Неоконченная симфония шуберта. Лирико-драматический симфонизм в творчестве шуберта, брамса, дворжака Симфонии ф шуберта

План-конспект урока

по учебному предмету «Музыкальная литература»

3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП

преподаватель Белобородова Виктория Викторовна

МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»

Тема: «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта

Цель: познакомить обучающихся с симфонией си минор «Неоконченной» Ф. Шуберта

Задачи: 1. Образовательная:

Опрос домашнего задания, викторина по фортепианным сочинениям Ф. Шуберта.

Симфония си минор «Неоконченная» - год издания, первое ее исполнение, форма, тематизм симфонии. Разбор I и II части симфонии: ритм, характер, тональность, инструменты, которую исполняют основные темы.

Дать понятие симфония.

Слушание основных тем Симфонии си минор: I ч. – вступление, г.п., п.п., II ч. – 2 темы.

2. Воспитательная: вызвать чувство эмоциональной отзывчивости у обучающихся на музыкальные образы в «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта.

3. Развивающая : слух, ритм, память, мышление, речь.

Методы : словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.

Оборудование : ноутбук.

Использование ИКТ : Кушнир М.Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыка зарубежных стран. – М.: Музыкальный Издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.

Использование ЭОР: http :// www . classic - music . ru

http :// www . audiopoisk . com / track / franc -6 ...

Название ресурса : Тематическая подборка материала

Список методической и используемой литературы

1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 – 5 классов. – Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.

2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4.И. Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ. – М.: «Музыка», 1990.

5.Ю.Булучевский, В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 10-е изд. – Л.: «Музыка», 1990.

Наглядные пособия

Портрет композитора Франца Шуберта. Нотные примеры основных тем. Картинки с музыкальными инструментами: струнные, деревянно-духовые.

Ход урока

1.Опрос домашнего задания по теме: Фортепианные сочинения Ф. Шуберта, викторина (Вальс си минор, «Военный марш», «Музыкальный момент» фа минор, Экспромт Ми-бемоль мажор).

2. Ф. Шуберт «Неоконченная симфония» си минор.

C имфония в переводе с греческого означает – созвучие. Это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла.

Симфония си минор написана Шубертом в 1822 году, в период наивысшего расцвета его таланта. Это восьмая по счету симфония (всего Шубертом написано 9 симфоний, одна из них утеряна). Она получила название «Неоконченная», т.к. имеет всего две части. В противоположность героической симфонии № 5 Бетховена это произведение лирическое. Все темы симфонии Шуберта имеют песенный характер, в чем сказалось влияние его собственного вокального творчества.

Впервые симфония была исполнена в декабре 1865 года – через 43 года после ее создания. В то время, когда Шуберт писал эту симфонию, он уже был известен как автор прекрасных песен и фортепианных пьес. Но ни одна из написанных им симфоний не была публично исполнена. Симфония си минор создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже – в партитуре.

В фортепианном варианте сохранились наброски трех частей, но в партитуре композитор записал только две. Поэтому впоследствии она получила название «Неоконченной».

«Неоконченная» симфония – открыла дорогу романтизму. В симфоническую музыку вошла новая тема – внутренний мир человека, который ощущает свой разлад с окружающей средой.

Первая часть написана в форме сонатного allegro , темп - Allegro moderato .

Главной партии предшествует вступление, полное скрытой, затаенной тревоги. Тема вступления имеет песенно-декламационный характер. Она звучит приглушенно и таинственно у виолончелей и контрабасов в низком регистре (слушание ):

В симфонии Гайдна «С тремоло литавр» также было вступление. Своим медленным вступлением и несколько таинственным звучанием оно оттеняло жизнерадостную музыку allegro . Здесь вступление имеет другое значение – это уже начало повествования.

Главная партия звучит в том же умеренно быстром темпе. Гобои и кларнеты «поют» нежную, лирическую, грустно-задумчивую мелодию (слушание):

Беспокойное сопровождение струнных инструментов сохраняет чувство тревоги, выраженное в начале симфонии. Как и в песнях Шуберта, сопровождение, фон «опережает» основную мелодию, предваряет ее настроение.

Побочная партия также песенна. Эту вторую песню «поют» виолончели с их густым мягким тембром. Оживленный ритм мелодии, синкопированное сопровождение придают побочной партии танцевальный характер. Тема звучит в соль мажоре (тональность VI ступени к си минору). Из-за отсутствия перехода происходит непосредственное, красочное сопоставление тональностей (слушание):

Разработка построена на теме вступления. Частые акценты, резкие смены силы звука, беспокойно пульсирующий фон создает остроту, порывистость и огромную напряженность звучания. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. В момент кульминации звучность оркестра усиливается благодаря вступлению тромбонов.

Наступает реприза. В том же порядке, что и в экспозиции, звучат главная и побочная темы. Все пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь. И только заключение первой части, где вновь появляется тема вступления, напоминает о тревоге и смятении чувств, так бурно прорвавшихся в разработке.

Вторая часть Andante con moto (неторопливо, с движением), мир других образов. В ее основе 2 темы. Обе лирические. Лирика здесь особенно искренняя, возвышенная. Это поиски новых, светлых сторон жизни, примиренность с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. В противоположность первой части, вторая часть в целом имеет светлый характер. Минор второй темы проходит «бесследно». Но есть и общие черты. Обе темы Andante песенны. А синкопированный ритм танцевальной второй темы сближает ее с побочной партией первой части (слушание) .

Очень эффектно завершает композитор симфонию: постепенно затухает, растворяется начальная тема. Возвращается тишина…

Существует набросок третьей части симфонии си минор – решительной, волевой. Шубертом закончены лишь две части симфонии. Очевидно, ее замысел не потребовал традиционного четырехчастного цикла.

«Неоконченная» симфония песенна по тематике, ее отличают красочные гармонии, иные, чем у венских классиков, приемы тематической разработки. Выделяет симфонию и фактура изложения, напоминающая песню с сопровождением. Отсюда своеобразное звучание оркестра, когда солирующие голоса получают роль «поющих» голосов. Все это открыло новые пути для развития жанра романтической симфонии у других композиторов.

Долгие годы симфония находилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера. И лишь в 1865 году впервые исполнена дирижером Иоганном Хербеком. С тех пор «Неоконченная симфония» Шуберта неизменно украшает концертные программы.

Д/З

1.Составить 7 вопросов письменно по симфонии си минор Шуберта.

2.Поготовиться к викторине и письменному опросу по симфонии.

Если тебе нечего сказать, значит, и нечего спеть. (Франц Шуберт)

Франц Шуберт, 1797-1828, австрийский композитор, создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

Особого внимания, как одно из истинных шедевров музыки, заслуживает лирико-драматическая «Неоконченная симфония» си-минор, №8. Личная лирическая тема никогда ранее не стояла в основе в симфонии. В ней проявляется песенность в изложении тем - мелодия и аккомпанемент (как в песне), форма законченная (как куплет), в развитии - оно вариационное, симфонию пронизывает приближённость звучания мелодии к голосу. Голосом поёт каждая отдельная тема.

Образ вступления - сумрачный, затаённый, звучит унисоном у виолончелей и контрабасов в нижнем регистре как тревожное предчувствие. Главная партия у гобоя с кларнетом - задушевная, элегичная, протяжная, трогательная. Побочная партия - светлая, приветливая, песенно-танцевальная с терцовым соотношением тональностей с главной партией. То же наблюдаем и во второй части.

Разработка основана на теме вступления. Звучит насыщенно, плотно, напряженно, драматично. Слышим неплохие полифонические приемы.

Вторая часть полна той же трогательной задумчивости: в природе и грёзах герой находит прибежище от мира зла и несчастий, переносится в мир завораживающих волшебных сновидений. Здесь преодолеваются тревога и грусть первой части. От душевного смятения остается только воспоминание.

Изумительной красотой отличаются обе темы: и широкая певучая главная, и проникнутая тонкими оттенками побочная. Замечательный эффект угасания найден композитором в самом конце произведения.

Огромное сожаление вызывает то, что произведение так и не было исполнено при жизни композитора. Рукопись была найдена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона), а первое исполнение «Неоконченной симфонии» -- в 1865 (через 37 лет).

Большой интерес на протяжении многих лет «Неоконченная симфония» вызывает из-за того, что, вопреки правилам, имеет только 2 части вместо 4. Есть мнения, что симфония не окончена, но, на мой взгляд, «звучащая биография простого человека», глубоко чувствующего жизнь, стремящегося передать полноту внутренней жизни своей личности, вплоть до тончайших, неуловимых переживаний отражена в ней довольно полно.

лирический неоконченный симфония шуберт

Вывод

Симфония №8 идейно завершённое произведение. Шуберт намерено не сделал финала по той причине, что, не может быть финала у страданий и любви к миру.

Используемая литература

1. История и теория музыки. Учебное пособие под редакцией кандидата искусствоведения Хвоиной О.Б. - М.: ГИТР, 2009.

2. Познавательный журнал «Школа жизни». Статья Г. Константиновой «Шуберт и его маленький человек».

3. К. Кузнецов «Венок Шуберту».

4. Материалы международного форума искусств «Романтизм: истоки и горизонты» МГК им. П.И. Чайковского.

Шуберт, «Неоконченная симфония». У Шуберта, как и у Бетховена, 9 симфоний. В отличие от Бетховена, у которого симфонии были лидирующим жанром, у Шуберта симфонии становятся вровень с другими не менее важными жанрами. Симфония испытывает благодатное влияние песенных принципов, что сказывается на облике музыкальных тем (главная партия – песня №1, побочная партия – песня №2, связующая и заключительная партии сводятся к минимуму). Фактура этих тем представляет собой песенную мелодию с аккомпанементом. Шуберт не сразу нашел свою дорогу в симфонической музыке, ему было сложно работать по соседству с Бетховеном. В своих ранних симфониях Шуберт возвращается к моцартовскому письму. В двух последних своих симфониях (си минор и до мажор) Шуберт обретает свой убедительный, индивидуальный симфонический стиль. Они совершенно различны, противоположны друг другу. Эпическая 9-я проникнута чувством всепобеждающей радости бытия. «Неоконченная» воплотила тему обездоленности, трагической безысходности. Подобные настроения, отразившие судьбу целого поколения людей, до Шуберта еще не находили симфонической формы выражения. Созданная двумя годами раньше 9-й симфонии Бетховена (в 1822 г), «Неоконченная» ознаменовала возникновение нового симфонического жанра – лирико-психологического .

Одна из главных особенностей h-moll–ной симфонии касается ее цикла , состоящего всего из двух частей. Многие исследователи пытались проникнуть в «загадку» этого сочинения: действительно ли гениальная симфония осталась незавершенной? С одной стороны, нет сомнений, что симфония была задумана как 4-х частный цикл: ее первоначальный фортепианный эскиз содер­жал большой фрагмент 3 части – скерцо. Отсутствие тонального равнове­сия между частями (h-moll в I-й и E-dur во II-й) тоже является веским аргументом в пользу того, что симфония не мыслилась заранее как 2х-частная. С другой стороны – у Шуберта было достаточно времени при желании дописать симфонию: вслед за «Неоконченной» он создал большое количество произведений, в т.ч. 4х-частную 9-ю симфонию. Есть и другие доводы «за» и «против». Между тем, «Неоконченная» стала одной из самых репертуарных симфоний, абсолютно не вызывая впечатления недос­казанности. Ее замысел в двух частях оказался полностью реализованным.

Идейная концепция симфонии отразила трагический разлад человека XIX века со всей окружающей действительностью. Чувства одиночества и обездоленности впервые выступили в ней не как тонус отдельного эмоционального состояния, а как основной «смысл жизни», как мироощущение . Характерна главная тональность произведения – h-moll, редкий в музыке венских классиков. Герой «Неоконченной» способен на яркие вспышки протеста, но этот протест не приводит к победе жизнеутверждающего начала. По напряженности конфликта эта симфония не уступает драматическим произведениям Бетховена, но этот конфликт иного плана, он перенесен в лирико-психологическую сферу. Это драматизм переживания, а не действия. Основа его – не борьба двух противоположных начал, а борьба внутри самой личности . Такова важнейшая особенность романтического симфонизма, первым образцом которого стала симфония Шуберта.


Первый же образ симфонии, данный в ее вступлении , совершенно необычен: в унисоне виолончелей и контрабасов тихо возникает сумрачная тема, вопросительно замирающая на D основной тональности (от этого же звука возьмет начало главная тема). Это эпиграф ко всей симфонии и главная, руководящая мысль I части, охватывающая ее замкнутым кругом. Она зву­чит не только в начале, но и в центре, и в заключении I части, кал постоянная, неотступная идея. Причем интонации безрадост­ного раздумья постепенно перерастают в трагический пафос отчаяния.

При введении главной темы Шуберт использует характерный прием песенной техники – изложение фонового материала до вступления мелодии. Этот рвущийся впе­ред единообразный аккомпанемент струнных звучит вплоть до вступления побочной, объединяя всю тематическую линию (тоже песенный прием). Аккомпанемент создает ощущение тревожного беспокойства, сама же тема имеет характер трогательно-печальный и воспринимается как жалоба. Композитор нашел выразительную инструментовку – сочетание гобоя с кла­рнетом, который смягчает некоторую резкость основного тембра.

Характерной чертой экспозиции «Неоконченной» симфонии является непосредственное сопостав­ление главной и побочной тем, без развитой связующей партии. Это – характерная особенность песенного симфонизма, в корне противоположная бетховенской логике последовательных переходов. Главная и побочная темы контрастны, но не конфликтны , они сопоставляются как разные сферы песенной лирики.

С побочной партией связана первая драматическая ситуация в симфонии: светлая и чудесная, как мечта, тема (G-dur, виолончели) внезапно обрывается, и после генеральной паузы на фоне громовых тремолирующих минорных ак­кордов скорбно звучит начальная квинтовая интонация главной темы. Этот тра­гический акцент поражает резкой неожиданностью и ассоциируется с круше­нием мечты при ее столкновении с реальностью (типично романтический прием). В конце экспозиции в сосредоточенной тишине вновь звучит тема вступления.

Вся разработка строится исключительно на материале вступления. Шуберт выступает здесь создателем монологического типа разработки, столь характерного для романтической симфонии. Обращение к нему вызвано особым дра­матургическим замыслом: композитор не стремился запечатлеть борьбу про­тивоположных начал, преодоление препятствий. Его цель – передать безна­дежность сопротивления, состояние обреченности.

Сквозное развитие темы вступления проходит в разработке 2 этапа. Первый из них связан с обострением лирико-драматической экспрессии. Мелодическая линия темы не спускается вниз, а в сильном crescendo вздымается вверх. Нарастание эмоционального напряжения приводит к I кульминации – конфликтному диалогу грозного мотива вступления и тоскливо звучащих синкоп из побочной партии (он проводится трижды). Завершается первая фаза разработки громоподобным проведением темы вступления в tutti оркестра в e-moll.

Второй этап разработки подчинен показу неотвратимо­го натиска роковых сил. Интонации темы становятся всё более жесткими, резкими, властными. Но, подойдя к концу разработки к предельному кульминационному взрыву, трагический накал внезапно иссякает. Подобный прием «рассеивания» кульминации перед репризой весьма характерен для Шуберта.

В репризе существенных изменений нет, лишь побочная партия расширяется в объеме и становится более печальной (переход в h-moll). Отсутствие изменений после мучительных порывов, тревог и борьбы разработки приобретает глубокий смысл: «все напрасно». Приходит осознание неразрешимости конфликта, смирение перед трагической неизбежностью. Этот вывод дает кода , где вновь возвращается тема вступления, приобретая еще более скорбный оттенок.

Во II части выступает другая характерная сторона романтизма – умиротворение в мечте. Созерцательный покой и мечтательная грусть Andante воспринимаются не как преодоление конфликта, а как примирение с неизбежным (подобно «Прекрасной мельничихе»). Композиция Andante близка сонатной форме без разработки.

Песенная, широкая, полная тихого созерцательного покоя и умиротворения, главная тема звучит у скрипок и альтов после краткой вводной фразы (нисходящая гамма контрабасов рizzicato на фоне мягких аккордов валторн и фаготов).

Подобно I части, новая музыкальная мысль – побочная тема – вводится не как противоборствующая, сила, а как переключение в иную эмоциональную сферу – элегическую. Трогательная и кроткая, детски наивная и одновременно серьезная, она заставляет вспомнить п.п. I части: синкопированный аккомпанемент (скрипки и альты), подготавливающий вступление мелодии, внезапный омрачающий сдвиг в область драматических переживаний. Но смысл этих тем совершенно разный. Если в I части побочная тема открывала доступ в мир светлой мечты, то в Andante она характеризует состояние надломленности, беззащитности. В репризе обе темы излагаются почти без изменений (тональность побочной – a-moll). Кода, построенная на отдельных мотивах главной темы, возвращает в русло умиротворенного созерцания.

Брамс, Четвертая симфония (ор. 98, 1885 г.), ми минор. В мир симфонической музыки Брамс, один из величайших симфонистов XIX века, решился вступить, только перешагнув 40-летний жизненный рубеж. Он сомневался в своих силах (чувствуя за собой «шаги гиганта»). Из письма к другу: «Я никогда не напишу симфонию! Ты не представляешь, какой смелостью надо обладать, чтобы решиться на это, когда слышишь за собой «шаги гиганта». Над своей Первой симфонией Брамс работал 20 лет. Ее выход в свет стал одним из центральных событий в биографии композитора. Ганс фон Бюлов назвал это произведение «Десятой симфонией Бетховена». Действительно, в музыке симфонии много бетховенских ассоциаций: тональное развитие от c-moll к C-dur, сходство главной темы финала с бетховенским «гимном радости». Во Второй симфонии Брамс опирается, скорее, на опыт Гайдна и Шуберта. Все четыре симфонии были написаны в 70-80 годы. В основе каждой – 4х частный цикл, не имеющий связи с программно-литературным содержанием. Явная ориентация Брамса на классическую жанровую основу была своеобразной реакцией на увлечение синтетическими жанрами, охватившее многих современных ему композиторов-романтиков.

Драматургию цикла можно представить как движение от элегических размышлений и героических порывов I части, через возвышенное созерцание Andante и шумное веселье скерцо к трагической катастрофе финала. Именно финал становится кульминацией симфонии, подготовленной всем ходом развития лирической идеи. Перенесение «центра тяжести» цикла с I части на финал – общая черта брамсовских симфоний. По сравнению с бетховенской драматургией, движение мысли происходит у Брамса как бы в обратном направлении – «от света к мраку», и особенно ярко это проявилось именно в 4 симфонии. В целом, 4 симфония – произведение, допускающее различные интерпретации, но бесспорно одно: это типичнейшая концепция позднего романтизма.

I часть . Симфония начинается тихо и неброско, с лирической исповеди главной партии. Глубоко личный, интимный тон этого высказывания обращен как бы к самому себе (вспоминается начало соль-минорной симфонии Моцарта). Жанровая основа темы –романс. Об этом говорит и интонационный рисунок (мелодия «соткана» из излюбленных брамсовских терций и секст), и песенная фактура (мелодия с арпеджированным сопровождением), и инструментовка (струнные: I и 2 скрипки в октаву в сопровождении альтов и виолончелей). Тема вызывает классические ассоциации (в частности, с некоторыми баховскими прелюдиями, с хором «Qui tollis» из мессы си-минор). В то же время она абсолютна оригинальна: интересно, например, соединение признаков целостной песенной темы и непрерывного разработочного взаимодействия коротких мотивов. Тема повторяется в вариационном изложении с более оживленной ритмикой. Общая линия эмоционального развития идет по пути нарастания лирической экспрессии.

Внезапно непрерывное лирико-повествовательное течение мысли прерывается властным фанфарным сигналом деревянных духовых, последняя фраза которого подхватывается оркестровым tutti. Это – связующая тема, элемент, контрастирующий всей экспозиции в целом. Ее тональность – гармонический Fis-dur (низкая VI ступень придает музыке связующей несколько тревожный, суровый оттенок). Волевая, энергичная, связующая тема воспринимается как призыв к активному действию. Ее материал получает необычайно широкое развитие в I части (тема появляется не менее 10 раз), будучи главным импульсом драматизма.

Вслед за героической фанфарой немедленно вступает побочная. Так же, как и главная, она лирична и песенна. В побочной партии – две темы: 1-я побочная (h-moll) – у виолончелей и валторны, вдохновенная, страстная, словно признание. В ее мелодии акцентируются скачки на неустойчивые звуки лада, напряженные интервалы ум.5, ум.4, секундовые интонации разрешения. 2-я побочная (H-dur) – более нежная, светлая, звучит у кларнета и флейты. Характерно сложное полиритмическое сочетание триолей и дуолей.

Итак, основные темы I части – главная и побочная – не противопоставляются друг другу. Контраст вносит связующая. Подобное соотношение – энергичная связующая тема между лирическими главной и побочной – опять же напоминает 40-ю симфонию Моцарта, которую Брамс считал образцом естественного развития. Кроме того, две лирические основные темы характерны и для сонатной формы Шуберта.

Между побочной и заключительной партиями нет четко выраженной границы: побочная обрывается на уменьшенной гармонии DD и после арпеджированного пассажа раздаются победные фанфары связующей в мажоре (сначала pp, затем f ). Это – заключительная партия, яркий триумфальный эпизод, который является кульминацией всей экспозиции. Он подводит к «замыканию круга» – возвращению интонаций главной партии в H-dur, а затем и ее исходному звучанию в основной тональности. Происходит своеобразное наложение граней формы: разработка начинается как будто бы с повторения экспозиции (это единственный случай, когда Брамс отказывается от повторения сонатной экспозиции). Подобное начало разработки (с главной партии в основной тональности) очень необычно.

В целом, вся экспозиция охвачена сквозным развитием: цезуры сглажены, текучесть ткани размывает структурную расчлененность разделов формы, в гармонии господствуют прерванные обороты. При этом почти все основные тематические образования родственны начальному ядру главной партии: его нисходящее движение по терциям становится басовым контрапунктом к побочной партии; на основе трезвучия строится и фанфара связующей.

Разработка сжатая, напряженная и динамичная. В ней три раздела: 1 – основан на мотивном развитии главной темы; 2 – начинается с появления на органном звуке «G» интонаций связующей темы, которые в дальнейшем чередуются в диалоге с отдельными мотивами главной. Напряжение неуклонно продвигается к вершине, но внезапно «снимается», гаснет, растворяется; 3 – переход к репризе, который решен очень индивидуально. Здесь возникает «тихий предыкт», который не концентрирует энергию, подобно бетховенским, а рассеивает ее в импровизационных перекличках–модуляциях. Тематическим материалом служит один из элементов главной темы (9 такт).

Реприза начинается тихо и умиротворенно. Начало главной темы дается в ритмическом увеличении и в новом, унисонно-октавном изложении у деревянных духовых инструментов. Течение темы дважды прерывается прелюдийными арпеджио. И только после этого возобновляется знакомый по экспозиции тематический материал с некоторыми изменениями. Заключительная партия перерастает в драматичнейшую коду . Лирическая главная тема преображается здесь в трагедийную. Она звучит ff в оркестровом tutti в каноническом изложении. Появление этого кульминационного варианта воспринимается как внезапное, однако оно является закономерным результатом всего хода развития разработки, не достигшего в свое время вершины.

—«поэта среди музыкантов, равного которому еще не было», по выражению Листа. Повышение интереса к его личности и жизни идет рука об руку с возрождением влечений к его музыке, особенно инструментальной. Чуткий и глубокий исполнитель сонат Шуберта пианист Шнабель раскрывает в них еще не ведомые горизонты— мелосом насыщенные миры звучаний. Мелодия и только мелодия рождает пышно расцветающие формы. Плавная и задушевная, чистая, как горный поток, несущийся с далеких вершин, она увлекает людей за собой в музыкально проявленном движении, растворяя в нем все темное и злобное и вызывая в нас светлое чувство жизни. Лирика Шуберта, действительно, оказывается единственным и исключительным примером овладения через песенность человеческой эмоциональной стихией в ее простейших элементарных и в сложнейших, насыщенных сильнейшим драматическим напряжением проявлениях. Без преднамеренности, чутко, непосредственно, просто и задушевно Шуберт в.песенном- восторге передает все, что нас трогает, волнует и что рождает в нас инстинктивное стремление цепляться за жизнь, жаждать и любить ее. Его творчество — сильнейший запас жизненной энергии, но источается она не в грозах и не в героической борьбе, а в прозрачном лирическом потоке. Тяготение современности к Шуберту — пробуждение страстного неудержимого инстинкта жизни.

Шуберт-симфонист известен мало, особенно в его юных опытах, где он нащупывает свой путь рядом и почти независимо от гиганта Бетховена и его мощных усилий. Особенно мало кому ведома его красивая лирическая симфония C-dur (№ 6), и исполняется она редко в отличие от его большой лирико-эпической тоже C-dur"ной симфонии (№ 7)—постоянной посетительницы программ концертов. C-dur"ная «маленькая» симфония сочинялась в 1817—1818 годах (октябрь — февраль) и является последним звеном в цепи юношеских симфоний Шуберта, возникших между 1814 (Первая симфония) и 1818 годами.
Симфоническое дарование композитора еще не развернулось в них до полной самобытности и зрелости, как в его двух последних знаменитых симфониях (неоконченная h-moll и C-dur), но характерные черты шубертовской индивидуальности мягко прорастают в каждой из шести и пробиваются сквозь знакомые черты Гайдна и Моцарта, сквозь итальянские влияния и сквозь привычные схемы венской симфонической школы. Меньше всего чувствуется Бетховен, и, во всяком случае, даже там, где власть его творчества так или иначе ощущается, Шуберт инстинктивно ускользает от нее и разрешает каждую новую проблему симфонизма по-своему. Слышится только толчок от Бетховена, а дальше все идет по-шубертовски.
В исполняемой Шестой C-dur"ной симфонии такого рода толчок имеется в скерцо, но оно уже напоено свежестью самобытных шубертовских скерцо, в них так много чисто венского юмора и остроумия — и предугадывает обольстительные гармонии и ритмы скерцо Седьмой — гигантской — C-dur"ной симфонии. В остальных частях Шестой («маленькой») симфонии много моцартовских и особенно гайдновских приемов и манер,.как в характерных акцептах, так и в мелодических оборотах, в концовках, в прозрачности инструментальной ткани, в легкой и подвижной поступи. Всюду видно, как органически и последовательно, словно бы минуя все те области, которых коснулась могучая мысль Бетховена, развивается лирико-симфонический гений Шуберта. На основе гайдно-моцартовского оркестра и уже ставших шаблонными интонационных схем растет и расцветает светлый, плавный и связный мелоспоток неистощимых, щедро расточаемых мелодий. Радуют новые нежные инструментальные краски, свежие модуляционные приемы и мягкие сопоставления тональностей. Жизненно, без театрального пафоса, любовно, без душной эмоциональности, бодро и импульсивно, без нервной порывистости — так движется музыка юных симфоний Шуберта, волнуя нас своей наивностью и лаской, искренностью и простодушием. Именно просто и безбоязненно Шуберт касался обыденности, и она становилась волшебной сказкой. Просто и с детской доверчивостью его воображение шло сперва по проторенному венской симфонической добетховенской школой пути, и путь этот словно бы преображался: легкий непривычный изгиб мелодии, новый тональный поворот или уклон, красивый узор, плавный ход аккордов, изящный инструментальный штрих — и вот все звучит по-иному. По виду незатейливо и как бы мимоходом, шутя, играя богатством своего воображения и никогда не подчеркивая своих выдумок, юный Шуберт-симфонист дразнит слушателя и искушает его исключительными возможностями и тотчас же опять скрывает свои черты под маской добродушного старого шутника Гайдна. А надо всем господствует власть песенности и пленяет свободная и непринужденная игра мелодий. Ими насыщены четыре смены симфонического движения (медленное вступление и прозрачно-подвижное первое Allegro, по-гайдновски развернутое Andante, прихотливо и контрастно снующая, живая музыка скерцо и, наконец, добродушная, веселость финала — сдержанное в своей лукавой подвижности движение, в котором проходит ряд мелодий с неожиданными, инструментальными «выходками»— например: фанфары! — и сопоставлениями).

Грандиозная Седьмая C-dur"ная симфония Шуберта 35 является великой жизненной эпопеей, отражением эпохи колоссального размаха — пережитого человечеством волнения и беспокойства, героических усилий и великой борьбы наций. Особенно ритмы последней части, идущие на смену красивой игре гениального скерцо, ритмы встревоженные и стремительные захватывают дыхание своим титаническим напряжением. Светлая скорбь знаменитого Andante (вторая часть) представляется мне отголоском античных «плачей» —величественных сцен оплакивания павших героев множеством людей: мелкого личного горя не слышно в этой спокойно-прекрасной лирике. Вся симфония в целом поражает своей монументальностью. Это фресковое письмо величественных планов и широкого охвата. Трудно поверить, что симфония, полная энергии и насыщенная жизненной бодростью, написана Шубертом в год смерти, почти накануне ее. Если далее допустить, что пометка на первой странице рукописи партитуры «март 1828» говорит об окончании симфонии — что очень сомнительно, то и тогда до дня смерти Шуберта 19 ноября 1828 года оставалось не так уж много времени, чтобы не удивляться расточительности и силе его творчества вплоть до последних месяцев жизни. Симфония была найдена Шуманом зимой 1838 года у брата Шуберта и исполнена в первый раз в Лейпциге под управлением Мендельсона-Бартольди.21 марта 1839 года. Одиннадцать лет это гениальное сочинение оставалось никому не ведомым и лежало в бумагах покойного композитора: так велик был интерес к нему у его современников! И все-таки судьба ее счастливее, чем судьба не менее замечательной лирической неоконченной симфонии, написанной в 1822 году и остававшейся в неизвестности до 1865 года! Путь Шуберта-симфониста — великий путь: просто и с детской доверчивостью его воображение шло сперва по дороге, проторенной венской добетховенской школой, только намечая свое, свой красивый узор, свой поворот мелодии или гармонии, свой изящный инструментальный штрих, — и вдруг творчество расцвело, окрепло, широко распространилось и завершилось гигантским эпическим охватом жизни, не уступающим бетховенскому.

с. 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМ. В.П. ГЛУШКО

Открытый урок музыки по теме

«Ф.Шуберт. Симфоническое творчество.

Симфония № 8 («Неоконченная») »

Учитель Стасюк Т.И.

г. Байконур,2014г.

Цель урока: развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:

Образовательная: познакомиться с творчеством австрийского

композитора Ф. Шуберта, на примере его вокального и симфонического творчества

Выявлять выразительные особенности музыки разных композиторов.

Развивающая: развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

Расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы.

Воспитательная: воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

Воспитание гармоничной, всесторонне-развитой личности,понимающей значение музыки в жизни человека.

Оборудование:


  • Портреты композиторов: Моцарта, Гайдна, Бетховена, Прокофьева.

  • Магнитофон, фортепиано, компьютер.

  • Запись симфонических произведений, вокальной музыки Шуберта.

  • Презентация к новой теме.

  • Карточки для музыкальной викторины.

  • Другие иллюстрации по уроку.
ПЛАН УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
а) музыкальное приветствие;

б) психологическая настройка на урок.

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Опрос пройденного материала в виде тезиса.

3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

(с показом презентации)

4. МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛУШАНИЯ:

Симфония № 8 «Неоконченная»;

(слушание, обсуждение)

6. МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА: «Распевка».

7. :

«Межпланетный круизёр»

а) слушание песни;

б) разбор (обсуждение);

в) исполнение.

8. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ:

а) подведение итогов;

б) выставление оценок.

ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
а) музыкальное приветствие (распевка);

б)психологический настрой на урок музыки.


  1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА : (опрос)
- И так, мы продолжаем знакомство с крупными формами музыкальных произведений.

? – Какие формы музыкальных произведений называются «крупными»?

(примерные ответы детей)

? – Какую музыку называют «симфонической»?

? – Дайте определение «симфонии».
Продолжим повторение и сейчас проведём экспресс – игру, которая будет начинаться со слов: «Это он…» , и по этим тезисам. Прочитанным мной вы называете композитора, о котором идёт речь.

ГАЙДН - Это он был в рабстве у князя Эстергази;

Это он заработал пожизненную пенсию, после смерти старого

Это он расставил инструменты симфонического оркестра в таком порядке, который и сейчас.

Кто ОН? (что вы ещё можете о нём рассказать?)
МОЦАРТ - Это он был прозван «Солнечным мальчиком», за его оптимистический характер;

Это он мог играть на клавесине, как ему вздумается

(вверх ногами, закрытыми глазами, и.т.д.);

Это он в 14 лет стал членом академии;

Это он, по слухам, вызывал зависть у А. Сальери;

Это он сам себе написал «Реквием».

Кто ЭТО и что вы о нём можете рассказать?
ПРОКОФЬЕВ - Это он рос очень разносторонне развитым ребенком

(изучал несколько иностранных языков, увлекался математикой, шахматами, фотографией, конным спортом и велосипедами);

Это он в 9 лет написал свою первую оперу «Великан»;

Это он в 14 лет поступил в консерваторию;

Это он получил премию и белый рояль за успешное окончание консерватории.

КТО ОН и что ещё вы можете о нём рассказать?


БЕТХОВЕН - Это он был ранним романтиком, хоть всегда отличался буйным нравом;

Это он подвергался жестоким наказаниям со стороны отца за малейшую провинность;

Это он страдал неизлечимой болезнью - тугоухость.

Кто ОН, что вы ещё о нём знаете?

3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Объяснение нового материала: «Ф. Шуберт.

Симфоническое творчество. Симфония № 8 (Неоконченная) »

(с показом презентации)


- Молодцы, вы всё правильно рассказали. Ну и сегодня мы познакомимся ещё с одним замечательным австрийским композитором – классиком романтиком Ф.Шубертом .

Франц Петер Шуберт -- великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию»), литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт -- придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения -- оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор -- он написал в 1814 г.

Высоким образцом для него стала музыка Бетховена

Шуберт решился порвать с конвиктом. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее.

Шуберт был большим поклонником Бетховена и, как известно, посещал его. Когда великий композитор умер, Шуберт был предъявителем факела на его похоронах. К сожалению, плохое здоровье повлияло на то, что Шуберт сам скоро был похоронен близко к Бетховену.

Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим.

Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - в романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.


Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды”.

Симфоническое творчество: симфония № 8 «Неоконченная »

Неоконченная симфония ” состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным.

4. МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛУШАНИЯ:

Симфония № 8 «Неоконченная»;

Фрагмент баллады «Лесной царь»;

Вокальная муз: «Зимний путь», «Аве Мария».

(слушание, обсуждение)

5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: «Музыкальная викторина».

Работа с музыкальным материалом на карточках.

Звучат фрагменты симфоний, а учащиеся в карточках отмечают номер звучащего произведения.

Перечень муз. произведений:


  1. Бетховен симфония № 5 «Судьба стучится в дверь»;

  2. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая»;

  3. Гайдн. Симфония № 104 «Лондонская»;

  4. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная»;

  5. Моцарт. Симфония № 40.

7. РАБОТА НАД ПЕСЕННЫМ РЕПЕРТУАРОМ :

«Межпланетный круизёр»

а) слушание песни;

б) разбор (обсуждение);

в) исполнение.
8. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ:

а) подведение итогов;

б) выставление оценок.
9. СВОБОДНАЯ ТЕМА: «Творческая минутка»

«Современные направления в музыке».

Заслушивание выступлений учеников, подготовивших сообщение о своей любимой музыкальной группе, современного направления.

Слушание песен этой группы.
с. 1