Научные степени и звания в рф. Ученые звания степени

Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что дает степень кандидата наук в жизни? // Алчность Знаний

    ✪ ЗАЧЕМ НАМ КАНДИДАТСКАЯ СТЕПЕНЬ? // Алчность Знаний

    ✪ Введение научных степеней в России - Елена Вишленкова

    ✪ PhD или Кандитат Наук? Стоит ли получать PhD уже имея Кандидатскую. Oxford University.

    ✪ Ученые степени для русских лекарей - Елена Вишленкова

    Субтитры

Учёные степени в мире

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

Уровни B.S. и M.S. относятся, в российской трактовке, к вузовскому, а Ph.D. - к послевузовскому образованию. Существуют страны, где предусмотрены не один, а два послевузовских уровня: так, в Германии есть аналог Ph.D. (нем. Doktorgrad ) и есть более высокая по иерархии габилитация (нем. Habilitation ). К странам с двухступенчатой системой послевузовских учёных степеней относится и Россия.

Учёные степени в России

История

Учёные степени в Российской империи

Первые попытки присуждения учёных степеней в Российской империи были предприняты в XVIII веке в Санкт-Петербургской Академии наук и Императорском Московском университете . Процедура возведения в степень опиралась на европейские образцы (требовалось написать сочинение, выдержать диспут и экзамены) и происходила вне законодательного поля, лишь как использование атрибутики европейской науки.

Устав университетов 1884 года упразднил понятия кандидата и действительного студента, введя вместо них градацию университетских дипломов 1-й и 2-й степени и оставив двойную систему степеней «магистр-доктор». Последняя явилась прообразом советской/российской системы «кандидат наук - доктор наук».

Послереволюционный период

Учёные степени в настоящее время

Система степеней. Порядок присуждения

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе , НИИ или другом научном учреждении. Для соискания степени доктора необходимо иметь степень кандидата наук, защита докторской диссертации лицом без степени кандидата не допускается. При этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и степени доктора наук не регламентируется. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения, например, степени кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками) или степени доктора экономических наук кандидатами технических наук .

Аналогом российской степени кандидата наук в большинстве стран выступают степень доктора философии (Ph.D.) и приравненные к ней степени. Аналогов российского доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой послевузовских степеней (например, в США) не существует, а в странах с «двухступенчатой» системой таким аналогом является степень высшей ступени (в Германии - габилитированный доктор).

Перечень отраслей наук и учёных степеней

Статус уровней бакалавра и магистра в России

Об оптимизации системы степеней

Дискуссии в мировом масштабе

Одним из важных направлений глобальных современных дискуссий о системе учёных званий является вопрос её международной унификации в рамках Болонского процесса . Необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах стали максимально сходными, а присуждаемые учёные степени - легко сопоставимыми. Такая унификация должна способствовать интернациональному научному обмену.

Другое направление связано с конкретизацией статуса учёных степеней выше доктора философии и его эквивалентов. В числе прочих рассматривается вариант упразднения таких степеней. Например, в Германии габилитация уже не является абсолютно необходимым элементом для допуска сотрудника к профессорским должностям, как это традиционно было ранее.

Поднимаются и разные частные вопросы оптимизации системы званий в конкретной стране или группе стран.

Внутрироссийские дискуссии

В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах . Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров. Одним из следствий общественной дискуссии можно считать проект «Концепция модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации», реализуемый Министерством образования и науки РФ .

В этом документе, наряду с положениями о передачи части полномочий ВАКа университетам, предусматривается возможность общественной профессиональной аттестации кадров высшей квалификации, не связанных с научной и научно-педагогической деятельностью. Предлагается существующий в ряде государств, но официально не утвержденный в России порядок присуждения профессиональных докторских степеней, аналогичных степеням, предусмотренным принятой ЮНЕСКО Международной стандартной классификации образования (МСКО ). Эта новая для РФ модель аттестации практически существует с 1998 года .

В 2017 году Минобрнауки предложило разрешить получение учёных степеней по медицинским и ветеринарным отраслям наук только лицам, имеющим квалификацию магистра или специалиста, соответственно, в области медицины и ветеринарии .

Почётная степень

Почётная докторская степень (лат. honoris causa - ради почёта) присуждается без защиты диссертации, на основании значительных заслуг соискателя перед наукой или культурой.

См. также

  • Шаблон:Учёная степень - для степеней, присуждаемых с 1934 года
  • Шаблон:Доктор университета - для степеней докторов наук, присуждаемых до 1918 года

Примечания

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 "О порядке присуждения ученых степеней" (неопр.) . Российская газета (01.10.2013). Дата обращения 15 ноября 2016.
  2. Hawkins C. F. Write the MD Thesis // How To Do It. - 2-е издание. - London: British Medical Association, 1985. - ISBN 0-7279-0186-9 .
  3. , с. 63.
  4. Козлова Л. А. «Без защиты диссертации»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933-1935 годы // Социологический журнал . - 2001. - № 2 . - С. 145-159 .
  5. Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь / сост. А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 894 с.: ил.

В научной сфере и высших учебных заведениях существует квалификационная система, которая позволяет установить научную иерархию научно-педагогических кадров - ученые степени и звания. В нашей стране присуждение учёных степеней и званий доцента и профессора несколько отличается от других стран. Как правило, учёное звание «доцент» присваивают а «профессор» - докторам наук, хотя есть и исключения. В других странах ученые степени различаются весьма значимо по требованию к квалификации, названию, процедурам присуждения и утверждения.

Для того чтобы получить ученые степени, надо сначала написать и защитить диссертацию, а это довольно объемный научный труд, который может содержать от 150 до 500 страниц научного текста. Можно ли не писать диссертацию на много листов, но на вполне законных основаниях успешно защититься? Можно, хотя это будет не совсем просто. Диссертация на соискание степени доктора наук может быть выполнена в виде научного доклада, в котором должно быть представлено краткое изложение результатов исследований. Такой доклад должен быть подкреплен большим количеством ранее опубликованных научных работ, которые имеют серьёзное значение для науки. Кроме того, соискатель должен быть хорошо известен научной общественности своими исследованиями и открытиями в своей сфере деятельности.

Простому смертному непросто разобраться во всех категориях, составляющих научную «карьерную лестницу». Доценты, профессоры, аспиранты, кандидаты наук – можно услышать разные научные титулы, особенно легко запутаться студенту, который только начал в ВУЗе.

Что означают эти ученые степени в России, как они располагаются по возрастанию, кто их получает, чем они отличаются от ученых званий и как не перепутать их с научными должностями – будем разбирать в нашей статье.

Ученая степень – квалификация достигнутого профессионального уровня, присуждаемая за научно-исследовательские достижения.

Ученая степень присуждается за достижения в науке

Ученую степень можно получить в ВУЗе и НИИ (так называемый Научно-исследовательский институт, мы этим термином обозначаем разные научные организации).

Положительное или отрицательное решение о присуждении принимает специальный орган – диссертационный совет.

Степень – это профессиональный титул, который не зависит от занимаемой должности, преподавания и стажа и определяет исключительно научный «ранг».

Она позволяет квалифицировать уровень теоретических знаний и практических достижений в сфере науки.

Этот титул, полученный ранее, сохраняется за человеком на всю жизнь, если только он не получит более высокую степень или не будет дисквалифицирован.

В России утверждены специальным положением две ученые : кандидат наук и доктор наук, применяемые еще в советское время.

Такая двухступенчатая система является наследием немецкой научной иерархии, применяемой еще до революции.

Сегодня в большинстве стран, примкнувших к Болонскому процессу, применяется одна степень послевузовской квалификации – доктор философии (Doctor of Philosophy), где философия равняется науке вообще.

Поскольку Россия тоже подписала Болонскую конвенцию, направленную на приведение научно-образовательных систем к единому порядку, возможно, скоро нас ждут перемены в этой сфере.

Ученые степени: список по порядку возрастания

В настоящее время в РФ присуждают две ученые степени:

  1. Кандидат наук – первая квалификационная степень.
  2. Доктор наук – вторая и высшая квалификационная степень.

Этими двумя рангами ограничивается научная иерархия.

Бакалавриат, специалитет и магистратура – ступени, обозначающие объем полученного в ВУЗе образования – с ученой степенью в нашей стране не соотносятся никоим образом.

Степень можно получить только по определенной научной отрасли, есть официальный список, ограничивающий перечень наук. Например, наименование полной ученой степени преподавателя уголовного права может выглядеть так: кандидат юридических наук (к.ю.н.) по специальности 12.00.09 «Уголовный процесс», где код специальности обозначается цифрами.

Отличие ученой степени от ученого звания

Если вы не имеете непосредственного отношения к научному миру, то немудрено запутаться в ученых степенях и ученых званиях.

Чтобы прояснить все сомнения, давайте обозначим, чем отличаются эти «научные ранги».

Для получения этого научного титула важны опыт , количество опубликованных трудов, число «подопечных» – студентов и аспирантов, проводящих свои исследования под руководством преподавателя.

Ученое звание присуждают за достижения в научно-педагогической деятельности

В России присваивают два ученых звания:

  1. Доцент;
  2. Профессор.

Если захотите блеснуть своей образованностью в обществе научных деятелей, не забудьте, что степень «присуждают», а ученое звание «присваивают» — такое обозначение принято в профессиональном лексиконе и в нормативных документах.

Еще до недавних пор звание обозначало два понятия: вышеописанный научный титул и принадлежность к , на которой работал сотрудник. С 2014 года его можно получить лишь как квалификационный ранг.

Присваивать ученое звание отныне имеет право только Министерство образования, опираясь на стаж и профессиональные заслуги, прежде это была прерогатива ВАК (Высшей аттестационной комиссии – компетентный орган, уполномоченный Министерством).

Подвергся изменению также порядок получения звания – если раньше «профессора» можно было получить сразу, то теперь обязательное условие – трехлетний стаж в звании доцента.

Традиционно ученые сперва получают степень – и уже потом оказываются удостоены звания.

То есть в большинстве случаев происходит так: научный работник получает степень, предположим, кандидата наук, а потом уже звание доцента.

Таким образом, профессорами в основном становятся доктора наук.

Но, поскольку это не прописано законодательно, можно встретить профессора без докторской степени. В научном лексиконе таких профессоров принято называть «холодными».

Ученые степени в ВУЗах

Важно не путать ученое звание с официальной должностью, на которой работает сотрудник.

В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней. И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный .

Должностная лестница определяется внутренним регламентом ВУЗа примерно по такой иерархии:

  • лаборант;
  • старший лаборант;
  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • завкафедрой;
  • декан;
  • проректор;
  • ректор.

То есть можно состоять в должности профессора, но не иметь никакого ученого звания, или иметь ученое звание профессора, а работать на должности доцента.

Зачастую преподаватель, занимающий профессорскую должность, далеко не всегда располагает званием профессора, а заведующий кафедрой может быть всего лишь доцентом по званию.

Чаще всего само звание присваивается после опыта работы в одноименной должности.

Такая передача прав вызвала ожесточенные споры в научных кругах. Многие считают, что отсутствие государственного контроля за процессом присуждения приведет к коррупции и «измельчению» этих категорий.

Чтобы вы смогли претендовать на первую степень – кандидата наук, обязательно иметь за плечами диплом специалиста или магистра, диплома бакалавра недостаточно.

Считается, что магистратура – первый шаг на пути к аспирантуре, так как магистры защищают диссертацию, которая потом вполне может «вырасти» до кандидатской.

Для получения ранга кандидата наук необходимым условием является сдача кандидатского минимума – экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Для допуска к защите диссертации нужно сдать экзамены

Экзамены являются допуском к защите кандидатской квалификационной работы – диссертации.

Кандидатская диссертация – квалификационная работа, имеющая ценность для научной отрасли, представляющая новые практические научные достижения или разрешение теоретических научных проблем.

По основным идеям диссертации необходимо опубликовать несколько статей в научных изданиях (не менее двух публикаций).

На написание диссертации дается 3 месяца отпуска, если соискатель работает в научной организации.

Большинство претендующих на степень кандидата наук обучаются в аспирантуре – ступень первого уровня послевузовского образования. Аспирантуры есть при ВУЗах и научных организациях, причем в НИИ в разы меньше.

Срок обучения в аспирантуре составляет 3-4 года. Обучающимся в аспирантуре присваивают одну из младших научных должностей и возлагают преподавательские или другие обязанности.

Те, кто не хотят посвящать себя науке и преподаванию, имеют возможность защищать свою диссертационную работу в форме свободного соискательства – то есть самостоятельно сдавать экзамены и писать исследование без зачисления в аспирантуру.

По статистике из трех претендентов лишь один получает кандидатскую степень с первого раза. У многих получается защитить диссертацию только со второй или третьей попытки.

Докторская диссертация – квалификационная работа, представляющая собой важное научное достижение или решение научных проблем, имеющих большое политическое, экономическое, культурное значение для научного общества и государства в целом.

Доктором наук может стать только тот, кто уже имеет кандидатскую степень

Для сравнения, при награждении научным званием вручается аттестат о его присвоении.

Таким образом, сегодня в РФ есть две ученые степени: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы достичь присуждения степени, надо защитить диссертационную работу, отвечающую высоким требованиям.

Если вы собираетесь строить свою карьеру в науке, вам не обойтись без ученой степени – она подтверждает вашу квалификацию в научной отрасли, и в большинстве случае предшествует присвоению ученого звания.

Получение степени влияет и на размер заработной платы – ее обладателям полагается больший должностной оклад.

В последние годы получить титул, подтверждающий высокий уровень образования, стремятся также многие топ-менеджеры и руководители высшего уровня в государственных структурах – это повышает их кадровую ценность, в крупных компаниях растет спрос на сотрудников с такой квалификацией.

В этом видео вы узнаете, как нужно правильно писать диссертацию:

Эта статья носит, скорее, информативный характер, а пригодится многим студентам и преподавателям, которые по праву называют себя всесторонне развитыми личности. На повестке дня простой вопрос, чем отличается учёная степень от учёного звания.

Кто-то скажет, что разница принципиальная, но со стороны педагогического состава роковая ошибка не знать таких элементарных вещей.

Немного терминологии по теме

Итак, ученая степень и звание – это последовательность квалификации педагога. Это как на флоте: каждый офицер имеет свое звание и согласно ему занимает определенную должность, получает заработную плату с надбавками и так далее. В сфере педагогики все аналогично, только звания и степени называются несколько иначе.

Соответственно, каждый преподаватель стремится к внеочередному присвоению ученого степени или звания, что благотворно скажется не только на его перспективах на будущее, но и на семейном бюджете.

Однако, как и на флоте, за красивые глаза получить такие привилегии невозможно, требуется не только подтвердить свою высокую квалификацию, но и выполнить обязательную работу в письменном виде.

Чтобы подробнее разобраться, что к чему, стоит выяснить, какие бывают в РФ ученые степени и звания, а уж потом обсуждать вопросы привилегий и поощрений.

Виды ученых званий

Все ученые звания, а также порядок их получения, на территории РФ были утверждены еще в 2002 году, и с тех пор никаких поправок и корректировок в законодательный документ внесено не было.

Итак, какие есть варианты?

Доцент – это самое распространенное звание в вузе. Чаще всего доцентами являются преподаватели – лекторы.

Кроме того, это могут быть научные сотрудники и другие педагоги высших учебных заведений, которых выделили на ученом совете факультета.

Что это означает?

Преподаватель может занимать должность доцента, но не соответствовать этому званию. Такую ответственность назначения берет на себя высшее руководство, исходя из способностей и компетентности претендента.

Для преподавателя это хороший старт, поскольку, занимая должность доцента, в скором времени можно получить это ученое звание.

Как это возможно?

Для повышения своей квалификации и присвоения столь почетного звания требуется:

Проработать в должности доцента не менее года;

Обязательно иметь научно-педагогический стаж от 5 лет;

Профессором является педагог высокого уровня компетентности с углубленными познаниями в той или иной области науки или искусства.

Получить это звание тоже реально, но для этого требуется:

Быть научно-педагогическим работником;

Преподавать в вузах;

Иметь собственные научные достижения;

Быть работником государственных академий наук по официальным аттестационным документам.

В общем, нужно иметь не только педагогический стаж в работе, но и «голову на плечах» – делать открытия, внедрять ноу-хау, издавать справочную литературу и дидактический материал, а также стремительно прогрессировать в изучаемой сфере образования.

Так что получить столь почетное звание совсем непросто, зато потерять несложно.

В заключение можно добавить, что оба ученых звания «доцент» или «профессор» должны быть в обязательном порядке подкреплены официальным документом.

Если же преподаватель просто занимает должность доцента или профессора, то у него нет соответствующей документации; мало того, он может быть смещен на другую должность при трудоустройстве дипломированного профессора или доцента.

Среди ученых званий также известны член-корреспондент и действительный член Академии наук .

Подробно обсуждать эти звания не будем, поскольку в студенческой жизни они встречаются не так часто.

Виды ученых степеней и их особенности

С учеными степенями дело обстоит гораздо проще, поскольку их всего две, и они всем хорошо известны – доктор наук (высокая) и кандидат наук (первичная степень).

Получить одну из степеней могут все желающие преподаватели, но в данном случае требуется дополнительно защитить диссертацию.

В отечественной педагогике появилось еще несколько степеней по примеру западных коллег.

Это бакалавр, магистр и доктор философии, однако они относятся больше к студентам, чем к высшему педагогическому составу.

Бакалавром можно стать после окончания техникума или профессионального училища, а также после университета, когда сил на магистра и лишних два года учебы просто не хватило. Это низшая из всех существующих ученых степеней.

Магистр отличается от бакалавра двумя дополнительными годами обучения. Задача студента – после бакалаврата продолжить обучение, а по результатам успешно защитить дипломный проект, сдать все государственные экзамены.

«Доктор философии» — это вообще европейская степень, которая больше популярна за рубежом. Но за последние годы она прекрасно ужилась и в отечественной педагогике, а является следующей ступенью после магистра.

Что лучше всего выбрать?

Как показывает практика, получить ученую степень гораздо сложнее, поэтому подавляющее большинство педагогов делает свой выбор в пользу ученого звания.

Чтобы понять все сложности и подводные камни, важно всегда помнить о таких характеристиках:

1. Если соискатель блестяще выполнил и защитил диссертацию, то ему присваивается ученая степень; а если он имеет допустимый стаж, знания и должность в педагогической практике, то ему положено присвоение ученого звания.

2. Аттестат профессора или доцента подтверждает ученое звание, тогда как диплом доктора или кандидата наук – ученую степень.

3. Получить ученую степень сложнее.

А теперь все то же самое, но доступным языком! Итак, если вы работаете в университете преподавателем, то однозначно должны «расти».

Для этого требуется получить ученую степень и ученое звание. Сразу уточню, что дело это ни одного дня и даже ни месяца, но при желании вполне достижимо.

Конечно, первые пять лет своей педагогики нужно посвятить наработке стажа, но в это время рекомендуется принимать активное участие в научных разработках, участвовать в конференциях и углубленно изучать свою диссертацию.

Дальше все зависит от способностей и амбиций, но сразу стоит уточнить: ученая степень – это колоссальный в плане интеллектуальной деятельности труд, а ученое звание – это, скорее, благодарность за проработанные годы и большая удача.

Если говорить языком моряков, то воинские звание дают за выслугу лет, а внеочередное звание (в нашем случае ученая степень) получают те, кто внепланово отличился.

Как показывает практика, большинство отечественных преподавателей выбирают ученые звания и стремятся к написанию диссертации, а о научных трудах и не помышляют.

Здесь каждому свое: решать только педагогу! В любом случае к обладателям ученой степени относятся уважительней , а на звания не всегда внимание обращают.

Почётная степень: что это такое, и кому присваивается?

Чтобы получить ученую степень без особых хлопот, имеется еще один вариант — «почётная степень» доктора наук.

Она выдаётся академиями, высшими учебными заведениями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований.

Но в чем подвох?

Дело в том, что претендент на почётную степень должен сильно отличиться, либо достичь в своей специальности нереальных успехов.

Если опять-таки сравнивать с морской тематикой, то это представление к внеочередному званию, либо награде.

Такие преподаватели всегда на хорошем счету, и многие вузы мира готовы в любой момент предоставить им работу.

Иметь почетный диплом – это самая большая жизненная удача, которая позволяет максимально реализовать себя в выбранном направлении знаний.

Сразу стоит оговорить, что такой диплом не выдается по медицине; а почетная степень может, как назначаться, так в дальнейшем и сниматься.

В любом случае учёная степень подтверждает научную квалификацию и компетентность своего обладателя, а также его способности к успешной научной деятельности.

Учёные степени и звания негосударственного образца

Есть еще одна подробность, которую обязательно необходимо знать при подборе педагогического состава.

Дело в том, что в современной системе образования появилось и успешно функционирует множество учебных заведений негосударственного образца.

Это и институты, и академии, и университеты; в которых руководство предпочитает окончательно отделиться от Высшей аттестационной комиссии.

Такие самопровозглашенные комиссии самостоятельно присуждают ученые звания и степени, причем это может быть не только кандидат наук, но и доктора наук.

Мало того, после завершения нелегальной защиты диссертации (не исключено, что липовой) новоиспеченный «доктор или кандидат наук» получает диплом с подписями и печатями.

С юридической точки зрения такой документ не имеет силы, однако эти преподаватели могут нечестным путем занимать престижные и высокооплачиваемые должности, пользоваться уважением и быть примером для подражания в государственных вузах.

Именно поэтому в данном вопросе важно проявить бдительность, а во время приема на работу уметь своевременно распознать законный документ от «липы».

В постановлении Правительства РФ, утвержденного еще 30 января 2002 г. записано, что «в качестве документов о присуждении ученых степеней имеют юридическую силу исключительно те дипломы, которые были выданы Министерством образования РФ или уполномоченными государственными органами».

Вывод : На этой ноте я заканчиваю свою публикацию, но советую всем не теряться и уметь правильно отличить ученую степень от звания. Для кого-то это очень важно.

Теперь ты знаешь о том, чем отличается учёная степень от учёного звания .

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание "доцент". Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин "доцент" - это форма латинского слова, в переводе она обозначает "обучать" или "учить", что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент - это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент - это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора - это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент - это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания "доцент". Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность "доцент по кафедре". Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент - это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность "доцент". Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский "ассистент профессора" или европейский "лектор".