При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается. Коллекция заблуждений: входящий в атмосферу космический корабль нагревается от трения об воздух Изобразить частицы воздуха при нагревании и охлаждении

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ДЛЯ 3 КЛАССА.

УМК «Школа России»

Тема: Воздух и его охрана.

Цель урока:

познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха.

Задачи:

- обучающие:

    формировать знания о значении воздуха для всего живого на

Земле;

    в процессе опытов и практической работы формировать знания

об основных свойствах воздуха;

    формировать практические умения работать с лабораторным

оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;

    анализировать, обобщать и делать выводы по результатам наблю-

дений;

    учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод

и практический подход).

Развивающие:

    создать условия для личностного развития ученика; активизации

самостоятельной деятельности и работы в группе; развития способ-

ности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению срав-

нивать и делать выводы;

- воспитательные:

    создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей

среде;

    создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения

работать в группах, выслушивать и уважать мнение других;

чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование: у учащихся: учебник «Окружающий мир 3 класс» А.А.Пле-

шакова; рабочая тетрадь; лупы, лист дерева

у учителя: учебник, рабочая тетрадь, презентация, электронное приложение к

учебнику; полиэтиленовый пакет, лабораторное оборудование: колба, спиртовка,

тряпочка для опыта, лупа, лист дерева, компьютер, презентация, мультимедий-

ный проектор, экран.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент (2 мин)

Проверка посадки и готовности к уроку.

Сегодня на уроке вы будете работать по группам. Какие правила работы в группе нужно помнить и соблюдать?

(Работай в полную меру своих сил; слушай каж-

дого члена группы внимательно, не перебивая;

говори чётко и по делу; поддерживай товарищей;

если не согласен с кем- то,скажи об этом вежливо,

капитаном выбирай того, кто сможет выбрать

лучшее решение вместе со всеми; помни: высту-

пать от имени группы почётно)

ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (4 мин)

Цель: закрепление знаний, полученных на прошлых уроках

( Презентация ):

Итог по этапу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности. (1 мин)

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Как вы догадались?

(Воздухом мы дышим, без него не можем жить,

но его не видим)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(О воздухе, его составе и свойствах)

ІV. Работа по теме урока(20 мин)

    Беседа

На нашей планете есть 5 океанов. Как они называются?

(Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский и Южный) - Есть на свете ещё один очень важный океан- самый большой, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, не замечая этого, « купаемся» в нём. Как называется этот океан? (Воздушный)

Воздушный океан имеет своё научное название. Подробнее об этом расскажут наши ученики…

Выступление учеников . Заранее подготовленные ученики делают сообщение.

Цель: работа с учебными, научно-популярными текстами доступными для восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух. Построение монологического высказывания по предложенной теме, по заданному вопросу .

    Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

    Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.

Воздушный океан- атмосфера- очень важен для жизни.

Могут ли живые существа обойтись без воздуха? (Нет)

Почему? (Можно задохнуться и погибнуть)

Действительно, если глубоко вздохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три… До 60 не успеем досчитать, как очень захочется глотнуть свежего воздуха.

Когда человек опускается под воду, поднимается высоко в горы или летит в космос, у него всегда должен быть с собой запас воздуха.

Если бы воздушный океан вдруг исчез, то наша планета через несколько минут стала бы безжизненной планетой.

Почему же так важен воздушный океан? (Ответы детей)

Воздушная оболочка Земли- это её удивительная «рубашка». Благодаря ей планета не перегревается от солнечных лучей, не стынет от космического холода. Эта «рубашка» защищает Землю от ударов метеоритов. Они просто сгорают в толще воздуха. Так что воздушная «рубашка» Земле просто необходима, и только благодаря ей на Земле, единственной планете в Солнечной системе, существует разумная жизнь.

Можно ли убедиться в том, что воздух существует? Как думаете вы?

(Ответы детей)

В том, что воздух действительно существует, убедиться очень легко. Попробуйте взмахнуть рукой. Что вы чувствуете?

(Движение воздуха)

У меня в руках- пустой полиэтиленовый пакет. Взмахну им и зажму концы. Почему пакет надулся и стал упругим?

(Там есть воздух)

Какое значение для человека, растений и животных имеет воздух?

(Воздух необходим для дыхания, защищает Землю от

перегревания и охлаждения, от метеоритов, от

вредных солнечных лучей).

Молодцы!

Физкультминутка.(1 мин)

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте.)
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Проверка посадки.

    Практическая работа «состав и свойства воздуха». Работа в тетради (стр.27-29)

Цель: учить детей наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы на основе практических действий.

Прочитайте стихотворение. Что можно узнать из него о воздухе?

(Воздух- это смесь газов)

Откройте учебник на стр. 46. Рассмотрите схему «Состав воздуха».

Какие газы входят в состав воздуха?

(Кислород, азот и углекислый газ)

Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

Какого газа в воздухе меньше всего? (Углекислого газа).

Какой состав имеет воздух, люди узнали всего 200 лет назад. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Работа в паре

Прикройте учебники.

Откройте тетради на стр. 27, выполните самостоятельно задание №1.

(Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на

схеме, какие газообразные вещества входят в состав воз-

духа. Отметь карандашами разного цвета (по своему вы-

бору), какой газ живые существа при дыхании поглощают,

а какой выделяют. Расшифруй использованные тобой ус-

ловные обозначения).

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Сделайте вывод, оцените работу.

Верните тетради друг другу. Проверьте себя по учебнику. Исправьте ошибки. Оцените свою работу. Выберите нужный значок:

Итог . – Кто выполнил задание без ошибок?

Молодцы.

Кто испытывал трудности во время выполнения задания?

Исправьте ошибки и будьте внимательнее на уроке.

Ребята, а какими свойствами обладает воздух?

(Воздух упругий, …(предположения детей)

Давайте проведём несколько опытов и проверим, правы ли вы.

Во время практической работы будем выполнять задание №2 в тетради.

Рассмотрите таблицу и скажите, на какие вопросы мы должны ответить в результате наших наблюдений?

(По результатам исследований заполни таблицу.

Свойства воздуха

Что изучаем

Вывод

    Воздух прозрачен или непрозрачен?

    Имеет ли воздух цвет?

    Имеет ли воздух запах?

    Что происходит с воздухом при нагревании?

    Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Как вы думаете, как ответить на первый вопрос? (ответы детей)

Что поможет нам это доказать? (гипотезы детей).

- Ребята, возьмите учебник, скажите, прозрачен ли он?

Посмотрите на дверь, прозрачна ли она? Видны ли через эти предметы другие?

А почему мы видим дверь, учебник, доску, парту? Обсудите и выскажите свои предположения.

( Воздух прозрачен)

- Запишите вывод в таблицу. (Воздух прозрачен)

Какой следующий вопрос? (Имеет ли воздух цвет?)

Как вы можете ответить на этот вопрос? Как это доказать?

(Высказывания детей)

(Если дети затрудняются, учитель подсказывает им)

- Какого цвета доска? (Зелёная)

Какого цвета шкаф? (Коричневый)

Какого цвета мел? (Белый)

Какого цвета воздух? (Не имеет цвета )

Запишите вывод в таблицу.(Воздух не имеет цвета).

Прочитайте третий вопрос.

(Имеет ли воздух запах?)

Что вы можете предположить? Какие доказательства мы можем использовать?

(Высказывания детей)

(Если дети затрудняются, учитель подсказывает им)

Ребята, поднимите руку, кто из вас был в парикмахерской, в столовой, в поликлинике? Представьте, что вам с закрытыми глазами предложили узнать, где вы находитесь? Возможно ли это? Как? Обсудите и выскажите свои предположения.

( Определить, где мы можем находиться, можно по запаху. Мы знаем, что частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. Благодаря этому мы ощущаем запахи. Но чистый воздух запаха не имеет.)

Запишите вывод в таблицу. (Воздух не имеет запаха )

- Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Узнаем это при помощи опытов.

Опыт №1.

Цель: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.

Возьмём колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Что наблюдаем?

(Вода не входит в трубку- её не пускает воздух).

Будем нагревать колбу. Что происходит теперь?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха).

( При нагревании воздух расширяется )- запись в тетради).

Опыт №2.

Цель: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.

Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Что наблюдаем?

(Вода поднимается в трубочке. Воздух как бы уступает

воде часть своего места)

Какой вывод можно сделать на основе наблюдений?

( При охлаждении воздух сжимается)- запись в тетради)

У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Для того, чтобы его узнать, выполним задание №4 на стр.28 в рабочей тетради.

Прочитайте рассказ Мудрой Черепахи и выполните её задания.

(Один из учеников читает рассказ вслух)

Подумайте, какое свойство воздуха описывается в рассказе?

(Предположения детей)

Проверим себя. Прочитайте текст в разделе «Проверь себя».

Молодцы!

Итак, какими свойствами обладает воздух?

(Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при на-

гревании расширяется, при охлаждении сжимается, он

упругий, плохо проводит тепло)

Молодцы!

V. Физкультминутка (1 мин)

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох- ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А сейчас- на пятках.

Проверка посадки.

VІ. Закрепление изученного материала. Работа в тетради (5 мин)

Цель: закрепить полученные знания

Прочитайте задание №3 на стр.28 в тетради.

(Изобразите с помощью схематического рисунка, как рас-

полагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении)

Какие свойства воздуха нужно учитывать, чтобы правильно выполнить задание?

(При нагревании воздух расширяется, а при охлаж-

дении сжимается)

Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых он состоит?

(Частицы начинают двигаться быстрее, и промежут-

ки между ними увеличиваются)

Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.

Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что происходит с частицами, из которых он состоит?

(Частицы начинают двигаться медленнее, проме-

жутки между ними уменьшаются)

Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.

(После выполнения задания проводится самопроверка по слайду:

VІІ. Рефлексия (4 мин)

    Работа в группах

Прочитайте второе задание на с.48. Выполните его.

(Прочитайте текст «Воздух должен быть чистым». Найдите в нём информацию: Об источниках загрязнения воздуха;о способах охраны чистоты воздуха.)

Что загрязняет воздух?

(Заводы и фабрики, автомобили)

Какие способы охраны воздуха вы знаете?

(Установки для улавливания сажи, пыли,

ядовитых газов, электромобили)

    Беседа (5 мин)

В городе есть фабрика. Из её трубы день и ночь валили клубы дыма. Жители города кашляли, чихали, некоторых даже укладывали в больницу. Хотели даже фабрику закрыть, но как же обойтись без товаров?

Однажды из трубы фабрики перестал валить дым. Вскоре выяснилось, что к трубе приладили дымоуловители, которые не позволяли частичкам сажи вылетать из трубы.

И вот что интересно. Сажу теперь бережно собирают и отправляют на завод пластмасс, где делают разные пластмассовые вещи.

Словом, польза от дымоловки всем- и жителям города, и фабрике (она сажу продаёт), и производителям пластмасс.

Назовите способы охраны чистоты воздуха.

(Установки для очистки воздуха, электромобили)

Можете ли вы как- нибудь повлиять на чистоту воздуха?

(Можно сажать растения, они очищают воздух)

Почему растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород?

(Предположения детей)

Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева. Нижняя поверхность листа покрыта прозрачной плёночкой и усеяна мелкими отверстиями. Их называют «устьица». Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа в зелёных листьях образуются сахар, крахмал и кислород. Поэтому растения называют «лёгкими планеты».

VІІІ. Подведение итогов урока. (2 мин)

Что такое воздух? (Смесь газов- азота, кислорода и углекислого газа)

Назовите свойства воздуха.

(Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упругий,

при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается,

плохо проводит тепло)

Что нового вы узнали на уроке?

ІХ. Домашнее задание (1 мин)

    Рабочая тетрадь: №5 (с.29)

1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
Расшифруй использованные тобой условные обозначения:

2. По результатам исследований заполни таблицу.

3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)

Мудрой Черепахи и выполни её задания.

Воздух - защитник живого

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым «одеялом».
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц - перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство - воздух плохо проводит тепло.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека - воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде, поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела

Проверь себя .

5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите воздух!».
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь охране воздуха, обсудите их и сделайте это.

6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.

В нашем городе для защиты воздуха на предприятиях ставят фильтры на трубы, в парках и лесах сажают деревья. Также в городе строятся новые транспортные развязки для ликвидации автомобильных пробок.

Воздух в нас и вокруг нас, он - непременное условие жизни на Земле. Знание свойств воздуха помогает человеку успешно применять их в быту, хозяйстве, строительстве и многом другом. На этом уроке мы продолжим изучать свойства воздуха, проведем много увлекательных опытов, узнаем об удивительных изобретениях человечества.

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воздуха

Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем - теплые. Так происходит потому, что стекло - прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.

Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи ()

Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.

Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде ()

Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.

Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.

Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.

Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.

Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.

Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.

Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.

Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.

Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.

Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении ()

Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.

Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха

Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.

Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх

Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата - воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.

Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе - воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.

Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).

Рис. 14. Велосипедное колесо ()

Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.

Цели:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием "атмосфера";
  • закреплять представления о газообразных веществах;
  • формировать умение постановки проблемных вопросов;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • оборудование для проведения опытов;
  • презентация (Приложение 1);
  • учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс, 1 часть;
  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;
  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

  • Наука о веществах (химия)
  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)
  • Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?
  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой . (слайд 5 ). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6) . Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7) , записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

    Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен . Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

    – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он бесцветен.
    Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

    Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    – Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

  1. Сейчас мы проделаем опыт, чтобыузнать ещё одно свойство воздуха.Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

    Опыт 1
    Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

    Опыт 2
    –Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
    – Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

    При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

  2. Воздух плохо проводит тепло .

    У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

    – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

    – У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

    – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

    – А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

    – Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

    – А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

    Веет стужею январь,
    Рябчик, тетерев, глухарь
    Глубоко зарылись в снег.
    Он их греет, словно мех.

    Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

  1. Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?
  2. Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?
  3. Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,
  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,
  • пожары, извержения вулканов,
  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух. Его охрана» (слайд 13,14)

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

    А. водород, медь, цинк
    Б. кислород, азот, углекислый газ
    В. хлор, фтор, йод

  2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

    А. азот
    Б. кислород
    В. углекислый газ

  3. Какими свойствами обладает воздух?

    А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
    В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

  4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

    А. При нагревании воздух расширяется
    Б. При охлаждении воздух сжимается
    В. Воздух плохо проводит тепло

  5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

    А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
    Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.

Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
Расшифруй использованные тобой условные обозначения:

2. По результатам исследований заполни таблицу.

3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)

Мудрой Черепахи и выполни её задания.

Воздух - защитник живого

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым «одеялом».
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц - перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство - воздух плохо проводит тепло.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека - воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде, поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела

Проверь себя .

5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Берегите воздух!».
Посмотри, что нарисовали твои друзья. Если у тебя есть идеи, как вы можете помочь охране воздуха, обсудите их и сделайте это.

6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.

В нашем городе для защиты воздуха на предприятиях ставят фильтры на трубы, в парках и лесах сажают деревья. Также в городе строятся новые транспортные развязки для ликвидации автомобильных пробок.