Статьи по обновленной программе образования. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан

ГУ «Симферопольская начальная школа» отдела образования

акимата Карасуского района

ДОКЛАД

ТЕМА: «Плюсы и минусы обновлённого содержания»

(из опыта работы)



Учитель ГУ «Симферопольской НШ» Тиханская Т.П.

Тема: Плюсы и минусы обновленного содержания образования

« Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут»

Аристипп

Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

– Сегодня изменился и мир. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Многие хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, но это невозможно, дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания.
И если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик.
Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо. Четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». + Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. + Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание.

Для учащихся, родителей и учителей привычно, что должна быть оценка. Теперь, для учителя будет важно научить ребенка и его родителей обратной связи. + То есть в тетрадях ученика педагог будет прописывать, на что следует обратить внимание. Это то, что поможет родителям понять, насколько успешно учится их ребенок.+ А у учителя, в свою очередь, будет больше возможностей дать точную оценку успеваемости учащегося, потому что любое задание будет формативно оцениваться. Будут определены критерии этого оценивания, и учащиеся будут знать эти критерии, и тогда не будет возникать вопросов, а почему одного похвалили, а другого нет.

+ Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

+ Благодаря личностному и социальному развитию учащиеся научатся определять, пересматривать и оценивать ценности общества и личностные ценности. Они так же выработают умения, которые позволят им оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, а также в коллективе, и принимать решения. Другими словами говоря, акцент будет ставиться не на освоение определённого содержания учебного плана, а на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

Выпускник начальной школы должен обладать востребованными обществом качествами: креативность, мобильность, социальная ответственность, развитый интеллект, функциональная грамотность, коммуникативность, общаться на родном, государственном и иностранных языках, выражать толерантность в отношениях с окружающими его людьми, уметь обращаться с современной техникой и средствами коммуникации.

Ведь именно в начальной школе формируются первоначальные основы моральных ценностей, жизненных позиций, происходит различение нравственно - смысловых категорий (добро и зло, ответственность, уважение, согласие и др.)

Создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

Подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

Проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

Больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

Составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

Более серьёзный подход к развитию у учащихся критического мышления;

Способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Недостаточное обеспечение учебниками и УМК. 3. Слабая материально-техническая база школ (ограниченный доступ к интернету, морально-устаревшее оборудование, недокомплектация).

Возможное снижение успеваемости на начальном этапе внедрения обновленного содержания среднего образования.

Неравные возможности и слабое психологическое сопровождение детей дошкольного возраста для подготовки к школе.

Неразвитость системы дополнительного образования, особенно, на селе.

Трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или русский язык на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском!
- Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «художественный труд» – почему бы ее не сделать на английском языке?

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ»

Колотаева Е.Н.

Учитель химии МКОУ гимназии №2 г. Минеральные Воды

[Выберите дату]

СОДЕРЖАНИЕ

4.Обновление содержания образования

5. Организация образовательного процесса

5. Требования к результатам освоения ООП ООО

Заключение

Литература

Введение


Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени.

Обновление содержания общего образования, его модернизация - это насущная потребность современной школы, это требование времени.

Школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна. В то же время школа не обучает полезным умениям. На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых педагогов. Также слабо воздействует на формирование ценностей.

Возможные ответы в новой модели, которая ориентированна на результат:

Знаниевая компонента - это костяк школьного образования, основа его фундаментальности и способности человека продолжать обучение после школы. Вместе с тем объем потенциально полезных знаний для дальнейшего профессионального обучения не может уложиться в рамки школьной программы.

Широкая профилизация школы в сочетании с расширением бесплатного дополнительного образования школьников.

Воссоздание детских и юношеских организаций , в том числе обладающих над школьной структурой.

Зачем такое количество студентов? (В вузы поступает сегодня 60% возрастной категории, в то время как специалисты с профильным ВПО составляют только 30% занятых.)

Возможные ответы в новой модели. В свободной стране только сам человек определяет, какой уровень образования ему нужен. Система образования в принципе не может успеть за сменой производственных технологий - надо переносить обучение прикладным квалификациям в учебные центры фирм, создающих и применяющих технологии. Государство должно финансировать обучение в них молодежи и безработных.

Цель данной работы – проанализировать содержание образования и особенности организации образовательного процесса в школе на этапе перехода к новой модели образования, ориентированного на результат.

Задачи:

    Рассмотреть новую модель образования и ее принципиальность.

    Дать современное понятие содержанию образования.

    Проанализировать особенности образовательного процесса в школе.

Структура работы: введение, 5 параграфов, заключение, список использованной литературы.

Список литературы включает в себя учебные пособия по педагогике, учебное пособие под редакцией В. В. Краевского и И. Я. Лернера «Теоретические основы содержания общего среднего образования», в которых отражены теоретические основы современной системы образования, труд А. М. Новикова «Методология образования», в котором описаны основные теории образования, а также статьи Н. И. Заикина «Цели и содержание современного образования» и М. П. Карпенко «Цели и задачи современного образования», в которых в полной мере отражены цели, задачи и современное понятие содержания образования.

1. Новая модель образования

Информационный взрыв : объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков.

Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.

Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты - научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибьюторов; частные консультанты, коучеры и репетиторы.

Реабилитация свободного поиска: преподаватель теряет монополизацию на оценку результатов учащегося.

Главным отличием новой модели от прежней является фокусирование на необходимости получения образования в течение жизни. Сегодня непрерывное образование все еще воспринимается как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В новой же модели образование принципиально понимается как незавершенное.

Образование в новой экономике образует ядро карьеры в течение всей жизни, в то время как еще в середине XX в. карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности. В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: больше половины из набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого. С этим связан целый ряд фундаментальных последствий:

- резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;

- необходимость прозрачной и понятной для всех системы признания результатов образования в каждом модуле;

- новое регулирование образовательного рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка.

Главные субъекты регулирования - профессиональное сообщество и потребители. Идея гибких и незавершаемых образовательных траекторий остановится ядром, вокруг которого выстраиваются инновации, охватывающие все уровни и составляющие образовательной системы: базового и дополнительного, формального, неформального и информального образования.

Новый социальный стандарт образования.

Городская культура и городская экономика резко ограничивают возможности людей без высшего образования. В России это усугубляется сложившейся (с 1970-х гг.) низкой социальной оценкой начального и даже среднего профессионального образования. Зарплатная премия работников с ВПО в России в 10 и более раз выше, чем у выпускников с СПО (в странах ОЭСР - не более чем в 2 раза). 90% российских родителей считают важным дать ребенку высшее образование.

Первая ступень высшего образования фактически превращается в продолжение общего (школьного), ее главная задача - это продвинутая социализация, а не получение профессиональных компетенции. В России приращение объема общего образования, которое во многих странах происходило за счет «удлинения» старшей школы, целесообразно осуществлять в вузовском секторе (закрепив фактическое положение дел).

Самостоятельная работа учащихся

Очевидно, что в системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях образовательной системы будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Это потребует «легкого» выхода в Интернет для каждого обучающегося. Это позволит обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий. Одновременно это приведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя и преподавателя, к резкому расширению его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.

Ценности таланта.

Еще одним важнейшим отличием новой модели является практическое признание принципа высокой ценности таланта. Мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования. Поэтому вместо системы, которая декларирует равный доступ к образованию для всех групп населения, но на деле способствует воспроизводству сложившегося социального разделения, формируется новый механизм, который, с одной стороны, высоко соревнователен и поддерживает таланты, а с другой - оказывает адресную поддержку детям из «нижних» слоев для восходящей социальной мобильности. Последовательная реализация этого принципа приводит и к выводу о необходимости в новой образовательной системе многообразия форм и содержания образования для развития потенциала разных типов одаренности и склонностей. Не могут быть едиными стандарты образования для образовательных институтов, реализующих программы массового уровня и ориентированных на индивидуальность, на развитие таланта.

Новый преподаватель.

Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Ориентации на подлинную открытость системы.

Ориентации на подлинную открытость системы, на формирование ее сете-вого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития. Эта открытость может реализовываться в разных аспектах. Если сегодня большая часть системы образования существует вне инновационного процесса, в лучшем случае лишь обслуживая национальную инновационную систему через подготовку кадров, то в новой модели учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью инновационной системы, образуют сети и входят в сети управления знаниями, поддерживая производство и трансфер новых знаний и технологий, мотивацию инновационного поведения.

2. Школа на этапе перехода к новой модели образования, ориентированной на результат.

Во второй половине XX в. полное среднее образование стало всеобщим и обязательным. Поэтому актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрастам - создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы. Опыт ряда регионов и школ показывает эффективность этой, распространенной и в других странах, модели для России. Таким образом, важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 г. будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 г. этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В современной педагогической науке и в практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным . При этом речь идет не о заучивании простых алгоритмов , а напро тив - о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий.

Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 г. все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Вместе с тем, надо подчеркнуть, что ряд педагогических подходов советской школы будет развиты как российское ноу-хау для глобального продвижения на рынке образовательных технологий.

Речь, прежде всего, идет о подходах развивающего обучения. В 2010 г. завершен организационный переход на принципы профильного обучения в старшей школе. При этом профильное обучение строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 г. будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий. Профильное обучение также сделает возможной и необходимой разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного дей­ствия. Все это потребует значительного расширения сферы дополнительного образования школьников.

В 2012 г. на каждого школьника в среднем за счет бюджетных средств будет приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 г. - не менее 6 часов. Надо заметить, что все отмеченные выше преобразования направлены на полную реализацию потенциала обучающихся, опираются на их интересы и склонности. В целом это означает, что школа перестает быть агрессивной по отношению к ученику. Это, на первый взгляд декларативное, требование должно быть институционализировано и превращено в систему мер, которая сохранит в школе интересующихся и увлеченных учеников. Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. В этой оценке найдут место не только стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. В 2015 г. будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования школьников. Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить зарплату педагогов, но и изменить систему их подготовки и переподготовки.

Конкуренция национальных систем образования требует постоянного обновления образовательных технологий, ускоренного освоения иннова​ций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняюще​гося мира. Одновременно возможность получения качественного образо​вания продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Как известно каждый возрастной этап образования – это новый мир со свойственными только ему особенностями детской психики, преобладающими видами деятельности, программами врождённого поведения. Успешным станет только обучение, которое организованное с опорой на эти особенности. Поэтому каждый этап – это отдельная школа, построенная по законам возраста, имеющая собственные, чётко сформулированные цели образования, содержание, формы организации учебного процесса.

Поэтому основная задача стандарта – чётко сформулировать цели обучения, определить знания, универсальные учебные действия (УУД), навыки, техники и способы деятельности, которыми ученики должны овладеть в определенном возрастном периоде.

Для решения комплекса этих задач необходимо создание новой моде​ли образования, которая предусматривает, во-первых, предоставление новых возможностей обучающимся, а во-вторых, условия для закрепления полученных знаний.

По действующей до сих пор модели образования человек должен со​ответствовать рынку труда, т. е. учить его следует так, чтобы приобретае​мые им знания и навыки соответствовали спросу на рынке труда.

Взаимосвязь общества с системой образования ранее мыслилась как помощь одного другому, в основном как помощь общества образованию без какого-то иного участия в этой сфере деятельности.

В сфере общего образования один из приоритетов - переход к шко​лам ступеней обучения. Это не обязательно разрывание школ на отдельные начальную, основную и старшую - это, возможно, появление крупных образовательных комплексов, в которых соответствующее деление на ступени уже произведено. Внутри их образовательное пространство на​чальной школы серьезным образом отличается от образовательного про​странства подростковой или старшей школы, где по-другому устроен и образовательный процесс, и общий уклад школьной жизни. В связи с этим для каждой ступени обучения характерны разные ведущие виды деятельности. Например, в старшей школе один из приоритетов - это профессио​нальная подготовка. Для подростковой ступени - главным является ин​ституциональное оформление внеучебных достижений, ребят в целостной образовательной программе школы, т. е. не только на уроках. В этой свя​зи как вариант активно прорабатывается, институциональное оформление портфолио вплоть до возможного введения в аттестате строки об участии в школьной жизни. У ребят появляется возможность в тех документах, которые они получают при окончании школы, иметь запись о своих дос​тижениях (участие в жизни школы, организации вечеров, кружковой деятельности, научно-практических конференциях, олимпиадах и т. д.).

3. Понятие «содержание образования»

В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения. В основе данного определения можно увидеть так называемую предметность, которая приобрела вид ЗУНов.

Иное определение содержания образования дает Вадим Семенович Леднев: «Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность», который считает, что его необходимо анализировать как целостную систему с учетом методов и организационных форм, с учетом "особым образом организованной деятельности". Таким образом, содержание образования не равно содержанию учебного предмета. Единство содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования»

4. Обновление содержания образования.

Впервые ФГОС создавался как система требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:

    от прежнего определения цели обучения - усвоения знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка»;

    переход от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности . Поэтому требования к результатам освоения ООП сформулированы в виде системы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

    субъективация, когда ученик становится равноправным участником образовательного процесса;

    метапредметность – формируются универсальные учебные действия;

    деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

    рефлексивность – учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

    импровизационность – учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения.

То есть методы обучения приобретают характер открытых образовательных технологий, в которых прописаны не только этапы движения к цели, но сама цель; выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности. Основных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию требований Стандарта ООО четыре: это информационные и коммуникационные технологии; проблемно-диалогическая, проектная, проектная технология и технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. Мы живем в информационном мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому педагоги просто обязаны сами владеть данными технологиями и обеспечить формирование ИКТ-компетентности у обучающихся. Трудно представить себе урок без использования информационно-коммуникационных технологий, которые могут быть использованы на любом этапе урока. Одной из наиболее эффективных технологий является проектная технология . Уже заложенная в УМК, позволяет учителю создавать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания. В основе лежит идея получения результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Т.е. данная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование метапредметных результатов. Другой актуальной технологией , позволяющей обеспечить достижение планируемых результатов является технология проблемного диалога. Данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» нового знания. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени. Использование учителем технологии дифференцированного обучения также обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ООП. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.

Существует несколько моделей дифференцированного обучения. Модель уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов заложена в Стандарте. В её основе лежит принцип мини-макса. Где максимальный уровень – это уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику и стандартный уровень обязательной общеобразовательной подготовки – т.е. тот уровень, который, должен достичь каждый обучающийся. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном, максимально посильном уровне.

5. Организация образовательного процесса

Образовательный процесс на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС ООО с 01 сентября 2012 года, осуществляется в соответствии с разработанными учреждениями документами: уставом, образовательными программами, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий, иными предусмотренными уставом локальными нормативными актами. Режим работы образовательное учреждение разрабатывает в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10).

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности».

В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание уделяется изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной, исследовательской методике преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Также следует обратить внимание на требуемую стандартом максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%. С целью недопущения перегрузок учащихся следует чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 5-9 классах - 10-15 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Кроме того, необходимо учитывать, что требования ФГОС ООО (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и метапредметный подходы, расширение внеурочных форм учебной деятельности, качественное изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не всегда укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат стабильного линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана).

Поэтому образовательный процесс при переходе на ФГОС ООО рекомендуется строить на основе динамичного нелинейного расписания, предполагающего чередование урочных и внеурочных занятий (при условии возможности их организации в условиях двусменной школы) в течение полного учебного дня с учетом «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) и новых моделях разработки учебного плана, использования нескольких учебных планов.

Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.

В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

В рамках ФГОС ООО выделены основные направления внеурочной деятельности:

духовно-нравственное,

физкультурно-спортивное и оздоровительное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (о максимальной величине недельной нагрузки).

Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебных планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности общеобразовательные учреждения муниципальных (государственных) заданий, формируемых учредителем, используют возможности учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта.

6. Требования к результатам освоения ООП ООО

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Заключение.

Наиболее ярким результатом образовательного процесса в ОУ выражается в образе (модели) выпускника – высокообразованной, инициативной личности, способной к успешной социализации в обществе, активного гражданина, способного к решению задач инновационного развития экономики и общества. Выпускник школы – физически и психически здоровый человек со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни.

Современная модель образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании. В модели личности выпускника выделены ключевые компетенции учащихся по возрастным ступеням их образования. Определение ключевых компетенций ориентировано на актуальные интересы личности, создает возможность практического применения знаний на основе смены типов деятельности, перехода от репродуктивной деятельности к творческой. Это позволяет учащимся выбирать и создавать среду общения, развития, личностного и профессионального самоопределения. Выпускник школы – активный гражданин, ответственный за судьбу страны, личностное самоопределение с развитыми лидерскими способностями, полноценно реализующийся в различных видах профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

    Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7. – 69 с.

    Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3 – 4. – 78 с.

    Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2003. – 607с.

    Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 148 с.

    Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.

    Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.

    Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. – 350с.

    Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – С. 27.

    Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7, С.34

    Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3.- С. 33

    Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 402.

    Педагогика: Учебное пособие. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- С. 96.

    Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2005.- С. 39

    Теоретические основы содержания общего среднего образования. / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера.- М.: Владос, 2003. -С. 169.

Шайхутдинова Виктория

«Роль учителя в реализации

обновлённого содержания образования»

21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования и к учителям, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Главная задача учителя– научить детей учиться. Помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.

Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

В современной школе всегда была и остаётся миссия - воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». В скором будущем современная школа будет обновлённой и полиязычной, многофунциональной, конкурентоспособной школой, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения. Хорошая школа - это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами - мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками.

Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.

На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:

Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?

Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?

Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?

— Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);

– иерархия целей обучения по таксономииБлума, основанная на закономерностях познания;

– педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.

Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.

Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованнную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.

Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения Современный урок представляет собой следующее:

  1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
  1. Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
  1. Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
  1. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
  1. Полоролевое (гендерное) воспитание.
  1. Организация групповой деятельности.

7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.

Сегодня часто используют пассивные, активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем — источником знаний. Основные методы- это лекция, чтение, опрос.

Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы — это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Признаки активных методов обучения:

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности, т.е. учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Самые распространенные из активных форм: презентации, кес-технологии, проблемные лекции, дидактические игры, баскет метод (имитация ситуации)

Интерактивные. От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение — обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения:

Мозговой штурм

Кластеры

Корзина идей, понятий, имен

«Инсерт»

Аквариум

ПОПС формула представляет собой:

  • интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал.
  • данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О — обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П — примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С — следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что …

Очень много внимания будет уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание должно соответствовать следующим принципам:

Валидности

Систематичности

Последовательности

Объективности

Достоверности-

Оно предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное и суммативное оценивание).Оценивание учебных достижений в модели образования, ориентированного на результат, предполагает способы оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в четверти

Обновленное содержание предметов представлено на сайте expert.okuluk-edu.kz. Издательства представили для изучения и обсуждения педагогами, родителями и общественностью учебные пособия, дидактические материалы, методические руководства, тетради и атласы. Данный сайт удобен в использовании, без труда позволяет познакомиться с перечнем литературы для 2, 5,7 классов по всем предметам.

Но обновление содержания образования, транслируя лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного. Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит разнообразить формы проведения занятий активизирующие познавательную деятельность учащихся.

В целом уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире.

Использованная литература:

Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «НұрлыЖол — путь в будущее» // www.аkorda.kz

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Издательский центр Академия, 2003г.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Изд — во Педагогика,1979г.

Современный ученик должен свободно владеть казахским, русским и английским языками, а также IT-технологиями. Как реализуют эти задачи акмолинские школы, в интервью корреспонденту сайт рассказал руководитель облуправления образования Талгат Жунусов.

- Талгат Турлыбекович, в чём суть новых стандартов учебных программ?

Для того, чтобы сегодняшний ребенок, завтрашний специалист должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – всё это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Таким образом, классическое образование направлено на знание и понимание. Обновлённое – ещё и на применение информации, анализ, синтез и умение оценивать. Программы успешно прошли апробацию вдвух пилотных школах - "Многопрофильной школе-лицее №5 им. С.Сейфуллина" г.Степногорска и Никольской Буландынского района. И уже есть хорошие результаты.

- Робототехника - элемент STEM-образования. Как у нас сегодня развивают эту науку?

В области активно развивается STEM-образование, особое внимание уделяем развитию образовательной робототехники. Сегодня в рамках проекта "Цифровизация в сфере образования" в области работают 124 кабинета робототехники, 4 робота-гуманоида, 19 - 3D-принтеров, 21 квадрокоптер.

В начале этого учебного года открыт новый IT-лицей на 900 мест с обучением по предметам естественно-математического цикла. Партией "Нұр Отан" инициированы три проекта по цифровизации, один из которых в сфере образования –"Бесплатные IT-классы для детей" и сейчас их в области функционируют 58. Буквально вчера, к слову, открылся IT-центр в Высшем колледже г.Кокшетау.

- Единая информационная система "Kundelik". В чём её суть и везде ли она внедрена?

С 2017 года в области началось её внедрение, на сегодняшний день все школы Акмолинской области перешли на электронный документооборот. Вся информация в процессе обучения доступна в режиме реального времени. Родители могут отслеживать изменения в расписании, текущих и окончательных достижениях ребенка.

- Какие цифровые образовательные ресурсы применяют учителя на своих уроках?

В системе образования республики и области функционирует образовательный портал "BilimLand". Это универсальная, полиязычная образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения.На портале "BilimLand"размещены более 40 тысяч цифровых образовательных уроков и миллион мультимедийнных материалов на трёх языках. Их применяют учителя, ученики, родители.

- Трёхъязычное образование - ещё одна примета современной образовательной системы…

Во-первых, изучение иностранных языков признано социально значимым. Это залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире;

Во-вторых, определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским – как языком межнационального общения;

В-третьих, осознана необходимость введения раннего обучения иностранного языка

В нашей области разработан "План мероприятий в рамках Дорожной карты развития трёхъязычного образования". В сельских школах будут созданы Клубы по обучению английскому языку волонтёрами. Это замечательный партийный проект, работа по которому уже началась.

Для развития трёхъязычного образования в казахстанских школах берётся за основу опыт экспериментальных школ для одарённых детей, НИШ, Казахско-турецких лицеев. В нашей области, в частности, это в том числе многопрофильная школа-гимназия №3 им. М.Габдуллина и новый IT-лицей "Білім – инновация".

Отделы образования разработали график поэтапного перехода изучения предметов естественно-научного цикла на английском языке в период с 2018-2022 годы. Согласно графику, переход преподавания предметов естественно-научного цикла на английском языке в нашей области будет проходить в следующем порядке: в 2018 году внедрение произойдет в 41 школе; 2019-м – в 56-ти; 2020-м – в 48; 2021-м – 41.

- Внедрение обновлённого содержания образования – это, в первую очередь, кадры. Современные, высокопрофессиональные, знающие языки и так далее?

Что касается внедрения трёхъязычияи преподавании предметов етественнонаучного цикла на английском языке. Проводится целевая подготовка учителей в вузах и колледжах; повышение квалификации педагогов физики, химии, биологии и информатики на английском языке. Также запущены программы по обмену студентами и привлечению волонтеров. Наши преподаватели прошли языковые курсы и получили уровни В1, В2, С1. В 2018 году планируется обучить более 6тысяч учителей на краткосрочных, уровневых и языковых курсах.

- Как школы обеспечиваются учебниками?

В связи с переходом на обновлённое содержание образования 3, 6 и 8 классов, на приобретение учебников в т.г. из бюджета выделено более 1,3 млрд тенге.Заключены договора с 16-ю издательствами, которые определены МОН РК. Закуплено более 877 тыс экземпляров учебной литературы.На сегодняшний день все учебники доставлены в школы области.

В связи с введением нового предмета "Краеведение", закуплено более 36 тыс экземпляров учебника по краеведению (издательство "Келешек-2030") и свыше 15 тыс - по предметам естественнонаучного цикла на английском языке ("Астана-Кітап").

- Талгат Турлыбекович, как известно, в области есть школы с трёхсменным обучением. Какие меры принимаются для решения данного вопроса?

Да конечно, в связи с миграционными процессами, движением контингента учащихся получилось так, что в конце 2017 года выявлено 12 школ с трёхсменным обучением.

В 2017 году для снижения их количества за счёт средств Нацфонда начато строительство 3-х объектов образования (школ на 900 мест в г.Кокшетау, на 800 мест с интернатом на 135 мест г.Щучинске Бурабайского района и пристройки к СШ №18 г.Кокшетау на 420 мест). Из них, на 1 сентября т.г. введены два объекта, это школы на 900 мест и дополнительный учебный корпус к СШ №18 в Кокшетау.

Кроме того, для снятия данной проблемы в области строятся ещё три школы на 2 300 ученических мест, с планируемым сроком ввода в 2019 году (на 800 мест в Щучинске, на 300 в с.Кажымукан и 1 200 в с.Коянды Целиноградского района.

Завершается разработка проектно-сметной документации для семи школ (СШ №№ 1,4,13 г.Кокшетау; один проект на 1200 мест для двух школ в с.Косшы (СШ №1 им. Р.Кошкарбаева и №2); №11 с.Семеновка; №37 с.Шубары Целиноградского района. Строительство данных объектов будет заявлено на 2019 год.

- Имеются ли аварийные школы?

К сожалению, имелась многолетняя проблема по аварийной школе в Буландынском районе. Для решения этого вопроса из областного бюджета выделялось 200 млн тенге - на реконструкцию Алтындинской средней школы. На сегодняшний день работы завершены, и учащиеся приступили к занятиям в обновлённом учебном заведении.

- Талгат Турлыбекович, какова техническая оснащённость школ области?

Этот вопросна протяжении долгого времени остаётся в поле повышенного внимания. Ежегодно выделяются средства на оснащение мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Порядка 80% школ оснащены такой мебелью. В текущем году на данные цели из средств районных и городских бюджетов выделено более 19 млн тенге.

о образования по таким предметам как физика, химия, биология, иностранный язык невозможно достичь без оснащения школ кабинетами новой модификации. Это делается с 2005 года, данный показатель включён в Государственную программу развития образования РК. Динамика обеспеченности с 2005 по сегодняшний день составила от 16,9 до 49,6%.

За эти годы для общеобразовательных школ области приобретено 986 кабинетов новой модификации на сумму более 3 млрд тенге, в том числе: из республиканского бюджета - 710 кабинетов на 2 319,3 млн; из районных и городских -276на 798,5 млн тенге.

- А в текущем году?

В этом году на приобретение кабинетов новой модификации из бюджета предусмотрено 55,4 млн тенге.

- Что скажете о подключении к интернету?

Все школы области подключены к широкополосному интернету. На эти цели в т.г. из республиканского бюджета районам и городам выделено 294,1 млн.

На протяжении трёх лет из республиканского бюджета для школ выделяются средства на приобретение комплектов нового мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран). В 2018 году на приобретение 305-ти комплектов мультимедийного оборудования из республиканского бюджета выделено 152,5 млн тенге. В 2016-2017 годах затрачено более 560 миллионов для оснащения 466-ти школ. На покупку компьютеров и интерактивных панелей в областных организациях выделено 45,6 млн тенге. В э.г. запланирована установка Wi-Fi-сетей во всех школах городов и райцентров. В мае из областного бюджета выделено 44,6 млн.

В целом могу сказать, что совершенствование материально-технической базы школ проводится в плановом режиме.

- Спасибо заинтервью!

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ
Байбаракова Г.
учитель начальных классов Мартукской средней школы №4

Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и динамичность кардинально меняют требования к образованию. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования». Сегодня она осуществляется по всем приоритетным направлениям.
Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
 Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?
 Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
 Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
 Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, формированию готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Программа обновления содержания образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе обучения должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем ряда компетентностей: специальной компетентностью(способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие); социальнаой компетентностью - совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью; образовательной компетентностью (интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков), а также информационной, коммуникативной, компетентностью решения проблем.
Учитель должен уметь:
-формулировать учебные цели для достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
- создавать условия для опережающего развития учащихся;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.
В рамках обновления содержания образования Республики Казахстан на базе Мартукской СШ №1 в марте – апреле этого года были проведены курсы Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области. Нам, учителям начальных классов было интересно узнать, насколько обновления коснутся начальной ступени образования. Благодаря профессионализму тренера Нугановой Алии Гизатовны мы расширили представление об особенностях обновлённой программы, новых методах преподавания. В освоении материала помогли позитив, благоприятная эмоциональная атмосфера, интересные диалоги, вовлечение в практическую деятельность. Значимым было моделирование урока в группах, анализ урока по этапам.
Важным принципом, лежащим в основе разработки учебных программ начального образования, является модель спиральной образовательной программы. В её основе лежит повторение изученных разделов по мере перехода учащихся в следующие классы. Сложность темы увеличивается с каждым повторным рассмотрением.

Литература
1. Руководство для учителя ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015
2. Программа для учителя ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015