Синий цвет влияние на психику. Цветотерапия: влияние цвета на психику человека

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Люди стремятся создать в доме уют и комфортную атмосферу. Но их успех во многом зависит от того, какие цвета они используют при . Ведь у каждого цвета и конкретного оттенка есть свои особенности. Цветотерапия позволяет оценить влияние цвета интерьера на эмоциональное состояние человека.

Психологическое влияние цвета в интерьере

Создавая , дизайнеры непременно задумываются о том, какие цвета можно и нужно использовать в конкретном помещении. Лишь обладая знаниями о воздействии отдельных оттенков, можно с уверенностью окрашивать в выбранный цвет стены квартиры или дома. Очень часто люди обращаются к своим любимым цветам , чем негативно влияют на конечный результат. Ведь у каждого из них есть свои особенности и свои характеристики, все они оказывают специфическое и не всегда благоприятное действие на психику .

Подбирать отдельные цвета нужно с учетом целевого назначения помещения , характера и психологического состояния жильцов , а также степени освещенности. Влияние цветов в интерьере на человека во многом зависит от последнего пункта. Подбирать оттенок нужно не в магазине, а в самой комнате. Лучше всего делать это при ярком дневном и приглушенном вечернем света . Только так вы сможете оценить реальный цвет, который получится в итоге. Часто люди, выбрав конкретный оттенок, удивляются результату. Они обнаруживают, что при меньшей или большей интенсивности света меняется не только яркость, но и сам цвет. Такое, казалось бы, незначительное отклонение может сыграть очень важную роль и оказать противоположный эффект на психику человека.

Так что дизайнеры рекомендуют внимательно относиться к подбору нужного оттенка и тщательно проверять образец до начала отделочных работ. Однако перед этим нужно определиться с тем, какой же цвет необходим конкретному интерьеру. Итак, какими особенными характеристиками обладают цвета и оттенки? Все ли из них можно использовать для жилых помещений?

Красный

Его традиционно называют «цветом жизни» за сходство с кровью, но далеко не в каждый дом красный может вдохнуть эту самую жизнь и энергию . Обилие красного может негативно сказаться на нервной системе , привести к переутомлению, стрессам и даже депрессии. А вот в малых количествах и при непродолжительном контакте красный цвет весьма полезен . Он заряжает энергией, приводит в тонус и активизирует работу организма. Сердце начинает биться чаще, обостряются чувства и усиливается потребность в физическом контакте с другим человеком.

Дизайнеры советуют использовать в качестве дополнительного , придающего интерьеру сочность и яркость. Он будет отлично смотреться на кухне или в . А вот для детской, спальни или ванной лучше всего подобрать другой, менее агрессивный цвет. Впрочем, темные оттенки красного , находящиеся на грани с коричневым, придают интерьеру спальни богемную роскошь . Такую отделку не стоит сильно подсвечивать, будуар должен быть окружен загадочным полумраком.

Особенность красного заключается в том, что комнаты, в интерьере которых он используются, кажутся на несколько градусов теплее. Причина кроется в ускоренном кровообращении.

Оранжевый

Этот жизнерадостный цвет кажется уместным в любом помещении, но такой подход может привести к беспокойству, раздражительности и...ожирению. Все оттенки оранжевого заряжают позитивом , побуждают к немедленным действиям и способствуют установлению доверительных отношений. Желание общаться и делиться своими чувствами возникает даже у тех людей, которые привыкли держать «все в себе». Поэтому оранжевый уместен в интерьере и кухонь , где семьи собираются на обед и ужин.

Ещё одно достоинство (всех оттенков кроме апельсинового) - увеличение концентрации . Хотите, чтобы возросла производительность труда? Добавьте немного оранжевого цвета в . Также можно поступить и с . Важно не переусердствовать, ведь при длительном контакте и большом объеме оранжевый действует прямо противоположно .

Будьте внимательны, оранжевый усиливает аппетит , так что незаметно для себя можно набрать несколько килограмм. Если проблемы с лишним весом вас не тревожат, то кухня в этом цвете будет смотреться интересно и необычно.

Желтый

Отличный вариант для помещений, которым не хватает естественного освещения. Теплые насытят комнату светом , создадут уютную атмосферу. Этот цвет также заряжает энергией и побуждает к действиям , но в меньшей степени, чем оранжевый. Поэтому нередко можно встретить в светло-желтых тонах. Но стоит помнить о том, что такие сочетания строго противопоказаны людям , страдающим от бессонницы или нервной возбудимости . На них даже самые светлые оттенки будут влиять негативно.

Сочный желтый можно ввести в качестве дополнительного цвета как на кухню , так и в детскую комнату. Он способствует улучшению концентрации, увеличивает способности к самоорганизации, чем благотворно влияет на психику как подростков, так и взрослых людей.

Зеленый

Такие «природные» цвета благотворно влияют на самых разных людей. Зеленый успокаивает и позволяет сконцентрироваться на главном, отбросив суету и незначительные детали. Этот цвет нередко становится «базовым» для спален, кабинетов и гостиных . Его неоспоримым достоинством считается способность освежать и успокаивать одновременно. Он несет в себе глубину знаний, силу природы и полную безопасность. В интерьерах, выполненных в зеленом цвете, можно полностью расслабиться . Именно поэтому он идеально подходит как для , так и для кабинета.

К тому же оказывает благотворное влияние на нервную систему человека при длительном контакте: он избавляет от повышенной возбудимости и даже депрессий. В гостиной может использоваться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного цвета, чтобы помочь людям отвлечься от проблем и поговорить «по душам».

Голубой

Ещё один цвет, который ассоциируется с природой , также часто встречается в интерьерах. Светло-голубой способен «отодвигая» стены, поэтому он хорошо смотрится в небольших комнатах. Стоит отметить, что этот цвет лучше использовать в теплых солнечных помещениях, поскольку он обладает удивительным свойством понижения температуры . Такой эффект объясняется снижением кровяного давления у человека.

Достоинство голубого в том, что он не только повышает трудоспособность , но и отлично успокаивает. Ощущение простора и безграничного пространства позволяет отвлечься от забот, суеты и стресса, а приятная прохлада - сконцентрироваться на поставленных задачах.

Голубой часто используется в , поскольку он обладает свойством быстро и эффективно снижать тонус мышц. Этот цвет идеально подходит людям, страдающим от бессонницы , поскольку позволяет полностью расслабиться и погрузиться в бессознательное состояние.

Синий

Казалось бы, синий и голубой очень близки, но они оказывают на психику человека разное влияние. , встречаются гораздо реже. И причина в том, что малейшая ошибка в выборе оттенка может серьезно повлиять на конечный результат. Все светлые вариации подходят для оформления спальни и ванной комнаты . Они способствуют расслаблению , успокаивают и даже помогают быстрее восстановиться и заживить раны . А вот темно-синий цвет, поражающий своей глубиной и роскошью, дизайнеры советуют использовать с осторожностью. Такие оттенки при длительном контакте могут негативно влиять на психику, вызывая апатию и депрессию . Человеку, который много времени проводит в подобных интерьерах, сложно сконцентрироваться , его настигает уныние.

Фиолетовый

Мистический и загадочный редко встречается в интерьерах, поскольку с ним нужно обращаться очень осторожно . Волнующие и романтичные светлые оттенки можно увидеть в качестве акцентов в комнатах девочек-подростков, а также . Все дело в том, что такие комбинации настраивают на нужный лад, позволяют расслабиться и дать волю своим мечтам . В «малых дозах» фиолетовый способствует возникновению любовного настроения .

Более темные тона дизайнеры не советуют использовать в интерьерах, поскольку они негативно влияют на психику людей. Успокоение связано не с расслаблением мышц, а с отвлечением. Это приводит к быстрой утомляемости , снижению внимания и способности концентрироваться.

Коричневый

Этот цвет можно смело отнести к «нейтральным» , которые могут быть использованы в любых помещениях. Стоит помнить о том, что темные и светлые оттенки по-разному влияют на восприятие размеров помещения, поскольку на примере это особенно заметно. Отлично подходит как для интерьера спальни , так и для отделки кухни.

Этот природный цвет дарит уверенность в себе, чувство защищенности и стойкости . Он отлично подойдет тем людям, которые хотят стать более решительными и самодостаточными. К тому же коричневый цвет отлично успокаивает , помогает справиться с нервными потрясениями и стрессом.

Черный

Этот цвет всегда можно встретить в , фотографии которых публикуют в глянцевых журналах. Но подойдет такое оформление квартиры далеко не каждому человеку. Каким бы притягательным, загадочным и манящим ни был черный цвет, он все же создает «давящую» и напряженную атмосферу.

Дизайнеры рекомендуют использовать его в умеренных количествах и только в качестве дополнительного цвета. Благодаря высокой контрастности черный может стать идеальным способом расставить акценты и подчеркнуть все самое важное. В малых количествах он придаст интерьеру изысканную элегантность , а в больших может создать напряженную и дискомфортную атмосферу в помещении.

Белый

Достоинства белого цвета можно, кажется, перечислять бесконечно. Он не только заряжает позитивом и пробуждает желание жить , но и выгодно изменяет восприятие помещения. Белый цвет - лучший способ увеличить пространство , сделать его более легким и «чистым». Он часто используется в качестве фонового в самых разных помещениях от спальни до прихожей, часто . Многочисленные сочетания могут заметно изменить общее восприятие цветов. Так, например, классический , где последний цвет используется в качестве фонового, в результате приводит к созданию стильного, но светлого интерьера.

К тому же , подсознательно убеждает в качестве и безопасности блюд, их соответствии санитарным нормам. Этим свойством активно пользуются рестораторы.

И все же существуют определенные ограничения. Так, например, обилие белого цвета в детской и спальне - не лучший вариант. Холодный и не дополненный яркими акцентами, он будет смотреться скучно и даже немного угнетающе.

Серый

Этот универсальный цвет отлично смотрится в сочетании с другими, более яркими и насыщенными цветами. Он выступает в качестве идеального фона , позволяющего облагородить даже самую небольшую комнату со скромной отделкой. Нейтральный серый подойдет для любого помещения : от кухни до гостиной. Этот цвет способствует успокоению и поиску гармонии.

Впрочем, без дополнительных цветов от может показаться слишком скучным и однообразным, вызвать уныние и апатию . Поэтому дизайнеры рекомендуют «разбавлять» его яркими оттенками .

Что такое цветотерапия?

Влияние цветов на организм человека уже давно перестало быть мифом. За загадочным понятием «цветотерапия» скрывается целое медицинское направление , которое изучает влияние различных цветов на психоэмоциональное состояние человека . Но как формируются определенные зависимости? Одни развивались и укоренялись тысячелетиями и никак не связаны с историей конкретной личности. Так, например, красный цвет повышает кровяное давление , увеличивает сердцебиение и приводит весь организм в тонус. Причина в том, что многие тысячелетия красный цвет символизировал вызов (извержения вулканов, пожары и прочее). Но существуют и отдельные «условные рефлексы», которые формируются у отдельного человека из-за его позитивного или негативного жизненного опыта. Влияние цвета на психику человека в интерьере может быть очень сильным, поэтому подбирать оттенки нужно тщательно и аккуратно.

Как влиять цветом на физическое и психоэмоциональное состояние человека?

Правильный подбор цветов для определенных помещений позволит создать комфортную атмосферу для отдыха и для работы. «Вводить» в интерьер определенные оттенки следует лишь убедившись в том, что они действительно оказывают нужный эффект на конкретного человека.

Чтобы создать уютный и стильный интерьер, который будет благотворно влиять на организм человека, его психоэмоциональное состояние и жизнь в целом, необходимо обратить внимание на цветовую гамму.

Знаете ли вы, что цвет влияет на психику человека, мысли и чувства? Он может радовать и огорчать, успокаивать и раздражать его возможности просто поразительны!

В ы замечали, что привлекаете больше внимания, когда надеваете красный свитер? Или что группа людей, одетых в черное, выглядит чрезвычайно мрачно? Или что ваша коллега, надев белую юбку, производит впечатление весьма деятельной особы? Если да, то вас точно заинтересуют принципы цветотерапии и влияние цвета на человека .

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ

  • Каждый цвет излучает электромагнитные волны, которые по-разному влияют на человека.
  • Целительное действие его мгновенно, потому что мы воспринимаем его энергию не только глазами, но и кожей.
  • Выбрав правильные для себя оттенки, вы станете здоровее и веселее. Цвета иногда называют эмоциональной пищей, и для нормальной работы нашему организму требуется «диета» из самых разных цветов.
  • Восстанавливая душевное равновесие, цвета также положительно влияют на психику человека и его здоровье.
  • Пища, одежда, макияж, мебель — все это может благотворно воздействовать на вас при правильном подборе цвета.
  • Цвет и здоровье. Зная о том, как разные цвета влияют на организм человека, вы сможете улучшить свое самочувствие, внешний вид и даже саму жизнь.

Влияние цвета на человека

Красный

Теплый, волнующий, а также провоцирующий. Цвет крови, огня, энергии и страсти.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Стимулирует все виды энергии, помогает собраться с душевными и физическими силами, когда вы устали, учащает сердцебиение.
  • ИЗБЫТОК красного вызывает переедание, раздражительность и перевозбуждение.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Подходит для гостиной и в небольших количествах для спальни. Красная одежда внушает уверенность.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ зеленым.

Желтый

Цвет яркого солнца, а значит, оптимизма, энергии и радости.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Очень сильный целитель, он улучшает умственные способности, поднимает настроение, придает уверенности, заряжает энергией.
  • ИЗБЫТОК слишком яркого желтого может вызвать умственное переутомление.
  • ПРИМЕНЕНИЕ На кухне этот теплый цвет создаст приятную атмосферу. Надевайте солнечно-желтую одежду в хмурые дни.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ фиолетовым.

Зеленый

Успокаивающий и гармоничный цвет, помогает ощутить себя одним целым с природой.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Успокаивает, снимает напряжение. Зеленая мебель и светло-зеленый декор в больницах способствуют выздоровлению пациентов.
  • ИЗБЫТОК темно-зеленого может вызвать депрессию.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Спокойные зеленые оттенки подойдут для спальни, а яркие — для кухни или прихожей. Зеленая одежда дарит умиротворение.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ красным.

Оранжевый

Это мощная комбинация энергичного красного и оптимистичного желтого очень сильно влияет на психику человека.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Оранжевый цвет поднимает настроение и стимулирует креативное мышление, помогает воплощать идеи в жизнь.
  • ИЗБЫТОК оранжевого может сделать вас рассеянной.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Подходит для гостиной и кабинета. Оранжевые шарфики или украшения с сердоликом внушают оптимизм.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ синим.

Бирюзовый

Этот цвет помогает выразить свою индивидуальность, а также расслабляет.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Бирюза всегда ценилась за свои защитные и лечебные качества. Цветотерапевты полагают, что она стимулирует иммунитет. К тому же, согласно исследованиям, бирюзовый помогает расслаблению мышц.
  • ИЗБЫТОК бирюзового способствует упрямству и безапелляционности.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Бирюзовый цвет в ванной и украшения с бирюзой усиливают чувство покоя.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ розовым.

Фиолетовый

Сочетание красного и синего — очень мощный цвет влияющий на здоровье человека, который усиливает интуицию и эмпатию.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА фиолетовый цвет применяют для медитации или повышения физических возможностей. Целители с помощью аметиста снимают головную боль.
  • ИЗБЫТОК светло-фиолетового сделает вас мечтательной, а избыток пурпурного внушит страх.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Уместен в спальне, так как способствует расслаблению. Надевайте фиолетовое, если вам предстоит общение со сложными людьми.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ желтым.

Синий

Синий олицетворяет мир и гармонию. Также он помогает познавать новое.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Оттенки синего хорошо успокаивают. Они используются для снижения давления и улучшения сна. А еще этот цвет снимает боль в суставах.
  • ИЗБЫТОК темно-синего навевает тоску.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Голубой сделает ванную идеальным местом отдыха. Надевайте синее, когда ждете от людей доверия, уважения и внимания.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ оранжевым.

Розовый

Розовый — цвет любви, а также, благодаря сочетанию красного и белого, равновесия и энергии.

  • ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА Представляйте себя в окружении розового в стрессовых ситуациях, чтобы внушить себе уверенность. Также розовый способствует отзывчивости.
  • ИЗБЫТОК ярко-розового вызывает возбуждение.
  • ПРИМЕНЕНИЕ Мягкие розовые оттенки хороши для спальни. Надевайте светло-розовое, когда хотите выразить любовь и заботу или попросить прощения.
  • КОМПЕНСИРУЕТСЯ бирюзовым.

Цветовые приемы

  1. НЕБОЛЬШОЙ АКЦЕНТ Необязательно наряжаться в один цвет с головы до ног: красный шарф или сумочка вполне способны повысить ваш жизненный тонус. Разбросайте в гостиной яркие подушки так, чтобы их красочная энергия концентрировалась в нужных частях комнаты.
  2. ЦВЕТНЫЕ АБАЖУРЫ Используйте разноцветные лампочки или абажуры, чтобы комнату наполнил заряжающий энергией оттенок.
  3. РАДУГА НА ОКНАХ Яркие прозрачные наклейки на окнах производят такой же полезный эффект, что и искусно выполненные витражи.
  4. КРЕПКИЙ СОН Если вы плохо спите, измените цвет вашей спальни на более спокойный: мягкий розовый, светло-голубой, нежно-фиолетовый.
  5. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ Вас одолели безысходность и постоянная усталость? Оранжевая одежда и букет подсолнухов мгновенно поднимут настроение.
  6. ВЛАСТЬ КАМНЯ Разложите по дому цветные декоративные кристаллы и носите ювелирные украшения, чтобы усилить влияние цветов на человека и его психику.
  7. СИЛА ЛЕПЕСТКОВ Букет, составленный из одного или нескольких оттенков, которые соответствуют вашим потребностям, — отличный способ поднять настроение.
  8. РАЗНОЦВЕТНОЕ МЕНЮ Красивая пища легче переваривается. Включайте в свой ежедневный рацион больше цветных продуктов.
  9. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ Разноцветные фильтры для театральных прожекторов можно легко приспособить для домашних ламп.
  10. УМНАЯ КОСМЕТИКА Научитесь влиять на окружающих с помощью помады или лака. Например, используйте розовые тона, если хотите выглядеть дружелюбной.
  11. АРОМАТ ЦВЕТА Эфирные масла ярких цветов способны привнести в вашу жизнь энергию разных оттенков, например голубого (лаванда) или красного (герань).

Влияние других цветов на человека и его психику

Цветотерапевты используют также в своей практике следующие цвета:

БЕЛЫЙ Он включает в себя все краски спектра. В белой одежде вы будете выглядеть организованной, искренней и невинной. В сочетании с другими красками белый смотрится не так строго.

ЧЕРНЫЙ Не являясь по сути цветом, он все же используется в цветотерапии. Надевайте черное, когда не хотите выделяться, и представляйте его, если желаете погрузиться в раздумья.

ЗОЛОТОЙ Он не только дарит спокойствие, но и усиливает уверенность в собственных силах. Носите золотые кольца, украшения с янтарем или желтым топазом.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Мы привыкли воспринимать цвет как должное. Он нас не удивляет и не поражает. Поэтому мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение, мысли, характер и здоровье человека.

Задачи:

    изучить теоритическую основу вопроса;

    провести исследование;

    сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Предмет исследования: влияние цвета на человека.

Объект: цветовая гамма.

Гипотеза исследования:

    цвет вызывает подсознательные ассоциации у человека;

    цвет влияет на настроение, чувства, характер и здоровье человека.

2. Что такое цвет и как он возникает.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, то есть свет + зрение = цвет.

В 1665 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет - это смесь лучей разного цвета (см. приложение I рис. 1). На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску - спектр. Объяснил он это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета.

Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны - это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно настолько мало, что измеряется миллионными долями миллиметра. Диапазон этих значений можно приблизительно разделить по убыванию длины волны на семь полос - красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю и фиолетовую (см. приложение I рис. 2). Чистые спектральные краски носят название цветов, промежуточные называют оттенками. Цвета, встречающиеся в природе, представляют собою смесь световых волн разной длины. Самые короткие - волны фиолетового цвета, самые длинные - красные. Цвета можно воспроизводить, подобрав подходящую длину волны и смешав ее с белым светом соответствующей яркости. 1

Цвета делятся на: холодные, теплые, смешанные и нейтральные.

Холодные цвета оказывают успокаивающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый.

Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до твердости. Теплые цвета - красный, желтый, розовый, оранжевый.

Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов.

Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета. Это белый, черный, коричневый, бежевый, золотой, серебряный, серый. 2

3. Цвет в науке.

Цветоведение изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего мира искусств.

Цветоведение объясняет эти явления с позиции ряда наук: физики, математики, химии, психологии, психофизиологии, эстетики, искусствознания, теории композиции, археологии, этнографии, культурологии.

Так, оптический раздел физики раскрывает закономерность природы цвета и его характеристики. Химия исследует свойство веществ и их соединений для разработки рецептур красителей, адекватных требуемым цветам и их сочетаниям. Математика позволяет осуществлять количественную оценку цветов и определять по соответствующим координатам цветовых графиков цветовой тон и насыщенность требуемого цвета. Психофизиология раскрывает закономерности физиологии цветного и черно-белого зрения и природу оптических иллюзий. Психология исследует ассоциации, эмоции, образы, вызываемые различными цветами и их сочетаниями. Эстетика исследует законы гармонизации цветовых сочетаний. 3

4. История науки о цвете.

История науки о цвете выделяет два этапа. Первый - донаучный - с доисторических времен до конца 16 века, второй - научный - с 17 века до настоящего времени.

В донаучный период первобытные люди выделяли и наделяли определенным смыслом очень ограниченное количество цветов, связанные с наиболее важными объектами и явлениями их жизнедеятельности (см. приложение I рис. 3).

В эпоху античности возникает естественнонаучное отношение к цвету. Древнегреческие философы пробуют создать цветовую систематику природных стихий (см. приложение I рис. 4).

В Средние века свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами.

В эпоху Ренессанса Леонардо Да Винчи создал новую цветовую систему. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (см. приложение I рис. 5).

Научный период начинается с того времени, как Исаак Ньютон в 1665 году доказал свою теорию о белом цвете. После Ньютона многие исследователи природы цвета и особенностей световосприятия цветов человеческим зрением развили, дополнили, уточнили научную базу цветоведения. Это Гете, Пуркин, Мюллер, Юнг и многие другие (см. приложение I рис. 6). 4

5. Зависимость эмоционального склада человека от «любимого» цвета.

Цвет воздействует не только на орган зрения - глаза. Он влияет и на другие органы чувств - вкус, слух, осязание и обоняние. Краски окружающего мира глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.

Цвет - один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья.

С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый, общительный.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией и страстных мечтателей, он означает здоровье, символизирует радость, теплоту.

Желтый - этот цвет символизирует спокойствие, интеллигентность. Если это любимый цвет, то такой человек общительный, любопытный, смелый.

Зеленый - цвет природы. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения.

Голубой - символизирует истину. Это - миролюбие, спокойствие, благополучие.

Синий - это цвет неба. Если он нравится человеку, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку нужно отдыхать, он быстро устает.

Фиолетовый - этот цвет «говорит» об очень большой эмоциональности, чувствительности, деликатности, это цвет гармонично развитых людей.

Черный - это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто любит черный цвет, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, несчастлив.

Белый - это синтез всех цветов, потому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. 5

6. Использование цвета в повседневной жизни.

Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден, достаточно поместить его в комнату с ярко-розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека.

7. Цветовая палитра для стиля одежды.

Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, цвет моря - голубой, синий - часто является цветом морской формы. Черный - цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители. Большинство бизнесменов носит голубые или серые костюмы, усиливая тем самым впечатление, что они представляют собой людей мягких, внушающих доверие. Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально. Голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки служат для навязывания одинакового поведения и никоим образом не дают возможности проявиться индивидуальности.

Когда мы вынуждены носить на работе одежду исключительно того или иного цвета, то возвращаясь домой, мы мгновенно переодеваемся в одежду той окраски, которая нам больше всего по вкусу. И чтобы вы не делали в период своего свободного времени, цвета носимой нами одежды могут не только помочь вам отдохнуть, но и создать необходимое настроение. Так, голубой цвет успокаивает и помогает прийти в себя, розовый одаривает чудесным настроением. Серую одежду хорошо носить и в тех случаях, когда возникает желание помечтать. Красный или оранжевый цвет одарят вас энергией, требуемой для выполнения напряженных физических упражнений. Для обострения мыслительных способностей наденьте что-нибудь желтое. 6

8 . Цветолечение

Учитывая влияние цвета на человека, учёные медики, ещё в далёком 17 веке, предложили использовать цвет в медицинской практике. Для начала они охарактеризовали основные цвета, а потом стали проецировать их на болезни, что практикуется и в наши дни (см. приложение I рис. 7).

Рассмотрим влияние некоторых цветов на физическое и психическое состояние людей.

Красный цвет оказывает возбуждающее действие на нервную систему, улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме. Воздействие красного цвета улучшает кровообращение и сердечную деятельность, нормализует пониженное кровяное давление, повышает иммунитет. Его нужно строго дозировать, так как злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз.

Оранжевый - это цвет омолаживающий, имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань, часто используется как тонизирующее средство.

Желтый цвет стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные и логические способности. Желтый цвет оказывает очищающее действие на весь организм, лечит кожные заболевания, помогает при бессоннице, возбуждает аппетит.

Зеленый - нормализует работу сердечно-сосудистой системы, стабилизирует артериальное давление. Очень эффективно действие зеленого цвета при головных болях, нарушении зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, раздражительности. Передозировка зеленого может вызвать образование камней в желчном пузыре.

Голубой цвет противоречивый. Это цвет смелых и энергичных людей. Их он успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и сердцебиение, делает дыхание более глубоким и ритмичным. Но для робких и застенчивых голубой цвет - это цвет шока. Голубой цвет также снижает аппетит.

Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему. Этот цвет дает лечебный эффект при воспалительных заболеваниях, нормализует сон. При занятиях творческим трудом, наоборот, повышает работоспособность. Однако длительное влияние фиолетового цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

Белый цвет - дает силу и энергию, выравнивает настроение, создает торжественность. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, очищает организм от шлаков, снимает напряжение. 7

9. Исследование.

1. Есть утверждение, что люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним. Для подтверждения этого я предложила ответить на следующие вопросы: «С каким цветом ты себя ассоциируешь?», «С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?»

После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга (см. приложение II таблица 1).

2. На различные чувства, предметы, события у людей существуют ассоциации с цветом, которые у многих людей совпадают. Узнаем это так ли это. Было предложено ответить на вопросы: «С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?», «С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?».

После проведения исследования и изучения полученных результатов, установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации:

. Вкусовые ассоциации у многих детей в классе совпадают. Наиболее ярко выражена ассоциация соленого с белым цветом и кислого вкуса с желтым (см. приложение II таблица 2).

. Ассоциации времен года так же у многих детей в классе совпадают. Характерным примером являются ассоциации зима - белая, осень - оранжевая (см. приложение II таблица 3).

3. Как влияет цвет на умственную продуктивность (внимание) человека. Было предложено написать диктант на цветных листах бумаги.

После изучения результатов, установлено, лучшая концентрация внимания на листах красного цвета, 12 % учеников допустили ошибки в тексте, синий цвет снижает умственную продуктивность, 25 % человек допустили ошибки. Остальные цвета оказывает одинаковое воздействие (см. приложение II диаграмма 1).

10. Заключение.

Цвет — это дар природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным. Изучив литературу и проведя исследования, мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, влияет на внимание человека. Так же установлено, цвет существенно влияет на общее состояние человека. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Поэтому моя гипотеза доказана.

Цвет - мощное средство воздействия на человека.

Гете так писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и бодрит, зеленый - умиротворяет, синий - вызывает грусть.

Список используемой литературы.

1. МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 3-е изд./Л.Н. Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. - 151с.:ил.

2. Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. - Павлодар, 2009. - 116 с., цв.ил.

3. http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь.

4. Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.

5. Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416с, ил.

6. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 108 с.

7. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.

Приложение I

Рис. 1 - Опыт И. Ньютона

Рис. 2 - Диапазоны длин цветовых волн

Рис. 4 - Цвета стихий

Рис. 5 - Система цветов Леонарда да Винчи

Рис. 3 - Наскальная живопись первобытных людей

Рис. 6 - Цветовые системы

Рис. 7 - Цветолечение

Приложение II

Таблица 1

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

Оранжевый

Фиолетовый

Таблица 2

С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?

Оранжевый

Фиолетовый

Таблица 3

С каким цветом у тебя ассоциируется времена года?

Оранжевый

Фиолетовый

Диаграмма 1

1 http://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/научно-технический словарь

2 Шипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: Кн. Для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416с, ил.

3 Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.:ИПЦ СПГУТД, 2005. — 9 с.

4 МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Мн.: Беларусь, 2005. - 9с

5 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.

6 Абишева С.И. Цветоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Абишева С.И. - Павлодар, 2009. - 106 с

7 Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.&К., 2000. - 54 с.

Наука

Воздействие цвета на психику человека известно с древних времен. Цвета способны влиять на мировосприятие, настроение и даже на характер человека. Научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию.

Необходимо усвоить несколько основных правил. Использование светлых пастельных тонов помогает создать атмосферу уюта и теплоты, зрительно увеличить площадь помещения. Яркие тона заряжают энергией, поднимают настроение и стимулируют. Неяркие холодные оттенки расслабляют, дарят ощущение гармонии, темные – придают строгости и деловитости.

Влияние красного цвета на человека

Позволяет сдвинуться с мертвой точки, получить заряд бодрости и активности, способен вызвать возбуждение, настраивает на активность, усиливает тонус мышц стимулирует аппетит.

Важно, - красный цвет визуально уменьшает пространство. Поэтому его нельзя применять в маленьких комнатах. Также перенасыщение красным может привести к раздражению и депрессии. Но ваша гостиная выиграет, если красный цвет будет преобладать. Если красный цвет умело сочетать с другими цветами, он будет уместен в любом помещении.

Синий цвет и настроение

Сокращает частоту биения сердца, стимулирует творческую и мозговую деятельность, настраивает на отдых, помогает расслабиться и обрести душевный покой, улучшает концентрацию внимания, внушает уверенность, вызывает интерес.

Использовать насыщенный синий цвет в интерьере нужно осторожно и продумано. Он относится к холодной палитре, поэтому его лучше не использовать в северных и мало освещённых помещениях. Он отлично подходит для использования в классических и современных интерьерах, всегда уместен в средиземноморском стиле и стиле хай-тек. Доказано, что практически все оттенки синего снижают наш аппетит и потому тем, кто хочет всегда выглядеть стройным, следует рассмотреть этот цвет как возможный фон для кухни и столовой.

Желтый цвет в интерьере


Улучшает метаболизм, дает энергию, вызывает чувство тепла и поглощает негативную энергию. Активизирует, настраивает на креативность и внушает оптимизм.

Лучшим местом для использования желтого цвета в доме считается кухня. Людей привлекает теплая и солнечная атмосфера для приготовления и приема пищи.

Если вы хотите повысить аппетит своей семьи, стоит попробовать желтую кухню.

Зеленый цвет в интерьере


Оказывает освежающее действие, создает атмосферу полного умиротворения, снимает стресс и сглаживает конфликты, снимает напряжение и усталость.

Светлые теплые оттенки зеленого, такие как нежный салатовый и фисташковый цвета отлично подойдут для стен в спальне и детской, комнаты будут выглядеть светлыми, свежими и позитивными.

Наша жизнь расцветает благодаря краскам, которые вдохновляют и обогащают нас. Хотя это может показаться нелогичным, но кроме нейтральных бежевых, серых и белых, можно использовать яркие и насыщенные цвета, которые создадут атмосферу уюта и счастья в вашем доме.

С приходом весны просто добавьте новых цветов в ваш интерьер, и ваша жизнь заиграет новыми красками!