Как древние люди представляли себе вселенную урок. Конспект и презентация урока географии «Как древние люди представляли себе Вселенную

Когда-то в нежном возрасте, слыша в сказках выражение “на краю света”, я думала – где этот край и как он выглядит? Если это просто кончается Земля, и начинается пустота, то поставили ли там забор, чтобы никто не упал? Детство кончилось, я узнала о планетах и Солнечной системе , галактиках и Вселенной. Даже сейчас трудно представить себе необъятное и предположить, где край Вселенной . Наверное, в этом вопросе мы все, как древние люди, представляющие себе Землю и мироздание .

Как представляли мир наши предки


Научные попытки описания Вселенной

Некоторые народы продвинулись в познании мира глубже, чем удобная легенда из бабушкиных сказок. Самыми передовыми в этой сфере оказались:

  • Греки. Официально, они первыми предположили, что Земля круглая . Но их теория была геоцентрической – считалось, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Атомисты предположили, что наша система – не единственная, и представляли Вселенную как скопление систем, в чем были недалеки от истины.
  • Индусы . В Ведах и Пуранах в иносказательной форме описывалась модель Солнечной системы , как планеты, идущие вокруг Солнца , а само Солнце – вокруг Земли . По мере деградации жреческого уровня, проекционные рисунки сами служители стали воспринимать как плоские объекты, из чего и возникла версия о плоской Земле.
  • Римляне . Как и греки, утверждали геоцентрику Вселенной, при этом довольно точно просчитывая временную длину орбит планет и отдаленность их от Земли.

Сегодня

То, что сегодня известно многое и о нашей Солнечной системе , нашей и близлежащих галактиках, не дает уверенности в правильности наших представлений о Вселенной . Большинство из них просто догадки . Вполне возможно, что наши представления также попадут в чьи-то обсуждения лет через 300.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема нашего урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную» География 5 класс Учитель: Дрозд В.Г.

Цель урока: изучить ранее представления о Вселенной.

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Вселенная – Это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Представления древних народов о Вселенной

Представления древних индийцев

Представление жителей Месопотамии По их мнению, Земля –это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах.

Иной виделась Вселенная народам Вавилона.. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

Физминутка Я из тьмы на вас смотрела Вместе с тысячей подруг, (Звезда встает в полный рост, поднимает руки и смотрит вверх.) Я сверкала и блестела, (Звезда ритмично то прижимает согнутые в локтях руки с сжатыми в кулаки пальцами к бокам, то разводит их в стороны, растопырив пальцы, изображая свое свечение) А потом упала вдруг. (Звезда снова приседает на корточки.)

Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Великий древнегреческий математик. Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

Аристотель (384-322 до н. э.) Система мира по Аристотелю

Аристарх Самосский (320-250 до н. э.) Древнегреческий ученый. Считал, что центром Вселенной является не Земля,а Солнце

Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.)

Задание. Используя, материал учебника заполни таблицу Имя ученого Представление о Вселенной Аристотель(384-322 г. до н.э.) Создал модель Вселенной.Считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг которой вращаются 8 небесных сфер Аристарх Самосский (320-250 г до н.э) Считал, что центр Вселенной это Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него Клавдий Птолемей (ок. 90-160 г. н.э) Разработал систему мира, в центре которой Земля и вокруг которой вращаются пять планет, Луна и Солнце).Написал труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Проверьте свои знания 1. Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара? А – Аристотель Б – Пифагор В – Птолемей 2. По мнению древних индейцев, Земля является: А – плоской и опирается на черепаху Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. 3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был: А – Пифагор Б – Аристотель В – Аристарх Самосский Г – Клавдий Птолемей 4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении: А- 13 веков Б – 15 веков В – 10 веков Г – 8 веков

Домашнее задание: 1. Параграф 8 и нарисовать рисунок « Представление древних народов о вселенной» 2. Параграф 8, подготовить сообщение о представлениях древних народов о Вселенной 3. Параграф 8, подготовьте презентацию по теме.

Спасибо за внимание!


Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира.
Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э.Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу.



Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.

Земля по представлению древних вавилонян.


Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.


Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Считается, что эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Когда об этом знали египетские жрецы, можно только догадываться, поскольку они в отличие от греков скрывали свои знания от широкой публики.
Сам же Пифагор, возможно ещё опирался на свидетельства простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.


Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:

  1. тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.
  2. Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта.
  3. некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.

Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) - древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Он продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли.
Он создал свою геоцентрическую систему мироздания и учил, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве.
Впоследствии систему Птолемея признала христианская церковь.

Вселенная по представлению Птолемея: планеты вращаются в пустом пространстве.

Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств.
И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученому Копернику.

Цель урока: изучить
ранее представления о
Вселенной.

Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это
такое?
Вселенная –
Это космическое пространство и
всё, что его заполняет:
небесные тела, газ, пыль
Иными словами, это весь мир.
Наша планета – часть необъятной
вселенной,
одно из бесчисленных небесных тел

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно
В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром
Вселенной считалась Земля.

Представления древних народов о
Вселенной

Представления древних индийцев

Представление жителей Месопотамии

По их мнению,
Земля –это гора,
которую со всех
сторон
окружает море
и которая
держится на 12
колоннах.

Иной виделась Вселенная народам Вавилона.. Земля, по их
мнению, это гора, которую со всех
сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши
расположено звёздное небо.

Физминутка

Я из тьмы на вас смотрела
Вместе с тысячей подруг,
(Звезда встает в полный рост, поднимает руки и смотрит
вверх.)
Я сверкала и блестела,
(Звезда ритмично то прижимает согнутые в локтях руки с
сжатыми в кулаки пальцами к бокам, то разводит их в
стороны, растопырив пальцы, изображая свое свечение)
А потом упала вдруг.
(Звезда снова приседает на корточки.)

Пифагор (ок. 580-500 до н. э.)

Великий
древнегреческий
математик. Первым
предположил, что
Земля не плоская, а
имеет форму шара.

Аристотель (384-322 до н. э.)

Система мира по Аристотелю

Аристарх Самосский (320-250 до н. э.)

Древнегреческий
ученый.
Считал, что
центром
Вселенной
является не
Земля,а Солнце

Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.)

Задание. Используя, материал учебника заполни
таблицу
Имя ученого
Представление о Вселенной
Аристотель(384-322 г. до н.э.)
Создал модель Вселенной.Считал,
что в центре Вселенной
расположена неподвижная Земля
вокруг которой вращаются 8
небесных сфер
Аристарх Самосский (320-250 г до н.э)
Считал, что центр Вселенной это
Солнце, а Земля и другие планеты
движутся вокруг него
Клавдий Птолемей (ок. 90-160 г. н.э)
Разработал систему мира, в центре
которой Земля и вокруг которой
вращаются пять планет, Луна и
Солнце).Написал труд «Великое
математическое построение
астрономии» в 13 книгах.

Проверьте свои знания

1. Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму
шара?
А – Аристотель
Б – Пифагор
В – Птолемей
2. По мнению древних индейцев, Земля является:
А – плоской и опирается на черепаху
Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов
В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою
очередь, покоятся на черепахе
Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою
очередь, покоятся на черепахе.
3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является
Земля, был:
А – Пифагор
Б – Аристотель
В – Аристарх Самосский
Г – Клавдий Птолемей
4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении:
А- 13 веков
Б – 15 веков
В – 10 веков
Г – 8 веков

Поменяйтесь тетрадями и оцените друг
друга:
4 правильных ответа – «5»
3 правильных ответа – «4»
2 правильных ответа – « 3»
1 правильный ответ – «2»

Оцените свою работу на уроке:
Все получилось на уроке и понравилось
Было сложно, но интересно
Я допустил(а) много ошибок,надо
еще поработать над темой

Домашнее задание:
1. Параграф 8 и нарисовать рисунок
« Представление древних народов о
вселенной»
2. Параграф 8, подготовить сообщение о
представлениях древних народов о
Вселенной
3. Параграф 8, подготовьте презентацию
по теме.

Конспект урока по географии в 5 классе (ФГОС)

1. ФИО учителя : Телепенина Татьяна Федоровна, учитель географии МКОУ «Брединская СОШ № 1»

2. Класс: 5

3. Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную

4. Цель урока: изучить первые представления о строении Вселенной

5. Задачи урока:

Обучающие - дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной древних народов и древнегреческих ученых.

Развивающие - продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные - воспитывать умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

6. Планируемые результаты:

Предметные - научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

Метапредметные

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию,

Регулятивные: оценивают достигнутый результат,

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

9. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

10. Форма урока: урок с использованием ИКТ

11. Используемые ресурсы: География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, слайдовая презентация.

Ход урока:

Начало урока

Организационный момент (1-2 минуты).

Мотивация к учебной деятельности: подготовить учащихся к работе на уроке.

Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке. Формулировка цели и задач урока.

Начнем урок с интересных загадок (изображения отгадок вывешиваю на магнитную доску)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолеты обгоняет. (Спутник)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический... (метеорит)

С хвостом из яркого света
Несется по небу … (Комета)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Луна)

В безднах космоса шары,

Водят хороводы,

И у каждого из них,

Цвет лишь свой особый! (Планеты)

Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Как назвать эти объекты? (ответы детей)

Из всех названных нами небесных тел никакой объект не вызвал сомнение? Если вызвал то почему? (спутник - искусственное небесное тело, созданное человеком)

В каком пространстве перемещаются все эти небесные тела?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Что представляет собой Вселенная, что в неё входит)

А также мы познакомимся с тем, какой себе представляли люди в древности Вселенную.

Какие задачи мы должны поставить перед собой? (ответы детей)

Что же такое Вселенная? (ответы детей)

Обратитесь к учебнику с. 41 пар. 8.

О откройте раб. тетради на с. 23 и выполните задание 1. Запись под диктовку.

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Послушайте стихотворение и определите с помощью учебника с. 41 в какой стране в древности так представляли землю?

По просторам вод глубоких

Черепаха все плывет,

На своей спине широкой

Трех слонов вперед везет

На хребте у них Земля,

Окружила их змея. (Древние индейцы)

Какие еще представления о Вселенной имели люди в древности?

Физминутка «Космос» - отдельно презентация (источник интернет)

Слайд 11-14

Но эти представления изменили древнегреческие ученые Пифагор, Аристотель и Птолемей

Какие небесные тела были известны древним грекам, как вы думаете?

Раб. тетрадь вопрос № 2, 3, 4

3. Первичное закрепление.

Слайд 15-16

А теперь из предложенных ниже высказываний определим, какие являются верными, а какие нет. Самостоятельно, затем вместе.

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока?

Все ли нам удалось сделать?

4. Домашнее задание. 1. п. 8, отвечать на вопросы к параграфу

2. РТ стр. 23 выполнить не законченные задания

3. Сообщение (презентация)о наиболее интересных на ваш взгляд моментах по теме нашего урока

Если вам было интересно и все понятно на уроке нарисуйте в тетради мордашку


Интересно, но совсем понятно