Храм святителя чудотворца николая на водах - моздокская икона божией матери. Моздокская икона Божией Матери

≈ В день памяти Иверской иконы Пресвятой Богородицы предлагаем читателям историю одного из списков "Благой Вратарницы" - чудотворной иконы Иверской Моздокской, написанной по повелению святой царицы Тамары для осетинского народа. На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл ее святитель Игнатий Брянчанинов, служила главным связующим звеном между горными народами Кавказа и Православием.

Сестры Стефано-Махрищской обители совершили паломничество в Республику Северная Осетия - Алания и посетили древний храм в Куртатинском ущелье, в котором с XII по XVIII хранилась главная святыня Алании.

≈ Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара. В конце XII - начале XIII веков в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии.

С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.

Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии.

Созидая святые храмы, царица Тамара не жалела средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви Осетии церковной утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, кроме Осетии, о ней знала вся Грузия.

Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский и грузинский языки и все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Вот что пишет грузинский летописец, современник Тамары, об осетинах: «Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ. Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших».

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви.

Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар наши предки пережили очень трудные в своей судьбе времена и были на грани полного уничтожения иноплеменниками. В отсутствии духовенства христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями.

Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню - икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, и свет этот не переставал сиять всю ночь.

Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но, несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий Токаов, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. Позже, в 1797 году, для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С тех давних пор ежегодно, с Пасхи до Успения Богородицы, совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области.

Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов так писал своему брату Петру, занимавшему в то время пост ставропольского губернатора: «Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными.

Многие магометане, пораженные чудесами, совершающимися при иконе, питают доверие и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Перед святыней коленопреклоненно молился последний Российский Император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он, возвращаясь с турецкой границы, посетил Владикавказ.

Специально по этому случаю в Михаило-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память Императору была подарена копия иконы Богородицы. Царя очень тронул неподдельный патриотический прием осетин. В годы разгула воинствующего атеизма и богоборчества потери, понесенные Православной Церковью, были велики и трагичны. В 30-х годах XX века исчезла и Иверская-Моздокская икона Божией Матери.

Монахи святой Аланской обители верят, что в свое время чудотворная икона - Апостол Кавказа, вернется в Куртатинское ущелье - удел Пресвятой Богородицы.

Аланский Успенский мужской монастырь - православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная и самая южная Православная обитель на территории России.

Первыми насельниками обители стали осетины, духовно окормлявшиеся у старца архимандрита Ипполита (Халина) в Свято-Никольском монастыре г. Рыльска. По благословению старца Ипполита они прибыли в город Беслан, где в 2002 году был учрежден монастырь.

Со временем обитель была перемещена в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус. Новый монастырь строился в трех километрах от храма, в котором шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери.

В монастыре по древним образцам был возведен новый большой храм во имя Иверской Моздокской иконы Пресвятой Богородицы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви

В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие.

В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре.

Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии.

В конце прошедшего столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом - более политическим, нежели религиозным - в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними - держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам.

Но они так, как и все горцы, не сделались настоящими магометанами. Алкоран им неизвестен, по незнанию горцами арабского языка, на котором написан алкоран. Перевода на татарский горцы не имеют. Неизвестен он самим муллам горцев - они считают его недоступною, высшей мудрости книгою. Магометанство горцев заключается в соблюдении некоторых наружных магометанских обрядов. Они склонились к некоторым верованиям, внушенным им миссионерами. Большая часть понятий прежней неопределенной религии, в которой доселе видны признаки христианства, осталась при них. Главнейшею заботою миссионеров было внушать горцам, что их единственный законный государь есть турецкий султан.

В смутное время в религиозном отношении, то есть во время проповеди магометанства между горцами в конце прошедшего столетия, икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов - сохранила верными посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить чрез Терек и селиться близ Моздока. Вследствие приглашения в 1793 году партия горцев накануне преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божией Матери.

Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес ее в собор, предполагая здесь предоставить почетное место иконе. Но Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе (так называется двухколесная телега горцев).

Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте. Впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Икона имеет один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками. Но моздокские осетины утверждают, что она покрылась копотию во время вышеупомянутых пожаров в ущелии Карталинском. Черты лица Божией Матери на иконе строгие, характер письма грузинский. Иконописец царицы Тамары, говорит предание, приуготовлялся к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневными молитвами.

В настоящее время при Успенской церкви имеется прихожан 2243 мужеского и 2155 лиц женского пола. Из них осетин и черкесов - 1238 лиц мужеского и 1153 лица женского пола. Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность, с которою должно обращаться весьма осторожно и благоразумно, по пылкости, решительности и невежеству азиатов. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями. Нужно, чтоб и человеки оказывали усилия, им свойственные, к святому делу просвещения горцев светом Христовым.

О Моздокской иконе Божией Матери.

Чудотворная Моздокская икона Божией Матери - особенное явление в религиозной жизни моздокских хуторян. Она появилась в Моздоке вместе с переселенцами, а в период когда стали исчезать хутора - исчезла и икона. Для хуторян эта икона была с одной стороны символом православия - ключом к пониманию православных истин, а с другой, оставалась важным элементом горской религиозной культуры (см. страничку о религии моздокких хуторян). Крещенные моздокские осетины и черкесы считали икону своей, но окружающее православное население, и в том числе казачество, ценило ее не менее горцев. Образ Божией Матери Моздокской был известен и почитаем далеко за пределами моздокских земель. Списки иконы находились во многих храмах на юге России. Есть свидетельство о том, что сам Николай II молился перед ней и специально для царя была написана копия иконы. Этот образ и сейчас популярен среди верующих, списки иконы хранящиеся в храмах Осетии, Северного Кавказа, а также во многих местах России и почитаются так же как некогда - оригинал.

В истории обретения и утери Моздокской иконы Божией Матери остается очень много неясного и даже загадочного. Попытаемся систематизировать и проанализировать имеющиеся сведения об Иконе, чтобы ответить, насколько это возможно, на некоторые вопросы с ней связанные.

О том, откуда появилась Икона, как она попала в Моздок, и какими чудесами прославилась в свое время, в 19 веке, были составлены два документа:

1) Рукописное сказание о чудо-творной иконе Иверской Богоматери;

2) Печатная записка о чудотворной иконе Божией Матери в Моздокской Ус-пенской церкви.

Оба документа хранились в Моздокской успенской церкви, а после завершения строительства Моздокского Успенского собора в 1894 году, по всей вероятности были перенесены вместе с Иконой в новый собор. Оба эти документа не сохранились . Однако существуют другие письменные источники составленные в той или иной степени на основании указанных выше утерянных записок, на которые мы будем опираться в нашем расследовании, в том числе:

О дальнейшей судьбе Иконы ничего неизвестно.

Каждый из этапов или эпизодов, приведенной выше истории: дарение иконы осетинам, пребывание иконы в горах Осетии, перемещение иконы в Моздок, пребывание иконы в Моздоке, исчезновение иконы, - вызывает немало вопросов и заслуживает внимательного рассмотрения. Но первое, что хочется знать, и я думаю многие со мной в этом согласятся, это то как выглядела Моздокская икона Божией Матери, ведь фотографий иконы нет. Есть списки Иконы, есть не очень хорошо сохранившаяся хромолитография, и есть очень краткое описание иконы, которое мы рассмотрим немногим позже.

Список иконы - это копия почитаемой иконы, в то же время - не точная копия. «В списке иконы сначала - содержание, а затем - форма. В копии сначала - форма, затем - содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии - от внешнего к внутреннему» . Одним словом, список иконы не является ее точной копией, потому что внешняя схожесть здесь не самое главное. Вот что написано по этому поводу в Википедии: «икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, действительно каждый список может считаться в какой-то мере подлинником».

На рисунках 3 и 4 размещены изображения списков с Моздокской иконы Божией Матери, сделанных в разные годы разными иконописцами. Это далеко не все списки с чудотворной иконы.


Видно, что списки внешне отличаются и определить, которое изображение более схоже с оригиналом вряд ли возможно.

Кроме списков иконы, благодаря всемирной паутине, стала доступна всем хромолитография Моздокской иконы Божией Материи. Опубликована хромолитография была на сайте Георгиевской епархии http://www.georg-eparhia.ru, а также на сайте https://drevo-info.ru (Древо) и на многих других страницах. Я прошу прощения у автора опубликовавшего впервые изображение иконы в интернете, потому что не могу на него сослаться. Можно предположить, все же, что изображение иконы было впервые размещено на странице Георгиевской епархии, так как там же указано, что она (хромолитография) взята из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.

Как известно, хромолитография это разновидность литографии, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Печатная форма делается на камне или цинковой пластине. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст.

В отличие от иконописцев делающих списки с икон, хромолитографические мастерские изготавливали копии известных икон и стремились их сделать как можно точнее. А чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, специально, на хромолитографиях икон делали надписи, указывающие что это: «точная копия», «истинное изображение», «точное подобие» и т.д. Примеров таких копий почитаемых икон много в книге под названием «Альбом изображений святых Икон. Издания хромолитографий Е.И. Фисенко в Одессе», доступной в интернете.

Таким образом, можно надеяться, что мастера которые делали хромолитографию Моздокской иконы Божией Матери, постарались точно перенести ее облик на бумагу. Не зря же на хромолитографии написано, что это «Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе» (рис 5).

Обращает внимание, что на некоторых списках Моздокской иконы Божией Матери, также имеется подобная надпись. В частности, на иконах хранящихся в Храме святого пророка Божиего Илии и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Владикавказе. Очень вероятно, что указанные списки были сделаны не непосредственно с иконы, а с хромолитографии.

Как видно из рисунка 5 хромолитография заметно пострадала от времени, обтрепались края, появились заломы, царапины, отсутствуют мелкие фрагменты и.т.д. Все это сильно мешает восприятию иконы. Тем не менее, на ней сохранились надписи позволяющие определить когда и кем она была издана и сделана. По нижнему полю хромолитографии хорошо читается верхняя строка: «Издание Моздокского Успенского собора». Средняя строка читается хуже но разобрать можно:

«От С-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется. 28 го Декабря, 1895 года. Цензор Иеромонах Мефодий » .

Благодаря сохранившимся на нижней строчке двух фрагментов слов «...тиль ...» и «....сса » удалось после небольших поисков в интернете установить, что изготовлена эта хромолитография была в мастерской « В. Тиль & Ко», Одесса , которую как раз в 1895 г цензурировал иеромонах Мефодий.

Имея навыки работы в программе Photoshop по восстановлению старых фотографий, я не стал дожидаться когда обнаружится еще один экземпляр хромолитографии иконы, теперь уже без дефектов. Принципиально, методика восстановления цифровой копии старой фотографии от восстановления цифровой копии иконы не отличаются. Ведь задача состоит в реставрации внешнего вида копии. Для выполнения этой задачи потребовалось довольно много времени, но, тем не менее, удалось достичь определенного результата, с которым и поспешил ознакомить читателей сайта «Моздокские хутора» (рис. 6). Мы уже указывали что художники делавшие хромолитографию почитаемой иконы стремились сделать ее точную копию, поэтому есть надежда что отчасти восстановленная хромолитография передает нам внешний вид оригинала. «Акафист пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския», издан по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в 1991 г.
Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским). Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом. Текст «Акафиста..» и комментарий размещены на сайтах: http://dearfriend.narod.ru/books/other/28.html и http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona.htm

У города Моздок сегодня особый статус. Это город, в котором находятся штабы силовых структур, действующей армии России и ВВ МВД России. Как ни странно, но и возник наш маленький городок именно как пограничная зона, "фильтр", чрез который проходили народы, желающие от мятеджного жительства перейти "под сень державы Российской" .

Город Моздок (в переводе с кабардинского диалекта адыгейского языка - "густой лес", "дебри") находится под благодатным покровом Пресвятой Богородицы. О ней мы и поведем наш рассказ.

История этого образа начинается задолго до того, как на месте "дебрей" образовалось маленькое поселение обращенных в христианство адыгов из местности Кабарда, которые играли в XVIII в. России роль пограничников.

В то время, как в Грузии христианство стало государственной религией, маленький осетинский народ еще служил языческой тьме. Осетины - эта один из "осколков" великого Аланского племени, которое в VIII-X вв. было доминирующим на Кавказе и имело своих христиснских пастырей и свою митрополию в составе Константинопольского Патриархата . Под ударами внешних врагов и внутренней междуусобицы аланская цивилизация распалась, а кланы разошлись каждый своим путем. Те, кто ушел дальше в горы, очень скоро забыли о христиансвте, обратившись к обожествлению природных сил: огня, воды, камней и священных деревьев. Памятники Грузинской Церкви свидетельствуют, что ее епископы не щадили сил для миссии апостольства в разных племенах. Но среди племен были и такие, которые жили сильным национальным сознанием, не желая принять не только кровь и язык, но и веру в Истинного Бога от иноязычных людей. Были и такие, которые просто находились в таких местах, куда мог дойти не каждый миссионер. Замкнутая жизнь маленьких кланов не позволяла им принять культуру соседних племен, а соседям - ввиду незнания языка горских "затворников" - было проблематичным донести Благовестие людям, седящем во тьме.

Но вот, к XII в. возобновились отношения между соседями: огорченные и загнанные в ущелья осколки аланского племени с годами изживали свою боль и обиду на сосейдей и уже протягивали им руку общения. А тем времнем в нач. XIII в. на престол Грузии восходит знаменитая царица Тамара, дочь осетинской княгини Буджуханы (ее мать - как и сама Тамара в начале - была язычницей).

Тамара, как это часто бывает с детьми от смешенных браков, оказалась весьма универсальным человеком: она быстро преодолела узости языческого мировоззрения и приняла свет христианства, блииставший в ее грузинсой ветви (отец Тамары). С другой стороны не будучи чистокровной грузинкой, она могла уже выйти и за рамки личных национальных интересов и узких политических расчетов грузин: ее первым мужем был кн. Георгий - сын Андрея Боголюбского.

Тамара начала заниматься миссионерством и среди своих осетинских сородичей. Она посылала к ним священнослужителей, богослужебную литературу и утварь. Для храма осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе она прриподнесла в дар Иверскую Икону Богородицы, писанную ее личным придворным иконописцем с греческого подлинника Иверской Иконы. Сама Богородица Приснодева, возжелавшая "свету Боговедения возсияти в древней Осетии, рукою царицы Тамара послала в ню икону Свою и сию многими чудесы ту прославила есть" . Храм, видимо, был деревянный, а место - доступное для огня. Но "Трижды церкви возгараемей, людие икону на горе, близ Церкви, неврежденну обретаху" .

Однако огненное запаление храма оказалось пророческим: вскоре "буря злостраданий и бед опустошила страну остинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху" . Огненное запаление рукотворного храма предзнаменовало запаления и беды Церкви в земле Оситинской, которые она притерпела во ремя нашествия полчишь Чингис-хана и Тамерлана. А вскоре шукур неубитого медведя решили поделить между собою турки и персы: кому будут принадлежать горы осетии, которые и по сей день славятся соими минеральными источниками?

Но Матерь Божия предзнаменовала и Другое: Она - Покровительница Кавказа невредимостью от огненного запаления указала на то, что люди, которые прибегнут под ее благодатный кров с Ее иконой чудотворной безбедно "грядут на новое место жительства - под сень державы российския" . Сколько городов и весей было для них новым местом жительсва на протяжении многих лет - с середины 13 до 18 века?

Так кочевали они, переселяясь с места на место.

В 1763 г. "Высочайшим указом" устраивается город-крепость Моздок, "в поселение для новокрещенных горских жителей" . Уже в 1764 г. в городе была открыта школа, усилиями прибывших в город членов Кавказской миссии, которую еще в 1745г. открыла импер.Елисавета Петровна (Подворье миссии находилось в районе с.Майрамадага (по течению реки Фиаг-Дон)). В устроенной в Моздоке школе "обучали детей русской и осетинской грамоте, чтению церковных книг и церковному пнеию. Часть воспитанников школы по ее окончании поступала в Астраханскую Духовную семинарию… В архивах Северной Осетиии есть сведения, что в 1770г. католикос Антон Грузинский с разрешения Св.Синода открыл в самом Моздоке первую осетинскую типографию для издания богослужебных книг на русском языке" .

Но тогда Российская миссия среди горцев осложнялась тем, что по Осетия по Белградскому мирному договору России с Турцией считалась находящейся под зависимостью от Кабардинского Независимого Княжества. Поэтому все первые миссионеры были грузины: это обеспечивало России алиби, если вдруг Турецкая Порта заявит, что миссия христианская етсь политический трюк России на Кавказской территории. Но в 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому договору Кабарда вошла окончательно в состав Российской империи.

В 1793 г. имератирица Екатерина Вторая учредила викарную епископскую Моздокско-Маджарскую кафедру в составе Астраханской епархии, на которую был поставлен ревностный миссионер, ученый монах-архимандрит Гай (Бараташвили-Такаов), ставший ее первым епископом. В его владения входил и г.Кизляр. Епископ был "личностью яркой", глубокообразованной (переводил с греческого на грузинский классиков античности); "прибыв в 1793г. в Моздок в сане епископа на Праздник Вознесения Христова, он тут же совершил первую епископскую литургию" . Ревностный, энергичный труженник на ниве Христовой. Даже Синод иногда именовал Моздокско-Маджарскую епархию без упоминания о ее "викарном" положении на Астраханском дворе: епископу доверяли и давали много самостоятельности. Ему и было суждено Промыслом Божиим встретить и принять на свои длани великую святыню Кавказа - Иверский образ Богоматери, который потом станет именоваться "Моздокским".

Откуда-то из гор все дальше и дальше уходят от притеснений языческих и мусульманских соседей потомки древних обитателей аула Марьямка в Кураттинском округе. В их колеснице стоит икона Богоматери. На ночлег они остановились в находящейся на их пути новосооруженной крепости Моздока. Ночью колесницу озаряет небесный свет, а на утро волы, впряженные в колесницу не могут совершить ни одного движения, несмотря на то, что были усердно стегаемы кнутами. "Видевше люди града Моздока Икону Твою, богомати, от места их не двигшуюся со умилением разумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою" . Со всей округи сошелся народ со своим епископом Гаем, совершив молебствие, приняли Икону и утсановили ее в часовне, а в 1797г. икона была перенесена в отсроенный для нее специально собор, ставший тогда же и кафедральным. Но уже через два года указом Св.Синода епархия была упразднена...

Были зафиксированы и чудеса от этой иконы Богородицы:

Армянская девушка Шогокана почуствовала сильную боль в глазах; очи ее покрыли два бельма, которые лишили ее зрения. Она пришла в Успенскую церковь, в которой стоял образ Богородицы, и приложившись к иконе, помазала пылью веки и отерла их покрывавшей икону пеленой. И тотчас стала видеть, - сначала как в тумане, а потом яснее и яснее и чрез какое-то время ни от одного бельма не осталось и следа.

И по сей день можно увидеть множество паломников в Моздоке на Преполовение Пятидесятницы и на Успение Богородицы - два дня, когда положено праздновать и память Моздокской Иконы Богородицы. Но нужно помнить, что и тот Великий дар, который мы ныне имеем - не есть та икона, о которой идет речь, а лишь список с нее. Оригинал утерян после революции 1917 года.

Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, была в XIII веке прислана святой царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 году эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Епископ Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором вскоре была основана женская обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 году). В конце XIX века жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) в очерке«Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви» отмечал: «Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Кабарды (Екатериноградская, Приближная, Прохладный, Пришиб, Котляревская, Александровская) и Осетии (Эльхотово, Ардон, Алагир, Фиагдон, Владикавказ), совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Икона-оригинал по Промыслу Божиему в о время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена .

В настоящее время чтимый точный список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери является священным украшением и средоточием молитвенного прославления Божией Матери в Свято-Никольском храме (г. Прохладный, КБР)

Пред Моздокской иконой Пресвятой Богородицы молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЕ ИКОНОЮ МОЗДОКСКАЯ

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити.

Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Использованные источники:

Грузинская царица , жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель.

До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, запряженные в арбу, на которой помещалась Иверская икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия, которым был совершен торжественный молебен у иконы. Архиерей хотел было перенести икону в городской собор, но ему тоже было открыто, что святой образ должен оставаться на том же месте. Епископ внял этому небесному внушению и построил здесь для Иверской иконы часовню, на месте которой в 1796-1797 годах был выстроен храм во имя Успения Богоматери, здесь же вскоре была основана женская обитель. Но в 1799 году и храм, и монастырь были закрыты, как была упразднена и сама Моздокская епархия.

По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил со своим войском к Моздоку, чтобы овладеть им, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город.

В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но не только моздокские жители считали эту икону своей покровительницей – она почиталась по всему Кавказу; и не одни лишь православные, но и католики, населявшие Кавказ, служили ей молебны и ставили пред ней свечи.

От Иверской Моздокской иконы совершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала около месяца.

К великому сожалению, после революции 1917 года икона была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится ее список.

Празднование Ин. 20