Тема работы по самообразованию «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте». «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников План по самообразованию формирование элементарных матема

Светлана Матьянова
Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность»

Отчет по самообразованию

на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогии. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Я поставила перед собой

задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.

Цель:

прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

В настоящее время выделено несколько подходов к решению задач и содержанию математического воспитания дошкольников. В основу опыта легли игры В. В. Воскобовича, они уникальны по своим развивающим возможностям, применение которых в работе с детьми дает высокие результаты, позволяя развивать у них математические умения и представления. Практика обучения показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которые способны вызвать познавательную активность детей.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.

ФЭМП проходит через развивающие игры В. Воскобовича: «Лепестки», «Логоформочки», «Чудо-соты», «Чудо-крестики 1», «Чудо-крестики 3», «Змейка», «Прозрачная цифра», «Математические корзинки», «Двухцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Счетовозик», «шнур «Затейник», «Коврограф «Ларчик», «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера».

Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.

С детьми провести развлечение с математическим содержанием.

Оформить сборник консультаций для родителей на темы: «Развитие математических способностей у старших дошкольников». Гостиная для родителей «Давайте поиграем» (познакомить с играми, научить играть, оформить папку передвижную «Математика для дошкольников»

Подготовить консультацию для воспитателей нашего детского сада на тему «Актуальность развития математических способностей у дошкольников через игровую деятельность», «Использовние игр В. Воскобовича в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» 2015г.

2. Библиотека программы «Детство», «Математика для школы» Санкт-Петербург,2002г.

3. В. В. Воскотович, Т. Г. Харько «Сказочные лабиринты»

Вывод: Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа «основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли».

«Учиться можно только весело «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Публикации по теме:

Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники?.

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование элементарных математических представлений через развивающие игры «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что математическое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Капраловой Ольги Николаевны

6лет I _

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

2015 – 2016 (учебный год) вторая младшая группа

г. о. Саранск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года) .

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

4. Работа с детьми.

Сроки

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже) .

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Апрель

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2016 г.)


Наталия Яичникова
План самообразования на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет»

План самообразования 2017-2018 учебный год

Тема :""

Воспитатель : Яичникова Наталия Витальевна

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 3-4 лет . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире . Формирование элементарных математических представлений является наиболее подходящей формой обучения детей раннего возраста . Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме . Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал , действия с различными предметами , учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи :

Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;

Изучить основные математические игры для детей 3-4 лет .

Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ;

Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 3-4 лет в различных направлениях воспитательной работы.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу : Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников » . – М., 2006; Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрия для малышей» . – М.: 2006; Корнеева Г. А. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». – М., 2008; Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

Изучение темы начала с раздела : «« 3-4 лет в детском саду», в течение сентября я подробно изучила книгу Метлиной А. С. «Математика в детском саду » , в результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

В октябре продолжила изучение темы с раздела : «Математические игры для детей 3-4 лет » . На протяжение всего месяца я подбирала материал для математических игр . В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме » , «Один-много» , «Большой-маленький» , «Геометрические фигуры» . Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.

В ноябре продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью наглядности» , изучила статью в книге «ФЭМП с помощью наглядности» Леушиной А. М. из книги : «Занятия по математике в детском саду » . В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты.

В декабре – январе изучение темы продолжила : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу Сербиной Е. В. «Математика в детском саду » , мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика» , «Что лишнее?» , «Укрась платок» ).

В феврале продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью математической сказки » . Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи : «Теремок» , «Три медведя» , «Колобок» … Стихи детских поэтов : С. Михалков «Котята» , С. Маршак «Веселый счет» , многие считалки и потешки.

В марте продолжила изучение темы с раздела : «Изучение математики с детьми во время прогулки» .». На протяжение всего месяца я подбирала природный материал для уголка опытов и экспериментов. Мною был изготовлен «Уголок опытов и экспериментов для детей » .

В апреле продолжила изучение темы с раздела : Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 3-4 лет ». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми : «Помоги колобку найти дорогу до домика» , «Соедини точки» , «Цветные вкладыши» , «Кто быстрее» .

В мае закончила изучение темы разделом : «ФЭМП в семье» . В результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Изучаем математику с детьми дома » .

В результате изучения темы : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет », сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений . Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить : расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на 2018-2019 учебный год :

1. Продолжить работу по теме : «Формирование элементарных математических представлений » (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость,.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Формирование элементарных математических представлений «Космическое путешествие» Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах десяти. Формирование представлений об арифметических действиях.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад "Ласточка" Экизян Гаянэ.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста.

Педсовет на тему: «Формирование элементарных математических представлений средствами занимательной математики». Составила старший воспитатель.

План самообразования «Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность» Тема: «Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (младшая группа) Цели:.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания. Выступление.

«Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:

План работы по самообразованию

Воспитатель

Жуйкова Инна Анатольевна

Подготовительной группы

«Почемучки»

МДОУ д/с «Улыбка»

Тема: «Работа с родителями по ФЭМП»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Литература:

1 Программ «Радуга» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, и др.

2.Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.

3.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки работ и т. д.)

Сентябрь

Родительское собрание

«Задачи на учебный год»

Анкетирование по ФЭМП

Октябрь

Анкетирование по ФЭМП

Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП »

Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками .

Ноябрь

Консультация для родителей

«Математические игры»

Проект «И прекрасна и сильна математика страна»

математический КВН.

Декабрь

Консультация для родителей

«Зачем детям математика»

Выступление на педсовете «работа с родителями по ФЭМП»

Выпуск стенгазеты «И прекрасна и сильна математика страна»

Январь

Родительское собрание

«Дидактические игры по математике»

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

Февраль

Тематическая консультация

«Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»

Сочинение сказки «Про цифры»

Март

Консультация для родителей

«Роль д/и по фэмп для детей »

Выставка рисунков детей совместно с родителями «величина»

Апрель

Информация для родителей в родительский уголок

«Занимательная математика»

Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

Родительское собрание «Итоги года»

Выпуск стенгазеты «Какими мы были»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Стабровой Евы Сергеевны

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

2017– 2018 учебный год

г.Сосновоборск

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

  • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2017-2018 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

Активизация познавательного интереса дошкольников;

Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

  • воспитателя:

Повышение своего теоретического познания в области математики;

Умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

Оформление центра «Занимательная математика»

Этапы работы:

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.:ВАКО, 2005 г. - 208 с.

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

2.Перспективный план работы на 2017- 2018 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

Проведение первичной диагностики.

Анализ и оформление результатов диагностики.

Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

Изучение литературы по теме самообразования.

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

Проведение занятий с использованием счетных палочек.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Подготовка картотеки занимательного математического материала.

Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

ДЕКАБРЬ

Оформление уголка занимательной математики в группе.

Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

МАРТ

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

МАЙ

Оформление документации

Проведение итоговой диагностики

Анализ, оформление результатов диагностики.

Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

3. Накопительно-практический этап:

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года) .

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

Работа с детьми.

Сроки

Использование д/игр

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных

Дидактические

игры

на

октябрь

математических представлениях.

усвоение понятия «цвета»:

«Сделаем

кукле бусы»,

«Цветная вода», «Цветные

палочки».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

«Найди пару», «Разложи по

размеру.

коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних»

д/игра «Что лишнее?», «Что

предметов.

изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические

игры

по

развитию

количественных

представлений: «В лес за

грибами», «Малина для

медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов

по количеству

Дидактические

игры

по

(столько же, больше, меньше).

развитию

равенства

на

основе сопоставления

двух

групп предметов: «Угостим

белочек

грибочками»,

«Жучки

на

листиках»,

«Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические

игры:

«Подбери

дорожки

количеством.

домикам»,

«Почини

Формирование представлений о непосредственном

коврик», «Мостики для

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее –

зайчат», «Подбери дорожки

короче, шире – уже, выше – ниже) .

к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и

Дидактические

игры:

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник ,

«Геометрическое

лото»,

овал.

«Разложи

фигурки

по

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

домикам», «Катится – не

формирование умения соотносить цифру с

катится», «Найди пару по

количеством.

форме».

май

Формирование пространственных

представлений:

Дидактические

игры

на

на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-

расположение

внутри, за-перед и др.

пространстве:

«Возьми

Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

игрушку»,

«Магазин

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

игрушек».

Дидактические

игры

на

умение соотносить цифры с

количеством: «Следопыты»,

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

В течение года

демонстрационного материала.

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

Ноябрь

дидактических игр в воспитании детей дошкольного

возраста».

4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

март

5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Февраль

6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

7. Оформление центра «Занимательная математика»

В течение года

8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

Апрель

В течении года

Работа с педагогами

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

  • Проведение открытого занятия по ФЭМП
  • Изготовление лэтбука по математики

4.Заключительный этап

Подготовить отчет по теме самообразования.