Что такое артефакты на МРТ? Медицинская энциклопедия - артефакт Артефакт: значение слова.

Большинство современных людей понимают смысл слова «артефакт» через призму игрового мира. То есть значение воспринимается, как удивительная и мистическая находка человечества, которая имеет небывалую силу или некоторый символизм. А люди постарше и вовсе толком не могут идентифицировать его. Только и задаются вопросом: артефакт, что это?

Артефакт: значение слова

Впервые слово произнесли на латинском языке. Установлено: это сложное слиянием двух основ «арт» и «факт», и в дословном переводе обозначает «искусственно сделанный» . Место, где впервые начали использовать термин, назвать невозможно. Из-за того, что в каждой этнической группе в древние времена было свое обозначение, которое соответствовало рассматриваемому слову. Есть небольшие предположения о том, что на Ближнем Востоке впервые произнесли термин, отдаленно напоминающее по звучанию «артефакт». Определение, к большому сожалению, вывести нереально так, чтобы угодить всем ветвям цивилизации.

Немного позже, с развитием цивилизации, слово начало обретать иные значения. Из-за простоты запоминания и легкости высказывания практически в каждой сфере деятельности человека используется это слово. Сюда входит не только компьютерная сфера:

  • Культура.
  • Археология.
  • История.
  • Медицина.
  • Программирование.

Путь слова сквозь время, культурный артефакт

Слово прекрасно звучит, и легко придает эпичности предложению. Стоит признать это. В современной культуре достаточно легко отыскать все значения слова артефакт. Википедия предлагает небольшие объяснения, касающиеся разных витков развития человечества.

Все культурологи твердят, что изначально это слово определяет любой материальный продукт, созданный человеком . Почему? Известно, что слово «факт» в древности обозначало точность в нематериальном мире. То есть фактами называли сказанные слова с уст человека, которые подтвердились и признались истинными. Нечто подобное произошло и с использованием выбранного нами слова. Принято считать, что в культуре присутствует разделение всего на две ветви:

  • Материальный мир (все, что можно увидеть пощупать).
  • Духовный мир (осязаемое только разумом или через душу).

Однако большинство культурологов выделяют и совершенно новую ветвь – человеческие отношения. Это все ведется к тому, что абсолютно любая информация, которая присутствует в нашем мире, не имеет конкретики, и приводит к созданию явления символизма. Подобный процесс произошел и с «артефактом». Значение вышло за рамки своей ветви, и смогло впитать некоторые иные знания в себя. Да, все это выглядит достаточно наивно. Однако никаких опровержимых доказательств таковой теории никто до сих пор не предоставил, включая и культуру.

Понятие артефакта в других сферах

Археологическим артефактом называют определенный материальный объект, который был найден вследствие раскопок и предоставляется, как достояние человечества, причем в единственном экземпляре.

Программирование, как наука появилась сравнительно недавно, и имеет довольно узкую специализацию, поэтому перенасыщенная терминами. И среди них отголосок смогло отыскать и слово «артефакт». Им обозначают неких созданные элемент программированного конечного продукта, которые может функционировать за счет действенности этого элемента. Так сказать, недостающий пазл для осязания целостности всей картины.

В исследованиях лабораторного типа тоже присутствует слово артефакт в общем словаре терминов. Чаще всего артефактами называют определенную реакцию, получившаяся вследствие намеренного вмешательства в естественность пролегающих процессов, или же случайная реакция, которая получилась из-за незапланированных действий. Иногда оно сопутствует синонимами «чудо» или «неужели». Чаще всего это происходит в биологических и физико-математических научных центрах.

Возвратимся немного к началу статьи и вновь окунемся в игровой и кинематографический мир. Помимо того, что уже сказано, следует додать несколько предложений.

В мире игр, слово «артефакт» всегда ассоциировалось с таинственным могущественным предметом, обладающим невероятной силой. Отличительными чертами были сложные препятствия и квесты для его получения, глубокая история и обязательное воздействие на внешний мир и на человека, завладевшего ним. Легко вспомнить известную игру начала третьего тысячелетия, WarCraft. В ней наглядно можно рассмотреть любой артефакт. Суть «геймерского» артефакта состоит в том, что он чаще всего, является материальным сосудом для нематериальной силы. Так сказать, является объединяющим звеном двух основных ветвей культуры.

Однако все это «геймерское» порождение артефактов имели начало из кинематографа. Впервые люди начали использовать слово артефакт в активной лексике благодаря кино. Именно оно дало развитие этого термина в компьютерном мире. Все особенности, озвучены выше, так или иначе, относятся и к кинематографу.

Сложно представить себе хорошую фантастическую книгу без отлично прописанного мира, сильного и запоминающегося протагониста, не менее харизматичного злодея и важного артефакта, из-за которого, в общем-то, и происходят дальнейшие действия. Кто решил впервые использовать это слово, как термин для значения некого предмета, обладающего мощью и силой , установить вряд ли получится. В наше время в мире ежедневно пишут тысячи разных книг, где непосредственно несколько раз получится встретить это слово. Странное то, что многие писатели, да и современные люди прекрасно понимают значение слова, объяснить его на должном уровне неспособные.

Достаточно просто взять одну известную кингу прошлого века «Властелин колец» Толкиена. Казалось бы, что по всем канонам в книге присутствует только один таинственный предмет – Кольцо Всевластие, однако, в повествовании нам попадаются и иные предметы – посох магов, меч короля Гондора, мифрилл и так далее. Казалось бы, что они не соответствуют некоторым критериям «акртфактности», но все равно считаются таковыми. Термин артефакт, определение которого достаточно размыто, меняется.

Для младшего контингента читателей приведем пример на книгах о Гарри Поттере. В ней нет главного артефакта. Но присутствуют много второстепенных артефактов , которые необходимы лишь для раскрытия персонажей и временного ими использования для достижения цели. Мантия невидимка, волшебная палочка, камень души и так далее. Опять же, конкретизировать этот термин, не выходя за грани литературы практически невозможно.

артефакт

Артефакт (от лат. ars, artis - искусство, factum - сделанное) - 1) в гистологической технике - искусственные структуры, обнаруживаемые в гистологическом препарате при микроскопировании; 2) в рентгенодиагностике - посторонние тени на рентгенограммах, возникшие в результате технических погрешностей.

Гистологические артефакты чаще всего образуются под действием фиксирующих жидкостей, вызывающих коагуляцию и выпадение в осадок коллоидов цитоплазмы и ядра клеток, а иногда их растворение и изменение формы. Артефакты могут возникать при заливке, резке, окраске и заключении препаратов. Артефакты легко образуются при суправитальном микроскопировании тканей под влиянием измененного состава среды, температуры, механического давления и других факторов. Особенно важно выявлять артефакты в ультратонких срезах при электронной микроскопии. Сложность изготовления ультратонких срезов, исследование их в условиях вакуума и бомбардировки электронами создают предпосылки к возникновению А.

Артефакты при гистохимических исследованиях связаны с посмертной диффузией выявляемого вещества в структуры, в действительности его не содержащие. В гистоауторадиографии А. большей частью зависят от условий экспонирования и обработки фотоэмульсии, совмещенной с гистологическим срезом.

Рентгенографические артефакты могут быть систематизированы прежде всего как светлые участки на рентгенограмме и участки более интенсивного почернения по сравнению с их окружением. Морфологически они представляются очаговыми, линейными, полосчатыми, кольцевидными, диффузными тенями и тенями неопределенной формы. Некоторые артефакты, явно случайного происхождения (например, царапины), снижая качество рентгенограмм, существенно не мешают диагностическому их использованию. Гораздо большее значение имеют те А., которые по виду сходны с проявлениями ряда патологических процессов и могут поэтому оказаться источником диагностических ошибок.

Некоторые артефакты возникают уже в процессе фабричного производства пленок. Они в большинстве случаев легко распознаются даже неспециалистами. Возникновение посторонних теней возможно также из-за неправильного хранения рентгеновских пленок (например, в условиях повышенной влажности или в сфере действия проникающего излучения), небрежного обращения с ними. При этом могут появиться так называемая фрикционная вуаль, т. е. почернение пленки при ее проявлении в местах механического воздействия на светочувствительную эмульсию, или общее вуалирование пленки под действием проникающего излучения или дневного и искусственного света, что на рентгенограмме не всегда может быть легко учтено.

Наиболее важными в диагностическом отношении являются дефекты на снимках, получающиеся в процессе самой рентгенографии и при фотографической обработке пленок: посторонние тени, например от одежды, повязок, волос на голове, свернутых в пучок или сплетенных в косу, некоторых медикаментозных веществ и пр.

К артефактам следует отнести и общее или частичное засвечивание пленок, являющееся нередко следствием недостаточной неактиничности фотолабораторных фонарей и неисправности кассет, пропускающих свет. При обычной рентгеновской съемке с усиливающими экранами имеющиеся на некоторых экранах дефекты передаются на рентгенограммах тенями, сходными с металлическими осколками (что особенно важно учитывать в офтальмологической практике), с конкрементами, с различными структурными изменениями субстрата (например, при переломах костей) и т. д. Иногда посторонние тени появляются при погрешностях проявления, фиксирования и сушки пленок, создавая сходство с деструктивными очагами, очагами уплотнения в костном веществе или с линией перелома. Некоторые артефакты сходны с картинами обызвествления тканей. Приведенными примерами далеко не исчерпываются возможности образования посторонних теней на рентгенограммах. В то же время не должны быть приняты ошибочно за А. патологические тени.

АРТЕФАКТ

(лат. artefactum искусственно сделанное) явление, наблюдаемое при исследовании объекта, несвойственное этому объекту и искажающее результаты исследования.

Медицинские термины. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРТЕФАКТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРТЕФАКТ
    (от лат. are — ремесло, искусство и factum — сделанное) В современной эстетике и искусствознании этот термин используется для обобщенного …
  • АРТЕФАКТ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от латинского artefactum - искусственно сделанное) термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть …
  • АРТЕФАКТ в Медицинской популярной энциклопедии:
    - явление, не свойственное объекту исследования и искажающее результаты …
  • АРТЕФАКТ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (лат. arte - искусственно и factus - сделанный), экспериментальный результат, возникающий из-за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой …
  • АРТЕФАКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. artefactum - искусственно сделанное) ..1) предмет, изготовленный, сделанный человеком...2) Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме …
  • АРТЕФАКТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. Artefactum - искусственно сделанное) (биол.), процесс или образование, несвойственные организму в норме и вызываемые самим методом его исследования. …
  • АРТЕФАКТ
    [от латинского arte искусственно + factus сделанный] возникающие в некоторых случах при исследовании организма образовани или процессы, несвойственные в норме …
  • АРТЕФАКТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. биол. Образование или процесс, возникающие иногда при исследовании биологического объекта вследствие воздействия на него самих условий исследования. …
  • АРТЕФАКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРТЕФ́АКТ (от лат. artefactum - искусственно сделанное), предмет, изготовленный, сделанный человеком. Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме …
  • АРТЕФАКТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    артефа"кт, артефа"кты, артефа"кта, артефа"ктов, артефа"кту, артефа"ктам, артефа"кт, артефа"кты, артефа"ктом, артефа"ктами, артефа"кте, …
  • АРТЕФАКТ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. arte искусственно + factus сделанный) б иол. образования или процессы, возникающие иногда при исследовании биологического объекта вследствие воздействия …
  • АРТЕФАКТ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. arte искусственно + factus сделанный] б иол. образования или процессы, возникающие иногда при исследовании биологического объекта вследствие воздействия на …
  • АРТЕФАКТ в словаре Синонимов русского языка.
  • АРТЕФАКТ в Словаре русского языка Лопатина:
    артеф`акт, …
  • АРТЕФАКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    артефакт, …
  • АРТЕФАКТ в Орфографическом словаре:
    артеф`акт, …
  • АРТЕФАКТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. artefactum - искусственно сделанное),..1) предмет, изготовленный, сделанный человеком…2) Процесс или образование, не свойственные изучаемому объекту в норме и …
  • КОСМИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ
    объект попавший на землю из космоса и имеющий признаки искусственного происхождения. Среди подобных загадок известен Канадский метеорит весом 150 килограммов, …
  • АРТЕФАКТ (ЛАТ. ARTEFACTUM - "СДЕЛАННЫЙ ИСКУССТВЕННО") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    процесс, действие, образование или явление, не свойственное какому-то данному объекту в нормальной обычной обстановке и проявляющееся только в процессе изучения. …
  • АРТЕФАКТ (ФИЛЬМ, 2009) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-28 Time: 18:30:05 Навигация Тема = Артефакт Википедия = Артефакт (фильм, 2009) «Артефакт» — дебютный полнометражный фильм режиссёра, …
  • АРТЕФАКТ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЙ в Медицинских терминах:
    артефакт при рентгенологическом исследовании в виде теней на рентгеновском экране, пленке или пластинке, не связанных с особенностями исследуемого …
  • WORLD OF WARCRAFT в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах:
    1. Эхо WarCraft III Локация: Dun Morgoh - Khranos В этой локации вы можете найти команду гномов-стрелков (Dwarven Mortar). Это …
  • ТРАНСФОРМЕРЫ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki.
  • ВХОД В ЛАБИРИНТ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-31 Time: 06:54:23 * Из пустой бутылки можно выдавить ещё сорок капель! * Этого не может быть. Это - …
  • STARSHIP UNLIMITED 2: DIVIDED GALAXIES
    Следующие коды нужно вводить с зажатой клавишей Home . Каждая буква, введенная с зажатой Home , считается игрой частью кода. …
  • CLOUD KINGDOMS в Списке пасхалок и кодов к играм:
    Найдите какого-нибудь дракона и используйте заклинание MON ZO GOR SAR . Сразу нажимайте Esc , для того чтобы поставить игру …
  • ПРОСТРАНСТВО АРТЕФАКТА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Пространственно-временной континуум, в котором реализуется бытие (или событие) произведений современных арт-практик, арт-проектов. Его понимание отталкивается от традиционного эстетического осмысления «пространства …
  • МИНИМАЛИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (minimal art — англ.: минимальное искусство) Художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия …
  • КОНЦЕПТУАЛИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    , концептуальное искусство (Concept Art — англ. concept — понятие, идея, концепция) Последнее по времени возникновения (60 — 80-е …
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (virtual reality — англ.) в искусстве Созданная компьютерными средствами искусственная среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации …
  • БАШЛЯР в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Bachelard) Гастон (1884-1962) Французский философ, эстетик, критик, основоположник неорационализма. Является одним из тех, кто в прямом смысле слова сделал себя …

Большое количество цветовых артефактов могут оказывать негативное влияние на интерпретацию результатов ЦДЭ либо искажать ее. Некоторые из них неизбежны и фактически могут использоваться для повышения точности и чувствительности диагностики.

Помехи : одной из причин может быть слишком высокое значение коэффициента усиления цвета. Помехи могут представлять значительную проблему, однако в некоторых случаях они вызываются преднамеренно и используются для обнаружения медленного кровотока.

Артефакты движения : артефакты движения (цвеювые вспышки) также затрудняют исследование. Их возможными причинами могут быть передающиеся пульсации сердца (например, при исследовании васкуляризованных новообразований в левой доле печени) и пульсации аорты.

Наложение : данный артефакт представляет проблему, когда в диагностических целях цветовая шкала прибора устанавливается на определенный диапазон скорости (ЧПИ), который не соответствует скорости кровотока во всех исследуемых сосудах. Это приводит к появлению нежелательных зон инверсии цвета.

Артефакт конфетти : имеет вид многочисленных мелких цветовых пикселей, является важным признаком постстенотического турбулентного потока.

Артефакт мерцания : имеет большое диагностическое значение. Он возникает, когда пиксели артефакта конфетти или цветовые полоски (красные и синие пиксели) создаются структурами с очень сильными звукоотражающи-ми свойствами (камень, холестериновый полип), располагающимися в акустической тени. Мерцание возникает вследствие вибрации отражающей поверхности, обусловленной падающими на нее звуковыми волнами. Данный артефакт может оказаться полезным при диагностике камней в почках и других образований.

Определение : в ультразвуковой диагностике артефактами являются акустические изображения, не соотносящиеся с анатомическими структурами. Их возникновение связано с тем, что в процессе визуализации учитываются не все физические явления.

Значение : при интерпретации ультразвуковых изображений артефакты могут иметь различное значение. Некоторые из них, такие как артефакт голщины ультразвукового луча, могут мешать интерпретации ультразвуковой картины, тогда как другие, в частности акустическая тень, имеют диагностическое значение.

Артефакт боковых лепестков

Неправильное отображение объекта на экране вследствие эхо-сигналов, продуцируемых боковыми лепестками, сопровождающими ультразвуковой луч.
Артефакт боковых лепестков имеет вид изогнутой линии в анэхогенной структуре.

Значение : Эти артефакты могут быть ошибочно приняты за эхо-сигналы, отходящие от внутренних структур кистозных органов (перегородки, осадок).
Дифференцировка с настоящим объектом : Изменение угла наклона датчика или плоскости сканирования легко приводит к исчезновению артефакта.

АРТЕФАКТ (латинский artefactum искусственно сделанное) - явление, наблюдаемое при исследовании объекта, несвойственное этому объекту и искажающее результаты исследования. АРТЕФАКТЫ могут возникать вследствие воздействия на объект случайных факторов, несоблюдения установленных правил, инструкций, а также в результате организационных, методических и технических погрешностей. В этих случаях АРТЕФАКТЫ наблюдаются при гистологических, гистохимических, бактериоскопических, бактериологических исследованиях в результате неправильной фиксации и обезвоживания, а также из-за дефектов приготовления препаратов при получении срезов, заливке, окраске, производстве гистохимических реакций. В гистологических препаратах артефактами могут быть микроорганизмы с инструментов, стекол, из красителей, воздуха и воды. Артефактом может быть уменьшение объема клеток, ядер, появление в препаратах отдельных включений, гемолиз крови, обусловленный промыванием тканей водой в процессе секции. Такие артефакты наблюдаются при исследовании материала, изъятого из трупов, а также при биопсии и приготовлении мазков (см. Микроскопические методы исследования , Гистологические методы исследования).

Артефакты могут возникнуть при авторадиографии (см.), электронной микроскопии (см.), рентгенографии (см.). Так, артефакты на рентгенограммах могут быть обусловлены дефектами пленок, пластинок или усиливающих экранов, а также техническими погрешностями фотообработки. Артифициальные тенеобразования на рентгенограммах могут быть ошибочно расценены как патологические состояния (переломы, воспалительные процессы и др.) или инородные тела. Артефакты подобного происхождения могут быть также в спектрографии, различных видах фотографии, используемой с иллюстративными и исследовательскими целями.

Судебно-медицинской практике встречаются артефакты в виде попадания инородных включений в объекты, предназначенные для микроскопического или иного лабораторного исследования (копоть или частицы с обугленных трупов), металлизации краев ран от секционных инструментов, когда проводится исследование для выявления металла орудия, которым нанесена травма, а также при поступлении ядовитых веществ из консервирующих растворов в объекты, направляемые для судебно-химического анализа, и т. п. Кроме того, существуют артефакты, воспроизводимые с предвзятой целью: искусственно вызываемые или поддерживаемые заболевания или повреждения, а также отдельные симптомы заболеваний (см. Искусственные болезни , Членовредительство).

К артефактам не следует относить отклонения от обычной картины развития биологического или патологического процесса, изменения трупа, хода лабораторных реакций и т. д., а также возникновение изменений, имитирующих различные явления и состояния. Например, артефактом не являются: посмертная микробная инвазия внутренних органов трупа, имитирующая прижизненную бактериемию патогенными микробами; участок посмертного высыхания кожи, симулирующий прижизненную ссадину; быстро наступающий посмертный аутолиз ткани поджелудочной железы, имитирующий прижизненный некроз; формалиновый пигмент в ретикулоэндотелии печени или селезенки, отложившийся в процессе фиксации тканей, похожий на малярийный пигмент, и т. д.

Подозрение на артефакт возникает при несоответствии одного какого-то факта другим данным, полученным в процессе исследований или наблюдений. Поэтому для установления истинного диагноза (в зависимости от происхождения артефакта) должны применяться соответствующие клинико-лабораторные или контрольные (проверочные) исследования, направленные на его исключение.

Библиография: Бойд Д ж. А. Авторадиография в биологии и медицине, пер. с англ., М., 1957, библиогр.; Войно-Ясенецкий М.В. и Шаботинский Ю.М. Источники ошибок при морфологических исследованиях, Д., 1970, библиогр.; Гольдин Л. С. Основы гистологической техники электронной микроскопии, М., 1963, библиогр.; Заварзин А. А. и Румянцев А. В. Курс гистологии, с. 48, М., 1946; Меркулов Г. А. Курс патоло-гогистологической техники, Д., 1969, библиогр.; Роскин Г. И. иЛевин-с о н Л. Б. Микроскопическая техника, М., 1957, библиогр.; Уемов А. И. Логические ошибки, М., 1958.

А. П. Загрядская.