Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Статьи Андрея Бабанина

  1. #1
    FreeBSD Аватар для RoST
    С нами с
    12.04.2012
    Сообщений
    349
    Поблагодарил(а)
    28
    Получено благодарностей: 152 (сообщений: 74).

    Статьи Андрея Бабанина

    Ремонт часов Rolex Submariner. Калибр 3135

    Андрей Бабанин

    Ролекс это мануфактура со старыми традициями и историей, протянувшейся на сто лет. Ролекс всегда считались дорогими, престижными часами, приносящими уверенность своему владельцу. Это марка, которую знают все, марка, которую чаще всего подделывают, марка, выпускающая больше всего хронометров. Ролекс не снижает цены на свои часы, ведь они все продаются. Ролекс - это стиль жизни.
    До недавнего времени в связи с грандиозным скандалом часы марки Rolex у нас не продавались, 2004 год стал первым годом Ролекса в России. Однако люди знают и любят эту марку за надежность. Пока в России нет авторизованного сервиса Rolex, поэтому отремонтировать их бывает достаточно трудно, особенно, если требуется заменить запчасть.
    Сегодня я рассмотрю достаточно распространенную модель Rolex Submariner (референс 16610). Она выполнена из нержавеющей стали. В часах применена головка повышенной водозащиты на резьбе системы Triplock.

    Рис 2. Три точки на головке означают, что это система Triplock
    Многие владельцы интересуются, как не открывая часов определить их подлинность. Наиболее верный вариант это найти на корпусе референс и серийный номер. Чаще всего в моделях Oyster они находятся сбоку на корпусе между ушек: референс в районе 12 часов и серийный номер в районе 6 часов. В других моделях он выгравирован на внутренней стороне задней крышки. Нумерация сквозная, правда немного запутанная. По данному номеру можно судить, что часы выпущены между 3/4 1997 и 1999 годами.

    Рис 3. Серийный номер между ушек в районе 6 часов
    Внутри тикает калибр 3135. Вот его технические характеристики: диаметр 28,5 мм, высота 6мм, частота колебаний баланса 28800 пк/час. В часах использован 31 камень. Есть календарь мгновенного действия с возможностью быстрой корректировки, функция останова секунд.

    Рис 4. Система Microstella для регулировки точности хода
    Баланс оснащен двумя парами регулировочных винтов Microstella, для лучшего изохронизма применена брегетированная спираль. Специальные барашки позволяют регулировать осевой зазор баланса. В качестве противоударного устройства выбрана система KIF.

    Рис 5. Снят сектор автоподзавода
    Механизм отрегулирован для пяти положений, повышенной и пониженной температур. Более подробно ознакомиться с регулировками механизмов можно в статьях Все о швейцарских часах и Кое-что о сертификации хронометров COSC.
    Мосты декорированы в стиле Colimaconnage. На секторе автоподзавода выбиты отверстия в виде щелей (см. Рис.15) - традиционный дизайн сектора от Rolex. Поверхности мостов родированы, все края англированы. Винты обработаны по высшему разряду (напомню - торец и стенки отполированы, по краю и в районе шлица - фаски). Видимые участки платины имеют круговое зернение, что как нам известно, служит не только украшением, но и задерживает пыль.
    За исключением волоска баланса из Ниварокса, практически все остальные детали Rolex производит сам. Насколько мне известно, специалисты хотят наладить выпуск и своих волосков. До недавнего времени в часах Rolex Daytona можно было встретить механизм хронографа фирмы Zenith, однако сейчас он заменен своим калибром.
    Вообще стремление Rolex стать полностью независимым от других производителей достаточно неоднозначно отражается на фирме. С одной стороны независимость хороша, но с другой стороны эта самая независимость сильно усложняет внедрение новых разработок, механизмов. Освоение калибра стоит очень дорого, замена старого калибра на новый должна быть обоснована экономически. Я немного отвлекся от самих часов, пожалуй продолжим...
    Часы проработали достаточно интенсивно в течение лет 7 без единого ремонта. При приемке я обратил внимание на странный стук: сектор автоподзавода болтался и бил об мосты и крышку. Были надежды, что ослабли винты, но... диагноз стал понятен уже при осмотре механизма - изношена стойка автоподзавда. Сам механизм был обильно посыпан рыжей пылью - продуктами износа. Немудрено, что часы намертво встали.

    Рис 6. Хорошо виден износ стойки сектора автоподзавода
    К сожалению, Rolex до сих пор использует в секторе автоподзавода подшипники скольжения. При высыхании смазки металл достаточно быстро изнашивается об камни опоры стойки. На фотографии хорошо видна борозда, оставленная камнем опоры. Если бы специалисты разработали автоподзавод на базе подшипника качения (как в подавляющем большинстве современных автоматических механизмов), то часы стали бы немного надежней.

    Рис 7. Новая стойка сектора
    Замена стойки на новую решила проблему, сектор стал вращаться плавно. Боковой зазор остался в норме, не более 0.04 мм, так что даже не пришлось менять клипсу крепления сектора.
    Снят мост автоподзавода. Детали подогнаны великолепно. Скажу вперед, что качество изготовления деталей и их подгонка сильно порадовали. Никаких проблем для сервиса. Это еще раз подтвердило мое предположение, что хороший производитель думает не только о том, как собрать надежный механизм, но и о том, как этот механизм в дельнейшем будет обслуживаться. Техническая документация составлена превосходно, ее приятно изучать.
    Обратите внимание на мост баланса. Он сделан на двух опорах для лучшей стабильности. При снятом мосте автоподзавода обнаружилось, что остальные мосты обработаны в стиле circular graining (круговое зернение). Такая обработка лучше защищает масленки от пыли.

    Рис 8. Снят мост автоподзавода
    При осмотре вилки и анкерного колеса обнаружена причина, почему часы намертво "встали". Обратите внимание, что зубья анкерного колеса и паллеты вилки сильно загрязнены, что не дает им возможности нормально работать. Платина под колесом также сильно загрязнена.

    Рис 9. Паллеты вилки и зубья анкерного колеса сильно загрязнены
    Перейдем к системе автоподзавода. Фирма Rolex красит реверсивные колеса специальной краской для уменьшения их износа. Колеса малинового цвета считаются визитной карточкой Rolex и являются одним из средств защиты от подделки. Сама система автоподзавода весьма совершенна, позволяет заводить часы в обоих направлениях вращения сектора. Колеса, в отличие от реверсивных колес фирмы ETA, выполнены разборными. Это позволяет облегчить их чистку и смазку, а следовательно увеличить срок их эксплуатации. На фотографии я одно колесо оставил не разобранным, а из другого вынул зубчатое колесо. В нем видны стопорные зубья, закрепленные качелькой.

    Рис 10. Знаменитые малиновые колеса от Rolex
    Сняты все мосты. Колесная система традиционная для часов с центральной секундной стрелкой в отличие от Patek Philippe, где секундный триб как бы приставлен к колесной системе. За счет меньшего числа деталей такая система надежней, однако в ней значительно жестче требования компоновки узлов, соответственно меньше свободы для размещения остальных модулей, например автоподзавода. В данной схеме, в отличие от того же Patek Philippe, автоподзавод размещен сверху, а не сбоку. За счет этого механизм получил весьма нескромные на сегодня 6 мм толщины. На рисунке 11 слева можно заметить рычажок желтого цвета. Он предназначен для останова обода баланса, когда мы вытягиваем заводную головку в положение перевода стрелок.

    Рис 11. Сняты мосты. Стрелками указаны барашки регулировки осевого зазора оси баланса. Полезная штука
    Вот мы добрались и до календаря. Традиционно для часов высокого класса мост календаря, скрытый обычно циферблатом, обработан в стиле circular graining. Для уменьшения трения кольцо календаря установлено на 3 камня, расположенные под углом 120 градусов. Они не видны на рисунке. Сверху также присутствует один камешек (он хорошо виден в левой верхней части рисунка 12). Согласно международным требованиям все камни делятся на функциональные, нефункциональные и декоративные. Так вот согласно этим требованиям в часах должно указываться количество только функциональных камней. Опять же по этим требованиям камни календарного кольца не считаются функциональными. Конечно можно поспорить, но... оставим это на совести Rolex. В конце концов и другие производители балуются этим.
    Проблема с камнями возникла в 50е-60е годы, когда выпускались часы с безумным количеством камней (вплоть до 100). Причем функциональных камней было порядка 17.

    Рис 12. Вид со стороны календаря
    Интересно выполнен узел мгновенной смены даты. На суточном колесе закреплена стальная деталь сложной формы. Она имеет небольшую угловую степень свободы в пределах паза (паз виден под рубиновым роликом на рисунке 13). Ролик рычага скользит по поверхности стальной детали, рычаг прижат к ней с помощью достаточно жесткой пружины. В районе 12 часов ночи ролик доходит до скошенной части стальной детали. Под действием пружины он стремится к ее центру и резко проворачивает ее на угол, предусмотренный пазом (сейчас ролик находится в выемке стальной детали - положение рычага сразу после переключения даты). При этом толкатель стальной детали зацепляет зуб календарного кольца и переводит его на одно деление.

    Рис 13. Сложная по форме стальная деталь суточного колеса вкупе с рычагом позволяют мгновенно переключать календарь
    В часах использован 31 камень, однако вместо центрального камня стоит бронзовая втулка. Предположу, что такое решение надежней при ударах. Впрочем втулка легко меняется, так что это скорее особенность данного механизма, а не недостаток.

    Рис 14. Странно, но вместо центрального камня установлена бронзовая втулка

    Рис 15. Часы отремонтированы, однако на мостах видны следы от сектора автоподзавода
    После тщательной очистки всех деталей часов от продуктов износа стойки сектора автоподзавода, смазки согласно рекомендациям Rolex, амплитуда баланса повысилась до нормальных 270 градусов.
    Начавшийся износ вызван высыханием смазки. К сожалению, многие владельцы часов пренебрегают советами производителя периодически подвергать часы техническому обслуживанию. Рекомендуется чистить и смазывать часы не реже одного раза в 2-3 года. Редко какие часы исправно проработают свыше 5 лет. Первыми симптомами, что часы нуждаются в профилактике, являются ухудшение точности хода и уменьшение резерва хода. Даже если с виду все нормально, не забывайте о том, что смазка не вечна, и где-то она уже высохла, так что детали работают всухую. При этом продукты износа, попадая на другие детали, ухудшают смазку и там. Ясно, что замена изношенных деталей значительно дороже простой чистки со смазкой.
    THE TRUE MEANING OF LIFE LIES IN DEFINING ITS END

  2. #2
    FreeBSD Аватар для RoST
    С нами с
    12.04.2012
    Сообщений
    349
    Поблагодарил(а)
    28
    Получено благодарностей: 152 (сообщений: 74).
    Ремонт часов Rolex Cellini. Калибр 1602
    Андрей Бабанин

    Я решил продолжить описание интересных механизмов. На этот раз - это тонкая заводушка от Rolex. Модель Челлини весьма изысканна, выполнена в строго классическом стиле. В отличие от Oyster Datejust, Day-Date и Daytona, являющихся все же спортивными моделями, Rolex Cellini - часы для выхода в Свет.


    Рис 1. Часы Rolex Cellini с ручным заводом
    В часах использован весьма тонкий механизм собственного производства (калибр 1602), разработанный в конце 60х годов прошлого столетия. Толщина механизма 2,35 мм. В нем использовано 20 камней. Баланс часов колеблется с частотой 18000 полупериодов в час и отрегулирован для 4-х положений. Для большей компактности спираль баланса сделали плоской. Более подробно ознакомиться с регулировками механизмов можно в статьях Все о швейцарских часах и Кое-что о сертификации хронометров COSC.
    Баланс часов не имеет привычного градусника для подстройки точности хода. Вместо него использована фирменная разработка Microstella. В часах высокого класса пару баланс-спираль подбирают столь точно, что регулировка длины спирали не требуется вовсе. Меняется лишь приведенная масса баланса. Двигая винты попарно к центру или от него - меняют момент вращения, а следовательно и амплитуду. В часовой практике встречаются балансы с 2, 4, 6 и 8 винтами. Чем больше винтов - тем больше регулировок. Данная модель имеет только два винта. Если посмотреть на винт сбоку - он похож на звездочку. Отсюда и название системы - Microstella.

    Рис 2. Хорошо виден один из двух винтов системы Microstella на ободе баланса.
    Интересный курьез произошел при осмотре циферблата. Я заметил небольшую пылинку, прилипшую к нему еще в процессе покраски. Я бы не обратил на это никакого внимания, если не прочитал статью достаточно известного в зарубежных часовых кругах Уолта Одетса (Walt Odets) JESSICA'S CORNAVIN DOLPHIN. Вкратце, в этой статье Уолт восхищается часами Cornavin, с механизмом 1-го МЧЗ (Полет 2614). Весьма грязные, часы продолжали работать без единого ремонта в течение 24 лет. Периодически он сравнивает эти часы с Rolex Explorer Ref. 14270. В последнем абзаце он указывает на человеческий волосок, попавший на секундную стрелку еще при окраске. Соринка на циферблате Ролекса и волосок на секундной стрелке Полета - делают часы всех стран и производителей немного ближе :-).

    Рис 3. Пылинка, прилипшая к циферблату в момент нанесения краски
    К счастью, несчастная соринка - это единственное, к чему я смог придраться, осматривая внешнее оформление.

    Рис 4. Качественно нанесенный шрифт - признак хороших часов
    На циферблате, помимо цифровых меток, выполненных из золота, присутствуют часовые деления, украшенные 11 бриллиантами. На 12-ти часах - традиционная корона. Знак короны присутствует также на заводной головке и застежке.

    Рис 5. В дорогих часах используются бриллианты только высокого качества. Накладной знак выполнен из золота
    Анкерная вилка выполнена превосходно - поверхности отполированы до зеркального блеска, все острые кромки обработаны в виде фасок, которые также отполированы. Обработка одной такой детали может занимать часы. Это сильно поднимает конечную стоимость механизма.

    Рис 6. Вилка тщательно отполирована, грани имеют скосы (anglage)
    Анкерное колесо снабжено двумя дополнительными накладными камнями (на рисунке - в желтой оправе с пружинкой). Такая конструкция предупреждает быстрый расход масла в узле, следовательно, увеличивает время носки между ремонтами. Узор в виде концентрических кругов призван не только облагораживать механизм, но и удерживать пыль, препятствуя ее проникновению на детали регулятора.

    Рис 7. Под мостом баланса - узор круговое зернение (circular graining).
    Достаточно интересно выполнена компоновка колес. Обычно центральное (главное) колесо (первое от заводного барабана) размещается строго по центру. На него напрессовывают минутник с минутной стрелкой. В данной конструкции - оно смещено в сторону, причем, оно никак не связано со стрелками. Несмотря, на то, что оно совершает один оборот в час, оно - лишь одно из колес передачи. Для вращения стрелок предназначен центральный триб (на рисунке 10-тизубое колесико под заводным барабаном). Он связан только с барабаном, однако, это не мешает ему вращать стрелки. Цель такой компоновки - более плотно разместить колеса, то есть более полно реализовать площадь механизма. Это позволило изготовить весьма небольшой механизм с большим балансом. Последнее положительно сказывается на стабильности хода.

    Рис 8. Необычная компоновка колес позволяет сделать механизм более компактным

    Рис 9. В дорогих механизмах декорируются даже поверхности, скрытые от глаз. Заметьте, как блестят фаски отверстий - они тоже отполированы

    Рис 10. Винт обработан по высшему разряду - торец и стенки отполированы, по краю и в районе шлица - фаски

    Рис 11. Перед установкой в корпус
    После полной разборки часы подверглись тщательно очистке, смазке. Была произведена регулировка точности хода с помощью винтов баланса. Часы вновь готовы нести свою долгую службу. До встречи!
    THE TRUE MEANING OF LIFE LIES IN DEFINING ITS END

  3. #3
    FreeBSD Аватар для RoST
    С нами с
    12.04.2012
    Сообщений
    349
    Поблагодарил(а)
    28
    Получено благодарностей: 152 (сообщений: 74).
    Ремонт часов с хронографом Rolex Daytona Cal. 4030

    Андрей Бабанин
    Часы Ролекс наверное одни из самых известных в мире. Верность традициям, высокое качество, некий консервативизм помогли марке с самого начала завоевать искушенного в часах пользователя. Ролекс год от года ставит рекорды в количестве выпускаемых хронометров. Ролекс одна из мануфактур, выпускающих свои механизмы, однако, даже они периодически вставляют в часы проверенные калибры других производителей. Так в 1963 году в часах Cosmograph Rolex использовал калибр valjoux 72B. В брэнде Tudor, принадлежащему Rolex, активно используются механизмы ЕТА 2824-2. До недавнего времени в хронографах Daytona Rolex использовал механизм Zenith El Primero 400, естественно переработанный под концепцию Rolex. Только несколько лет Rolex наконец-то использует родной калибр 4130, в чем-то несколько похожий на предшественника от Zenith. Так что же так тормозило развитие собственного калибра в Rolex'e? Неужто El Primero оказался столь удачным выбором?
    В данном обзоре мы познакомимся с этим самым знаменитым калибром El Primero 400, доработанным Rolex и названным Калибр 4030.

    Рис.2 Отрегулирован для 5-ти положений и температуры - весьма недурно
    Перед нами часы Rolex Daytona. Модель 16523 с механизмом Rolex 4030. Согласно серийному номеру на корпусе часов между ушек в районе 6 часов, данная модель произведена в конце 1997 года. Часы имеют сертификат хронометра. Более подробно ознакомиться с регулировками механизмов можно в статьях Все о швейцарских часах и Кое-что о сертификации хронометров COSC. Несколько слов о механизме:
    Механизм с автоматическим заводом двухстороннего действия с противоударным устройством типа KIF, хронограф с индикацией секунд, минут (счетчик до 30 минут) и часов (счетчик до 12 часов). В механизме использован 31 камень, диаметр механизма 30 мм (под корпус), высота 6,55 мм, частота 28,800 полуколебаний в час. Угол подъема 520. Обратите внимание на сектор автоподзавода. Он имеет концентрически расположенные щели, характерные для механизмов Rolex.

    Рис.3 Снят сектор автоподзавода
    Посмотрим параметры Zenith El Primero:
    Число камней 31, диаметр механизма 30 мм, высота 6,5мм, частота 36,000 полуколебаний в час, запас хода 50 часов. Год разработки - 1969. Особенности: позволяет проводить замеры времени с точностью до 0.1 секунды.
    Итак, видно, что Rolex снизил частоту колебаний баланса. Изменениям подвергся и сам баланс: это монометаллический баланс с винтами регулировки точности хода системы Microstella, а также с брегетированной спиралью. Вследствие этого, он не имеет привычного градусника, что, как известно, несколько улучшает характеристики колебательной системы. Баланс выполнен естественно из глюцидура. Так же был сменен узел противоударного устройства Incabloc на KIF. Трудно понять, чем вызвано сие решение, возможно Rolex сделал необходимое количество переделок, чтобы назвать калибр своим. Нетрудно догадаться, что с уменьшением частоты колебаний, потребовалась замена вилки, анкерного и секундного колес. Вообще-то это весьма странно, что Rolex отказался от такой вкусности, как возможность замера с погрешностью 0.1 сек. Единственное объяснение уменьшения частоты колебаний баланса, которое я нашел, это увеличение межсервисного интервала. Посмотрим, помогло ли Rolex'у его стремление сохранить стабильность характеристик в течение 5 лет (рекомендованный Ролексом межсервисный интервал).

    Рис.4 Хронограф классического типа с колонным колесом. Выполнен интегрированным с механизмом часов
    Хронограф интегрирован с механизмом - то есть часы изначально разрабатывались как хронограф. Это как нельзя лучше сказывается на его технических характеристиках, в отличие от модульных конструкций.
    Циферблат выполнен очень качественно. На 12 часах классическая корона, остальные метки выполнены с использованием трития, о чем указано снизу (T SWISS MADE T). На циферблате так же указано, что механизм официально сертифицирован, как хронометр (то есть точность хода на момент сертификации укладывалась в пределы +6 -4 сек в сутки).

    Рис.5 Механизм с циферблатом извлечены из корпуса
    Механизм неплохо декорирован: сектор украшен узором Colimaconnage, видимые части мостов и платина под циферблатом - круговое зернение.

    Рис.6 Под циферблатом. Снизу колесо 12-ти часового счетчика
    Детали хронографа имеют полированные фаски, присущие только дорогим калибрам. Сам хронограф выполнен по классической схеме - с колонным колесом (1). Оно является управляющим центром хронографа. Состоящее из выступов и впадин, оно позволяет рычагам занимать определенные положения, а следовательно запускать стрелку хронографа, тормозить или сбрасывать в ноль. На рисунке 7 также показаны: 2 - рычаг сброса. Двумя хвостовиками он падает на сердечки секундного колеса хронографа (4) и счетчика минут (5), заставляя их провернуться, дав стрелкам занять нулевое положение. Рычаг 3 также взаимодействует с колонным колесом и тормозит секундное колесо при останове хронографа. Колесо 7 предназначено для взаимодействия счетчиков. Оно также изменяет движение стрелки накопителя минут. Без этого колеса стрелка счетчика минут двигалась бы в обратном направлении. Рычаг 6 фиксирует колесо счетчика минут в одном из 30 положений.

    Рис. 7 Механизм хронографа крупным планом
    Детали хронографа и реверсивное колесо сняты. Вот и причина уменьшения запаса хода. Бурая пыль, так нам знакомая по Rolex Submariner, оказалась и здесь. Очевидно, что детали завода трудятся в условиях недостатка смазки и сильно изнашиваются.

    Рис.8 Под реверсивным колесом
    Снятый мост только усиливает подозрения. Под ним пыль располагается в районе промежуточных колес, а также коронного колеса.

    Рис.9 Механизм завода покрыт слоем бурой пыли - продуктов износа
    Посмотрим на детали под мостом. Заводной барабан (2) внушительных размеров - хороший знак - энергии достаточно и для часов, и для хронографа. От барабана отходит колесо (1) на 12-ти часовой счетчик. Механизм часов выполнен по классической схеме - главное колесо (5) в центре. Колеса 3 и 4 - промежуточные завода. На трибе колеса (3) много грязи - повод присмотреться поближе.

    Рис.10 Под мостом
    Так и есть - износ триба промежуточного колеса. Стрелкой указан износ триба.

    Рис.11 Стрелкой показан износ триба промежуточного колеса завода.
    Также обнаружился износ хвостовика кликерки. Недостаток смазки и время (порядка 5-ти лет без сервиса) сделали свое черное дело.

    Рис. 12 Кликерка
    Видимо, уже наступив на такие грабли, Rolex произвел модернизацию коронного колеса. Действительно, весьма похвальное нововведение - керамический подшипник (указан на Рис. 13 синей стрелкой). Часы последних лет выпуска уже комплектуются им. В часах более раннего выпуска Rolex рекомендует производить замену этого узла. Узел остался практически не изношенным - подшипник не подвел!

    Рис. 13 Коронное колесо
    Действительно интересной в этом механизме является система автоподзавода. Она построена только на одном реверсивном колесе. Правда оно сдвоено, но в целом конструкция получилась компактней. Аналогичная система используется в механизме ETA 2892-A2 - разработке компании ETERNA. Реверсивное колесо выполнено в лучших традициях Rolex.

    Рис. 14 Реверсивное колесо
    Далее я указал точки смазки реверсивного колеса:

    Рис.15 Сверху

    Рис.16 Снизу
    Колесо практически не пострадало и не требует замены.

    Рис.17 Стрелкой указано технологическое отверстие для смазки колеса

    Рис.18 Как и в Rolex Submariner некоторые камни заменены металлическими вставками, в частности центральный камень. Однако, нет повода для переживаний. Износ такой вставки может произойти только за ОЧЕНЬ длительный период без сервисного обслуживания. В механизме счетчика часов камни тоже не нужны - слишком малые скорости вращения, практически не изнашиваются при средней интенсивности пользования хронографом.

    Рис.19 Механизм очищен, отремонтирован и собран до хронографа. Колеса вращаются легко, запас хода вновь восстановлен.
    Итак, подведя итог можно сказать, что механизм хронографа весьма удачен и надежен. Технические решения, примененные в нем до сих пор, в течение 36 лет, современны и востребованы. Разборка и сборка часов легки и интуитивно понятны, регулировка хронографа полная, и позволяет тонко настроить все узлы. Технический мануал - в традиции Rolex - весьма полон и понятен. Единственная ложка дегтя: несмотря на то, что механизм уже обслуживался ранее, по прошествии 5-ти лет с предыдущего ремонта все-таки произошел достаточно серьезный износ некоторых деталей. Видимо, заявленные Rolex'ом 5 лет безсервисной работы, все же миф, созданный компанией. Впрочем, учитывая стоимость обслуживания, их можно понять - ремонт раз в 5 лет экономически более выгоден, чем раз в два-три года - к плате за обслуживание добавляется лишь стоимость некоторых недорогих деталей.
    THE TRUE MEANING OF LIFE LIES IN DEFINING ITS END

  4. #4
    Супер Модератор Аватар для Celentano
    С нами с
    22.05.2012
    Сообщений
    189
    Поблагодарил(а)
    106
    Получено благодарностей: 165 (сообщений: 80).
    Сообщения, не относящиеся к теме (Статьи А.Бабанина) , перенесены в соответствующий раздел - 'Deepsea'

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •  

Яндекс.Метрика