так, Постановление АС ВВО от 14 октября 2016г. № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 говорит о том, что разработанная система оплаты за период некачественной реализации услуги подачи воды, при которой степень уменьшения размера оплаты за подачу горячей воды считается совокупно за расчетный месяц, подразумевает возможность не оплачивать израсходованный некачественный ресурс, однако, это неправильно. Если взять случай, при котором температура поданной потребителям воды была ниже нормы на 18°C непрерывно на протяжении 9-ти дней, то по такой системе расчета оплата горячей воды за месяц составит 00 руб. 00 коп. Более подробно изучив пункт 101 Правил предоставления коммунальных услуг, можно понять, что расчетным периодом оказания услуги с нарушением качества нужно считать 1 день, что подтверждается мнением многих представителей судейской коллегии (смотрите постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Однако в некоторых случаях судьи принимают другую сторону и признают правомерность расчета размера оплаты с расчетным периодом в один месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

В качестве возможного выхода управляющие многоквартирным домом могут запросить в Министерстве строительства документальное подтверждение объективному порядку расчета снижения оплаты за горячее водоснабжение несоответствующего качества, которое можно использовать в суде в качестве доказательной базы. Однако суд имеет право не принимать этот документ в качестве доказательства, обосновав свою позицию тем, что предложенные документы не имеют статус нормативных актов.

В том случае, когда за основу берется размер оплаты за один день и на доме установлен счетчик, правильнее вести расчеты, исходя из реального количества израсходованной за сутки воды, которое было зафиксировано прибором. Если счетчика нет, то вычисления проводятся посредством формулы, которая требует разделить общий объем учтенного и поставленного в дом ресурса на количество дней в месяце.

Пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предписывает снижать размер оплаты за горячую воду на 0,1% за каждые 3 °C нарушения нормы. Также здесь вводятся следующие критерии: возможно отклонение от температурных норм на 5°C ночью и на 3 °C днем. Таким образом, точная трактовка этого предписания подразумевает, что оплата израсходованной горячей воды не должна быть снижена, если ее температура в ночное время не опускалась за пределы 55 °C и ниже 57 °C днем. Однако, если температура продолжит падать относительно уже сниженных показателей, то за каждые последующие 3°C (т.е до 54 °C) оплата будет сокращаться на 0,1% каждый час (при 51°C – 0,2% и т.д.). Такой подход нашел поддержку и среди представителей арбитража (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Но Решение ВС РФ № АКПИ13-394 говорит о том, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, на деле обозначает внесение коррективов в санитарно-эпидемиологические нормы, регламентирующие уровень качества горячей воды, направленные на соблюдение противоэпидемических мероприятий. Подобная ситуация вступает в конфликт с уже упомянутыми законодательными нормами и требует признания этой нормы недействительной в данном контексте. Таким образом, мы возвращаемся к тому, что любое отклонение от прописанных норм будет приравнено к нарушениям качества оказания услуги. Обсуждаемые критерии продолжают действовать в вопросах условий и порядка изменения размера оплаты. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процент 0,1% снижения оплаты за пользование горячей водой несоответствующего качества должен быть начислен за любое нарушение температурного режима (начиная с 57°C днем и 55°C ночью). В согласовании с документальной базой такой подход выглядит более правильны. Он также находит поддержку в судебной системе.

Руководствуясь этими соображениями, управляющие многоквартирными домами должны подкреплять свою позицию расчетом, который сулит большую выгоду, и строить свою линию на том, что нельзя допускать никаких отклонений от температурных норм.

Также существует нюанс, связанный с тем, возможно ли высчитывать точный размер снижения оплаты, если отклонение от нормы не совпадает с прописанным в нормативах «шагом». Существует точка зрения, рекомендующая вести вычисления снижения размера оплаты с учетом десятых долей в том случае, если температура опустится менее, чем на 3°C. Можно привести пример, когда температура воды в дневное время опустилась до 55°C. В этом случае возможно посчитать, что процент снижения оплаты стоимости услуги будет равен 0,167% (5/3 х 0,1%). Однако встает вопрос о правомерности подобных вычислений. Пункт 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не позволяет нам сказать, что это правильное решение. Мы помним, что за каждые 3°C оплата снижается на 0,1%, это позволяет вывести некую закономерность.

Именно такой способ осуществления расчета приводится в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А Постановление АС УО от 28 октября 2016г. № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 подчеркивает, что расчет УК неверно, т.к. принимает во внимание десятые доли градуса.

  • Обзор судебной практики по жалобам на качество воды, поступающей в МКД

Мнение эксперта

Зачем контролировать качество горячей воды

А.Н. Соколова,

налоговый юрист

Действительность такова, что непосредственные потребители горячего водоснабжения (рядовые граждане, школы, детские сады и прочие организации) не могут с технической точки зрения с использованием необходимого оборудования осуществлять контроль за качеством горячей воды, определять такие ее характеристики, как цвет, замутненность, количество содержащегося в воде железа и др. веществ и пр. Также, далеко не каждый может обратиться за юридической консультацией. Все это подразумевает, что производители и поставщики теплоэнергоресурсов должны подходить к своим обязанностям со всей ответственностью.

Подобная позиция проявляется и в осуществлении строгого контроля за качеством оказываемых услуг, в оперативном устранении выявленных нарушений и осуществлении правильного расчета граждан за предоставляемые услуги в данном случае. Такой результат может быть достигнут в том случае, если все стороны процесса обеспечения населения и других субъектов теплоэнергией направят свои усилия на контроль за качеством предоставляемых услуг. Важно, чтобы ответственные за предоставление энергоресурсов организации в вопросе оплаты услуг руководствовались буквой закона и не настаивали на выплатах за случаи нарушения качества. Их действия должны базироваться на следующих нормативных актах:

  • п. 2 ст. 542 ГК РФ - для организаций, занимающихся поставкой энергоресурсов;
  • Правила предоставления коммунальных услуг - для управляющих компаний.

Если не придерживаться данных норм, то очень сложно будет добиться от компаний-поставщиков должных мер по устранению возможных нарушений в процессе снабжения энергоресурсами. Нарушения правил оказания услуг в этой сфере и осуществление неправильного расчета населения за предоставляемые некачественные ресурсы не позволяет оптимизировать положение дел в этой сфере во многих населенных пунктах.

Температура горячей воды в кране по нормативу в 2020 году регламентируется СНиП (строительные нормы и правила) N II–34– 76 и СанПиН 2.1.4.2496-09. Эти документы определяют качество воды, подаваемой в жилые дома для хозяйственных и питьевых нужд.

Ненадлежащее качество водопроводной воды

Помимо температуры, горячая вода должна соответствовать таким параметрам, как чистота и давление. Что толку в горячей воде, если она бежит тонкой струйкой или грязная? Повышенное давление тоже не повод для радости: это влечёт за собой поломку муфт, вентилей и других элементов системы водоснабжения.

Для горячей воды установлены пределы давления от 0,3 до 4,5 атмосфер. Выход за эти границы – прямой повод для обращения в УК за перерасчётом.

Примеси в водной среде могут быть как органического, так и неорганического происхождения: ржавчина, попадание в систему земли, гниющая древесина и т. д . Если подобные случаи носят частый и длительный характер, необходимо обращаться с жалобой в водоканал с просьбой провести проверку систем очистки, которая должна осуществляться совместно с ЖЭК .

Как подать жалобу?