Григорий нисский - избранные творения. Григорий нисский - избранные творения Житие святителя Григория Нисского

Житие святителя Григория Нисского

Свя-ти-тель Гри-го-рий, епи-скоп Нис-ский, был млад-шим бра-том свя-ти-те-ля (па-мять 1 ян-ва-ря). Рож-де-ние и вос-пи-та-ние его сов-па-ло с са-мым раз-га-ром ари-ан-ских спо-ров. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние, он был од-но вре-мя на-став-ни-ком крас-но-ре-чия. В 372 го-ду был ру-ко-по-ло-жен свя-тым Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким во епи-ско-па го-ро-да Нис-сы в Кап-па-до-кии.

Свя-той Гри-го-рий был твер-дым рев-ни-те-лем пра-во-сла-вия и вме-сте со сво-им бра-том Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким бо-рол-ся про-тив ари-ан-ской ере-си, пре-тер-пе-вая го-не-ния со сто-ро-ны ари-ан, ко-то-ры-ми в 376 го-ду был лож-но об-ви-нен в непра-виль-ном упо-треб-ле-нии цер-ков-но-го иму-ще-ства, ли-шен ка-фед-ры и со-слан в Ан-ки-ру. На сле-ду-ю-щий год свя-той Гри-го-рий был вновь за-оч-но низ-ло-жен со-бо-ром ари-ан-ству-ю-щих епи-ско-пов, но про-дол-жал укреп-лять свою паст-ву в пра-во-сла-вии, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто. По-сле смер-ти ца-ря Ва-лен-та (378) был воз-вра-щен на свою ка-фед-ру и с ра-до-стью при-нят сво-ей паст-вой. В 379 го-ду скон-чал-ся брат его, свя-той Ва-си-лий Ве-ли-кий. Свя-той Гри-го-рий тя-же-ло пе-ре-жи-вал по-те-рю сво-е-го на-став-ни-ка. Он на-пи-сал ему над-гроб-ное сло-во и за-кон-чил со-став-лен-ное свя-ти-те-лем Ва-си-ли-ем опи-са-ние ше-сти дней тво-ре-ния, так на-зы-ва-е-мый "Ше-стод-нев". В том же го-ду свя-той Гри-го-рий участ-во-вал в Ан-тио-хий-ском Со-бо-ре про-тив ере-ти-ков, не чтив-ших непо-роч-но-го дев-ства Бо-жи-ей Ма-те-ри, и дру-гих, по-кло-няв-ших-ся Бо-го-ма-те-ри как Бо-же-ству. Он был из-бран Со-бо-ром для обо-зре-ния церк-вей в Ара-вии и Па-ле-стине и утвер-жде-ния пра-во-слав-но-го уче-ния о Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. На об-рат-ном пу-ти свя-той Гри-го-рий по-се-тил Иеру-са-лим и по-кло-нил-ся свя-тым ме-стам.

В 381 го-ду свя-той Гри-го-рий был од-ним из глав-ных де-я-те-лей II Все-лен-ско-го Со-бо-ра, со-зван-но-го в Кон-стан-ти-но-по-ле про-тив ере-си Ма-ке-до-ния, непра-виль-но учив-ше-го о сущ-но-сти Свя-то-го Ду-ха, На этом Со-бо-ре по ини-ци-а-ти-ве свя-то-го Гри-го-рия был до-пол-нен Ни-кей-ский Сим-вол ве-ры.

Вме-сте с дру-ги-ми епи-ско-па-ми свя-той Гри-го-рий утвер-дил в сане Кон-стан-ти-но-поль-ско-го ар-хи-пас-ты-ря свя-то-го .

В 383 го-ду свя-той Гри-го-рий Нис-ский был участ-ни-ком Со-бо-ра в Кон-стан-ти-но-по-ле, где про-из-нес сло-во о Бо-же-стве Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. В 386 го-ду он сно-ва был в Кон-стан-ти-но-по-ле, и ему бы-ло по-ру-че-но про-из-не-сти над-гроб-ное сло-во по-чив-шей ца-ри-це Пла-кил-ле. В 394 го-ду свя-той Гри-го-рий вновь при-сут-ству-ет в Кон-стан-ти-но-по-ле на По-мест-ном Со-бо-ре, со-зван-ном для ре-ше-ния цер-ков-ных дел в Ара-вии.

Свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский был пла-мен-ный за-щит-ник пра-во-слав-ных дог-ма-тов и рев-ност-ный учи-тель сво-ей паст-вы, а так-же ми-ло-сти-вый и со-стра-да-тель-ный отец сво-их па-со-мых, за-ступ-ник их пе-ред су-дья-ми; от-ли-чал-ся ве-ли-ко-ду-ши-ем, тер-пе-ни-ем и ми-ро-лю-би-ем.

До-жив до глу-бо-кой ста-ро-сти, свя-той Гри-го-рий Нис-ский мир-но скон-чал-ся вско-ре по-сле Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Со-бо-ра. Вме-сте со сво-и-ми ве-ли-ки-ми совре-мен-ни-ка-ми, свя-ти-те-ля-ми Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким и Гри-го-ри-ем Бо-го-сло-вом, свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский имел зна-чи-тель-ное вли-я-ние на цер-ков-ную жизнь сво-е-го вре-ме-ни. Его сест-ра, свя-тая Мак-ри-на, пи-са-ла ему: "Ты из-ве-стен и го-ро-дам, и на-род-ным со-бра-ни-ям, и це-лым об-ла-стям: Церк-ви по-сы-ла-ют и зо-вут те-бя на по-мощь". Свя-ти-тель Гри-го-рий во-шел в ис-то-рию как один из са-мых вид-ных бо-го-сло-вов и де-я-те-лей хри-сти-ан-ской мыс-ли IV ве-ка. Об-ла-дая глу-бо-ким фило-соф-ским да-ром, он по-ни-мал фило-со-фию толь-ко как сред-ство для бо-лее глу-бо-ко-го про-ник-но-ве-ния в под-лин-ный смысл Бо-же-ствен-но-го от-кро-ве-ния.

Свя-той Гри-го-рий оста-вил по-сле се-бя мно-го со-чи-не-ний дог-ма-ти-че-ско-го ха-рак-те-ра, сло-ва и по-уче-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Творения иже во святых отцах нашего Григория, Епископа Нисского. Ч. I–VIII. М., 1861–1871 гг. 3848 с.

I. Экзегетические сочинения

«Св. Григорий был великим почитателем Оригена и в приемах экзегетики большей частью следует аллегорическому методу толкования. Он стремится повсюду находить таинственный и нравственно практический смысл».
Скурат К. Е.

«О шетсодневе» (1: 1–75).

В книге Григорий Нисский развивает и дополняет труд своего брата Василия Великого.

«Здесь он проводит ту мысль, что псалмы расположены по содержанию в систематическом порядке, который раскрывает нравственные истины, возводящие человека последовательно на более высокие ступени совершенства. Он разделяет все содержание Псалтири на пять отделов, каждый из которых, по его мысли, дает указание на последующую более высокую ступень нравственного совершенства».
Скурат К. Е.

  1. 1-40 — обращение к добродетели;
  2. 41-71 — радость о добродетели (в 50 псалме, правда, нет никакой радости о добродетели);
  3. 72-88 — созерцание небесного;
  4. 89-105 — презрение ко всему земному (103 псалом ничего не говорит о презрению к земному, а говорится о промысле Божием);
  5. 106-150 — о единении с Богом.
    Так искусственно он подразделяет наименования псалмов.

Прот. Николай Гундяев .

«О совершенстве и о том, каким должно быть христианству. К Олимпию монаху».

«О девстве. Письмо, содержащее увещание к добродетельной жизни».

Для Григория «девство» — очень широкое понятие. В первую очередь, это отрешение от всего земного, от всего материального, напряженное стремление к возможному для человека нравственному совершенству. Это не посвящено монахам, но это имеет отношение к монашеству, потому что монах не связывает себя узами брака… Последней целью такого стремления к совершенству является созерцание Бога, общение с Ним. Безбрачная жизнь – только одно из средств для приобретения этой добродетели. Он говорит о том, кто является примером этой жизни: в первую очередь, сам Господь Иисус Христос, Матерь Божия. Он возвышенно говорит и о добром верном христианском супружестве.
Прот. Николай Гундяев .

«К некоемому Иоанну о различных предметах, также об образе и порядке жизни сестры своей Макрины» (8: 514–521).

Написано вскоре после кончины Макрины - в 380 г. (8: 455–461).

Здесь яркими чертами описывается злоупотребления, опасности, которые встречаются на пути к святым пестам, которые особенно подстерегают одиноко путешествующих женщин. Основные мысли послания: в Евангелии нет заповеди Господни, которая бы побуждала к посещению Святых мест, вторая мысль: перемена мест не приближает нас к Богу, паломничество не является христианской добродетелью.
Прот. Николай Гундяев .

«Письмо к Евстафию, Амвросию и Василисе» .

Здесь он горько оплакивает церковные нестроения в Палестине. Святое место, где ступали ноги Господа Иисуса Христа, раздавался Его голос, находится в таком ужасном состоянии. Здесь же он говорит о воплощении Сына Божия, призывает придерживаться веры, которую они получили.
Прот. Николай Гундяев
.

5-е письмо, в котором он защищает свое Православие.

К еретику Ираклиону, где Григорий раскрывает учение о Святой Троице.

О традиции почитания святых мучеников.

Григорий Нисский

(†около394)

Куда менее понятный, нежели два остальных каппадокийца, непризнанный по сравнению с ними до последнего времени, Григорий Нисский лишь теперь встает перед нами в полный рост. Звезда его сияет все ярче. Надо надеяться, что справедливость, наконец, восторжествует и его признают учителем Церкви. Сколько уже признанных и не столь достойных учителей сочли бы за честь принять его в свои ряды!

Если Василий прежде всего деятель и правитель, а Григорий Богослов - ритор и поэт, то Григорий Нисский - мистик, первый, после Оригена, великий богослов и духовидец Церкви. Брат Василия, он рос в том же доме, но дети из одной семьи вовсе не обязательно похожи. В семье Макрины дети удались на славу: трое сыновей - епископы, четверо святых. Каков список! Но увы, полная неудача со вторым сыном: он начал как аскет, а кончил весьма прискорбно.

Григорий во всем отличен от своего брата, тот несомненно его несколько подавлял и, возможно, был причиною его невольной приниженности. Чтобы воздать ему должное, попытаемся вглядеться подробнее в обстоятельства его жизни.

ЖИЗНЬ

Мы мало знаем о его юности, о его увлечениях. Григорий не любил рассказывать о себе. Родители сочли, что с них достаточно затрат на образование Василия, и Григорий не выезжал из Каппадокии, был учеником кесарийской школы. Вряд ли он был любимым сыном. Кажется, его прочили в священники. В юности он много читал. Отчего он предпочел духовному чину карьеру ритора: была ли это неуверенность в себе, желание утвердиться как личность, по переменчивости зыбкой натуры? Трудно сказать. Кажется, он поддался соблазну языческой культуры, точнее, попал под влияние Ливания, особенно возвысившегося при Юлиане.

Григорий женился на некой Феосевии, широко образованной женщине замечательной духовной чуткости; пламенная приязнь соединила его с нею на всю жизнь. Подобно Иларию Пиктавий–скому, он сочетал епископство с супружеской жизнью.

Не следует придавать слишком большое значение тому, что в трактате о непорочности он укорял самого себя за избранный «торный путь»: упреки эти скорее патетического свойства. Риторику он забросил, но в браке остался. Он оставался женатым человеком и после 371 г., когда брат возвел его в сан епископа городка Нисса в восточной Каппадокии. Супружеская жизнь, по–видимому, нимало не стесняла его духовного развития, как не стесняла она и Илария Пиктавийского. Феосевия умерла в 385 г. До нас дошло письмо с соболезнованиями, направленное Григорию епископом Назианским, который называл покойную «подлинной святой и истинной супругою священнослужителя». Григорий Нисский признавал законность радостей супружества, описав их самым трогательным образом. Его последующие сомнения насчет тела и сексуальной жизни возникли, вероятно, не из собственного опыта, а как результат философского мышления, проникнутого платонизмом.

Прочие подробности жизни Григория нам почти неизвестны. Видимо, он жил с Феосевией вдали от активной мирской деятельности, предавшись занятиям и жизни духовной, но не желал разделить и отшельничество брата Василия, несмотря на все его призывы. Он остался в лучших отношениях с Макриной, хранительницей духа семьи, был сильно к ней привязан. Она главенствовала в женской общине неподалеку от Ниссы. Григорий называл ее своей духовной наставницей. Он описал ее жизнь и смерть, которой был свидетелем, в небольшом глубоко прочувствованном сочинении.

Все это время, после 371 г., Григорий возглавлял нисскую епархию. Он принял ее «по принуждению», как сам сообщает, своего брата Василия. Тот не особенно доверял способностям брата к руководству. К тому же Григорий был не слишком расположен сглаживать напряжение между Василием и дядей–епископом, который, в свою очередь, замирял брата с Григорием Богословом. Но Василию прежде всего нужны были люди, надежные с точки зрения ортодоксии. Григорий производил на всех впечатление своими богословскими познаниями. Дипломат он был посредственный, но веры держался твердо, а ученость его была повсюду признана. Во времена арианских раздоров это было важнее всего.

Крохотное епископство Нисское само по себе никакого значения не имело. По нынешним временам тамошний епископ был бы не более, чем настоятелем. Григорий согласился принять должность крайне неохотно. Он даже жаловался, что его сослали «в пустыню», и жители городка удостоились от нею самой суровой оценки. Был он, однако, епископом ревностным, преданным пастве, которая его высоко чтила. Этот богослов и мистик умел говорить напрямик и обучать без обиняков. Его проповедь на Богоявление представляет собой образец такта, дружелюбия и назидания, приспособленного к народному слуху.

Григорию пришлось претерпеть свое от ариан. Чтобы опорочить его, те выдвинули обвинение в расточительстве церковного имущества. Обвинение забавное, если вспомнить, что он всегда держал сторону бедняков. Он был смещен и не мог вернуться на епископский престол, пока не умер император Валент (378 г.). Городок встретил его ликованием. Под впечатлением от встречи с паствой он писал: «Приязнь свою они мне хоть и выказали донельзя, но рот не заткнули».

По смерти Василия Григорий стал наследником своего брата в богословии и монашестве. Эта утрата словно бы придала ему уверенность. С этих пор ему предстояла первостепенная роль защитника православия. Василий мешал ему по–настоящему развернуться и, вероятно, не ценил его по справедливости. Характеры их были слишком несхожи, и сдержанный по натуре Григорий никогда не стал бы самоутверждаться за счет брата.

СОЧИНЕНИЯ

Григорий предался сочинительству. Его первое произведение «О сотворении человека» было завершением проповедей брата о творении. Он развивал в нем христианскую антропологию, преисполненную влияния платоновской физиологии. Мысль его развивается скорее концентрически, нежели логически, отступления следуют одно за другим. Автор увлечен богословским учением о человеке, образе и подобии Божием: «Человек не есть некое чудо подлунного мира, но реальность, несомненно превосходящая все познанное нами, ибо он, единственный из существ, подобен Богу». Григорий замечательно выявляет единство человечества: мера человечности исполнится лишь с тем последним рождением, которое во Христе разрешит полноту человечества.

В 379 г. Григорий участвовал в соборе, задачей которого было сближение Востока и Запада. Ему поручили проверку церквей по берегам Понта Эвксинского. Севастьян, из Армении, просил его остаться у них епископом. Сошлись на том, что у них останется брат его Петр. В 381 г. Григорий вместе с другим Григорием, Богословом, был призван на Константинопольский собор. Это была вершина его жизненного пути. Он произнес вступительную речь. Император назначил его блюстителем ортодоксии во всех епархиях Понта Эвксинского. В этом звании он должен был проверять надежность епископов: смещать ариан и водворять приверженцев Никейского символа.

Именно в эти годы - в точности неизвестно когда - облеченный императорским доверием Григорий возглавлял несколько миссий. Он побывал и в Аравии, и в Иерусалиме. Императорское доверие, однако, не сделало его ни более дипломатичным, ни менее суровым. Столь умеренный в речах, Григорий в письмах резок и язвителен, особенно когда описывает паломничество в Иерусалим: «Безобразий, - пишет он, - здесь куда больше, нежели благочестия. Лучше быть простым отшельником, чем показным паломником».

К этому времени относятся важнейшие догматические сочинения, на которых зиждется его богословский авторитет, да и вообще его слава. «Большой катехизис» - теоретический свод основных истин вероучения, учебник догматики, основанный на трактате Оригена «О началах», однако отнюдь не вслепую ему следующий. Произведение это обнаруживает крепость метафизического мышления Григория Нисского. Примерно в то же время написано и «Житие Макрины», о котором речь уже шла.

Григорий мыслил совершенно самостоятельно и ничуть этого не скрывал, что порою осложняло его отношения с преемником брата. Требовалось немалое смирение, чтобы признать явное превосходство подчиненного; а смирения архиепископу как раз нехватало. Поэтому сплошь и рядом возникали разногласия.

Все это время Григорий был на вершине ораторской славы. Приподнятый слог и риторический блеск его красноречия, чрезмерные на наш сегодняшний вкус, пленяли тогдашний Константинополь. В эти же годы он познакомился с одной из замечательных женщин, св. Олимпиадой, впоследствии она была адресатом многочисленных писем Иоанна Златоуста. К этому же периоду его жизни относится ряд знаменитых надгробных речей, в том числе проповедь на смерть юной царевны Пульхерии с описанием скорби, охватившей императорский двор; возможно, именно она вдохновила классические ламентации Боссюэ. Он же говорил над гробом императрицы Флаксиллы.

Затем его слава померкла перед восходящей звездой юного Иоанна Златоуста - как раз тогда он явился в первом блеске. Григория постепенно забывали, он оказался оттесненным на задний план и был глубоко этим уязвлен, что, разумеется, его не красит.

Освобожденный от многих обязанностей, Григорий углубился во внутреннюю жизнь, обратился к самосовершенствованию и мистическому богословию. Сочетая опыт с размышлением, он достиг в этой области несравненной авторитетности и самобытности. В этот период им написаны замечательные сочинения «Жизнь Моисея» и «О Песни Песней», к ним примыкают толкование на «Отче наш» и трактат «О блаженстве» - шедевры мистического богословия. Развивая в духовном плане заветы брата, он разработал оказавшееся весьма ко времени мистическое учение о монашестве (главным образом, в книге «Об уставе христианском» /De institut christiano/).

К этому времени Григорий достиг, как он сам выразился, «седовласого возраста». Вслед за Оригеном он описывает - в живых образах книг «Жизнь Моисея» и «О Песни Песней» - духовное странствие как непрерывный путь совершенствования и очищения, орошающего душу все новыми приливами благодати. - и так до полного самоотвержения. Он пишет о трех уровнях духовной жизни: просветлении, мгле и тьме, - и от него эти определения перешли к духовным писателям Средних веков. В своем полном самоотречении человек раскрывается Богу, воодушевленный чистой любовью, и становится признан свыше другом Божиим, «в чем для меня и есть свершение жизни». Здесь мыслитель идет рука об руку с мистиком, и умозрение опирается на опыт. Возгласы, которые исторгает его душа, как бы предвещают упоение св. Терезы из Авилы.

В 394 г. Григорий в последний раз участвовал в делах очередного собора. Умер он, должно быть, вскоре после этого, возможно - в 395 г. История была несправедлива к Григорию Нисскому, имя его нередко упоминалось лишь в связи со спорами вокруг наследия его учителя Оригена. То и дело упускаемый из виду, не всеми и не всегда оцененный по заслугам, Григорий остается одним из самых серьезных мыслителей той эпохи, богатой богословскими умами.

ОБЛИК

Трудно представить жизненный облик Григория, человека, крайне скупого на автобиографические признания. Даже письма мало говорят о нем как о человеке. Тем отчетливее обнаруживается его духовная независимость при описании паломничества. Он весьма наблюдателен и начисто лишен даже доли того лицемерия, коим часто бывают отмечены религиозные люди. По натуре он замкнут, скрытен, сдержан. Обычно он не выдает своих чувств, но иной раз они прорываются. В нем нет и намека на житейскую практичность, порой он просто неуклюж. При жизни Василия он не хотел и не мог как бы то ни было утверждать свою личность. Став полновластным хозяином собственной мысли и освободившись от шор, он оказался на высоте событий и своей ответственности. Полная зрелость и расцвет способностей совпали с моментом, когда пришлось удалиться со сцены. Ко времени самоотречения и духовной углубленности, т. е. времени полноты и жатвы, все обольщения исчезли: перед ним открылся крутой путь, ведущий к Богу.

Василий и Григорий Богослов затмевали его. Он из тех людей, кто становятся тем интереснее, чем ближе их узнаешь; для случайного знакомца они закрыты, но внимание и прилежание принесут свои плоды. Он был проникнут платонизмом больше всякого другого Отца церкви, прочитал всех доступных ему языческих авторов, и это вызывало весьма неоднозначное отношение к его произведениям.

Приходится признать, что в слоге он был не слишком силен. Ему не довелось понатореть в университетских изысках, как два его соревнователя. Он был самоучка, «собственный воспитанник». Фраза его тяжела, перегружена смыслом, речевой строй беден. Он не владеет магией слова, в риторике его ощущается зависимость от школьных рецептов софистики. Стиль его - особенно ораторский - весьма мало соответствует богатству его натуры. Это тот случай, когда стиль заслоняет от нас автора.

Сила Григория - в энергии его мысли и в углубленности его богословских поисков: тут он превосходит и Василия, и Назианзина. Он - один из самых оригинальных мыслителей в истории Церкви. Никто из Отцов IV в. не сумел так убедительно применить философию к глубинному постижению тайн откровения. Григорий испытал влияние платонизма, но сумел отрешиться от него, когда понадобилось явить благую весть христианства во всей ее первозданности. Он сравнивает языческую философию с дочерью фараона, пораженной бесплодием. Примерно то же он говорит о философии, не просветленной откровением: «Пока она не познала Бога, лишь выкидыши - ее удел». Для него источник истины - Писание. Подобно своему учителю Оригену он черпал вдохновение в Слове Божием.

В довершение всего, Григорий - родоначальник мистического богословия. Положим, он черпал и у Оригена и его последователей, но черпал свободно, оставаясь духовно независимым. Ему по праву принадлежит важное место в истории духовного развития человечества, но это место и поныне за ним не закреплено. Он связующее звено между Филоном и Плотином и между Дионисием Ареопагитом и Максимом Исповедником. Не подлежит сомнению его глубокое влияние на восточное монашество. В Средние века на Западе, комментируя псевдо - Ареопагита, нимало не сомневались, что он идет по прямой линии от Григория. Таким?то образом, в чужом облачении, епископ Нисский и проник на Запад.

Григорий иллюстрирует примерами из Писания перемену жизни под влиянием крещения . Невзирая на демонские искушения, нам должно вести себя, как пристало сынам Божиим , и переменить свой образ жизни .

НА ПРЕСВЕТЛОЕ ПРАЗДНЕСТВО

Закончим же свидетельствами Писания. Речи нашей не будет конца, впрочем, если мы восхотим все перечислить и разом собрать воедино. Все вы, восславляющие дарованное новое рождение, гордые своим обновлением и спасением своим, явите же мне перемену в ваших нравах, по приятии вышней благодати; дайте мне узреть в чистоте вашей жизни, сколь подвигнуты вы к совершенствованию. Что ощутимо чувствами, то не меняется, и телесная форма пребывает, и в зримом природном составе нет перемен.

Необходимо нам, однако же, подтверждение, обличающее возрожденного человека; нужны знаки, дабы отличить нового человека от прежнего. По моему разумению, знаком является свободное устремление души, порывающей с прежней жизнью, дабы воспринять новую, и всякий истинный очевидец ясно распознает перемену и бесследное исчезновение прошлого.

И другой мытарь, сподвижник Закхея евангелист Матфей, после избрания своего сбросил прежнюю жизнь, как пустое обличье. Павел был гонителем, и благодатью Божией соделался апостолом, и во имя Христово носил в знак искупления и покаяния на себе те цепи неправедные, которые препоручил ему закон, дабы преследовал принявших Евангелие.

Вот так?то и должно представать в новом рождении, отрицаясь греховных обыкновений, так?то и должно жить сынам Божиим, ибо по благодати соделаны таковыми. И надлежит нам прилежно созерцать Творца нашего, дабы уподобиться Отцу и стать законными и истинными сынами Того, кто по милости Своей усыновил нас. Сын неверный и падший, попирающий в жизни своей величие отца, есть живая укоризна. Вот почему, кажется мне, и сказал Господь ученикам в Евангелии Своем, что ожидается от нас: «…благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5, 44 - 45). Станете детьми, говорит Он, коль станете причастны благости Отца, являя в поступках своих и отношении к ближним благость Божию.

Поэтому?то нас, облеченных сыновним достоинством, диавол и осаждает сугубо, ибо терзает его ревность, когда зрит добродетель нового человека, шествующего в чертоги Небесные, ему, диаволу, заказанные. Он разжигает в вас адские искушения и силится совлечь с вас новый облик и стать вашим владыкой по–прежнему. И заметивши такие его поползновения, надлежит нам повторить слова апостола: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим б, 3).

Если же умерли мы, то и грех умер с нами, пронзен копьем, подобно как Финеес в ревности своей пронзил блудодея. Изыди же, презренный, ибо ищешь терзать мертвеца, раба твоего давешнего, коему похоти стеснили рассудок. Мертвецу же нет прельщения в плоти, нет соблазна в богатстве, мертвец чужд клеветы, мертвец чужд лжи, не зарится на чужое и не попирает ближних.

Я переменил жизнь свою. Я научился презрению к миру, пренебрежению к благам земным; я взыскую благ вышних. Сказано у Павла: «Для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6, 14). Вот глас души, возрожденной истиной, вот как изъясняется новый человек, памятующий об исповедании веры своей перед Богом, осиянной таинством и повитой обетом не жалеть трудов и не искать наслаждений во имя любви к Нему.

Речей сих достаточно в ознаменование празднества, первого в новом году. Подобает закончить поучение наше обращением к Тому, Кому обязаны мы сим даром, дабы смиренно возблагодарить Его за столькие благодеяния.

Молитва

Поистине Ты, Господь, есть неисчерпаемый источник всякого блага, Ты, по справедливости отвергнувший нас и по милосердию на нас призревший. Ты возненавидел нас и примирился с нами, Ты проклял нас и нас же благословил; Ты изгнал нас из рая и открыл нам туда путь; Ты сделал нашим убогим одеянием жалкие фиговые листки и набросил нам на плечи царственный наряд; Ты отверз темницу и освободил осужденных, Ты окропил нас чистою водою и омыл нас от скверны нашей.

Отныне и Адаму дозволено не бежать в стыде от лица и зова Твоего и не укрываться в райских кущах от тяжких укоров совести. И пламенный меч не заслоняет более райские врата и не препятствует влекущимся к раю. И все пременилось к радости для рабов греха, и открылись человеку отныне райские и небесные угодья. Тварь земная, отделенная от творения сверхъестественного, обрела с ним дружественное единение; и мы, люди, приравнены к ангелам, стали соучастниками в едином познании Бога.

Так воспоем же Господу радостный гимн, излившийся однажды из вдохновенных уст:

Возвеселится душа моя о Боге моем:

ибо он облек Меня в ризы спасения…

как на жениха, возложил венец

и, как невесту, украсил убранством (Ис 61, 10).

Украсил невесту ни кто как Христос, Сущий, Бывший и Будущий, благословенный ныне и во веки веков. Аминь.

Из книги Восточные Отцы IV века автора Флоровский Георгий Васильевич

6. Григорий Нисский. I. Жизнь. Св. Григорий Нисский был младшим братом великого Василия. О молодости св. Григория почти ничего не известно. Предположительно можно его рождение отнести к 332 году. Учился Григорий, по-видимому, только на родине, - вероятно в Кесарии. Сам он

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Глава 4. Святитель Григорий Нисский Святитель Григорий, епископ Нисский, ? одна из крупнейших личностей святоотеческого периода. К сожалению, точными данными о его жизни мы не располагаем, так как все его биографии были написаны уже после его смерти. 335-394 годы? примерные

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Грггу6рю<; о Nwct|Q) (ok. 335, Кесария Каппадокинская, - 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (GrhgТrioj Р NЪsshj), свт. (ок.335–ок.394), вост. отец Церкви, богослов, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев», младший брат свт. *Василия Великого.С юных лет находился под сильным влиянием своей семьи, в частн., брата Василия и сестры Макрины, к–рые

Из книги Святые отцы и учители Церкви автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Путь отцов автора Амман А.

Григорий Нисский (†около394)Куда менее понятный, нежели два остальных каппадокийца, непризнанный по сравнению с ними до последнего времени, Григорий Нисский лишь теперь встает перед нами в полный рост. Звезда его сияет все ярче. Надо надеяться, что справедливость, наконец,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§165. Григорий Нисский I. S. Gregorius Nyssenus: Opera omnia, quae reperiri potuerunt, Gr. et Lai., nunc primum e mss. codd. ?dita, stud. Front. Ducaei (Фронто Ле Дюк, ученый иезуит). Paris, 1615. 2 vols. fol. К этому следует добавить: Appendix Gregorii ex ed. Jac. Gretseri, Par., 1618, fol., и Antirrhetoricus adv. Apollinar., впервые издано L. Al. Zacagni, Collectanea топит, vet. ceci. Graec. et Lat. Rom.,

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Св. Григорий Нисский Сведения о жизни св. Григория Св. Григорий Нисский был родным братом св. Василия Великого, несколько моложе его: он родился, вероятно, около 335 г. Он не получил такого блестящего образования, как его старший брат, и ограничился, можно думать, школами

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Св. Григорий Нисский. Полемика с Евномием (Д. С.

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

Из книги Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.) автора Скурат Константин Ефимович

Св. Григорий Нисский. Против Аполлинария (фрагменты) 2. Итак, исследуем, что произрастило нам учение Аполлинария сирийца.<…>А чтобы сказанное не показалось злословием, мы предложим одно из распространенных его слов, надписание которого таково: «Доказательство

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Св. Григорий Нисский (Д. С. Бирюков)

Из книги автора

Св. Григорий Нисский. Об устроении человека (фрагменты) Гл. 2. Почему человек последний в творенииИбо не появилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив

Из книги автора

Св. Григорий Нисский Св. Григорий Нисский постоянно проводит ту мысль, что человек может возродиться только под условием свободного решения не грешить, которое делает возможным для него принятие благодати. В своем «Огласительном слове», он подобно св. Кириллу

Из книги автора

св.Григорий Нисский

Из книги автора

1. Григорий Нисский Флавиану Не в хорошем положении, человек Божий, наши дела. Ибо злоба, возрастающая в людях, питающих к нам несправедливую и незаслуженную нами ненависть, уже не по каким–нибудь догадкам подозревается, но обнаруживается открыто с дерзновением, как бы

Наиболее весомый вклад в развитие христианской философии внес младший брат Василия Великого - Григорий Нисский, бывший епископом г. Ниссы.

Разрабатывая систему христианского богословия, «каппадокийцы» пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры, В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.

Особое значение каппадокийские "отцы церкви" придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.

В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира - Единое, Ум и Мировую Душу - как своего рода лестницу снижающегося совершенства.

Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе. Ведь даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем. И Символ Веры - это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.

Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей, Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и «царем» всего сотворенного. В своем трактате "Об устроении человека" отец церкви утверждает - Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что "Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю". И человек "был призван сразу стать царем подвластного ему".

Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: "…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем".

В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле - человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. "Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих", - утверждает отец церкви.

И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни - человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: "Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется". Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо "добродетель - вещь неподвластная и добровольная".

Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех - таков непреложный замысел Создателя.

Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого "изобретателя зла". В своем труде "Большое огласительное слово" Нисский пишет: "Один (т. е. дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т. е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели". Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, "освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла".

И западная, и восточная церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г., мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвергалось критике. Интересно, когда в 1081 году был установлен новый праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин "вселенских великих учителей и святителей".

Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации. Это учение соответствовало и даже в какой-то мере предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Ему отведена определенная и очень важная роль в христианстве. Он был философом и богословом, который немало трудов написал для развития Церкви. Творения святого Григория Нисского и сегодня обладают не малой ценностью. Его относят к троице великих представителей «каппадокийского кружка». Православная церковь относит его к лику святителей.

Житие святого Григория

Основные данные о его жизни известны только от его современников или из его собственных сочинений. Родился он в христианской семье. После смерти отца семья вынуждена были переехать в Кесарию Каппадокийскую, где он учился в языческой школе.

Расширял он свои познания с помощью брата, который учился в Афинах. Особую заинтересованность проявлял к философии. Самостоятельное обучение помогло ему достичь должности ритора-учителя. Вскоре он женился, но счастливая семейная жизнь длилась недолго.

Далее краткая биография Григория Нисского полностью была связана с церковью. Он переехал в обитель своего брата Василия. После повышения старшего представителя семьи, его упросили стать епископом города Ниссы. Будучи на данной должности он постоянно подвергался нападкам со стороны ариан. Однажды его арестовали, но ему удалось сбежать из-под стражи.

После смерти императора он вернулся и начал принимать активное участие в делах церковных. Не раз присутствовал на соборах и писал свои труды. О последних годах жизни практически ничего не известно. Дни памяти – 10 января и 9 марта.

Философская деятельность

Его относили к одним из самых активных представителей тринитарных споров того времени. Написанные им работы были разноплановые и подымали проблематику аспектов разного плана.

Самым ярким примером догматико-полимических трудов есть «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского. Написание его относят к 385 году. В нем он впервые постарался систематизировать христианские догматики. Он описывает основы христианского вероучения и заступается за них перед противниками.

Он не следует слепо всему, что написано в Священном Писании. Он сам дает трактовку со своей точки зрения. В него входят:

  • предисловие;
  • 40 глав, их в свою очередь можно разделить на 3 части.

Важная тема, которую он подымает — это единство Бога в трех лицах. Еще при его жизни оно пользовалось громадной популярностью. Оно было признано одним из лучших писаний, в котором четко расписывались основы христианства.

К экзегетическим относят «О жизни Моисея Законодателя» Григория Нисского. Появление его на свет датируется 392 годом. В его основе положено также нравственно-аскетическое и созерцательное понимание того, о чем шла речь в Библии. Структура имеет 2 части, которые совершенно по разному представляют смысл происшедшего. Он старался сравнить все, даже самые мелкие детали принимал во внимание. Он имел достаточно сильное влияние на развитие и становление мистической христианской традиции.

Еще к этой же категории относят работу Григория Нисского «О молитве». Многие ставят под сомнение его достоверность, так как не было обнаружено его в ряде изданий. Но, судя по наличию определенных специфических явлений в нем, снимает практически всякие сомнения. Книга состоит из 5 бесед. Изначально он говорил о том, что священное обращение служит единственным средством для совершенствования, а также противостоянию негативной энергетике. Далее он дает пояснение всем молитвам. Затем снова он говорит о том, что Святой Дух принадлежит как Отцу, так и Сыну.

Помните, что чтение подобных вещей поможет Вам углубится в вероучение и расширить свои познания. Это немаловажно, так как порой некоторые факты подаются в несколько искривленной форме.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом философе Григорие Нисском: