Экологические проблемы лесов и лесопользования. Лесопользование как направление ресурсного природопользования


Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве


Введение

1. История экологического законодательства в России

2. Экологические преступления

3. Экологическое преступление глазами журналистов

Заключение и выводы

Литература


Введение

«Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай дерево. Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей». (Китайский мыслитель Х III в. Гуань – цзы .).

В ХХ веке человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис , который однозначно указывает на антропогенную токсикацию биосферы, на быстрое сокращение биоразнообразия, деградацию на огромных пространствах природных экосистем. Эти драматические изменения окружающей природной среды смогли оказывать негативные воздействия на экономику и здоровье людей. Очевидно, человек в своем развитии перешел допустимые пределы взаимодействия с природой. Именно знания природных законов и закономерностей помогут человечеству в дальнейшем преодолеть экологический кризис и сохранить благоприятную окружающую среду в интересах нынешних и будущих поколений. Глобальные экологические проблемы - парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, потепление климата, пожары, рубка леса и т.д. - в современном меняющемся мире приобрели главное значение.

Для решения этих проблем необходимо предпринимать следующие меры :

1. Экологическое воспитание населения, как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право каждого человека, на жизнь в комфортной окружающей среде.

2. Широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в подготовку и принятие решений, постановлений правительством законов Государственной Думы Федерального собрания РФ.

3. Принимать участие в проведении массовых мероприятий, фестивалей, посвященных Дню Земли, Всемирному Дню Охраны окружающей среды и т.д.

4. Экологическое образование – это овладение минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан и всех учащихся. Для этого необходимо, начиная с детского сада, знакомить детей с природой прививать любовь к природе. В школах создавать школьные лесничества. Одной из задач школьных лесничеств является пропаганда знания законов по охране природы и распространение информации о нарушениях законодательства в этой области.

Данная работа направлена на выполнение именно этой задачи.

Цель: Обратить внимание на проблему в нашей стране, связанную с экологическими преступлениями в лесном хозяйстве.

Актуальность работы: В настоящее время происходит нелегальный вывоз древесного сырья за границу без документов; лес продается без аукционов, по сниженным ценам, что приносит убыль государству; вырубаются леса без выписки билетов.


1. История экологического законодательства в России

Ознакомимся с историей развития и организацией охраны природы и принятых законодательных актов.

Известен Указ (1563 г) Ивана Грозного о запрете рубки леса на берегах Двины с целью защиты от наводнений, а также заповедание (1571 г) засечных лесов на южной границе Московского княжества, причем за посещение их без разрешения предусматривалась смертная казнь. Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676 гг.) издал 67 природоохранных указов, в том числе ряд указов о государственных заповедных лесах, которые строго охранялись для царских охот, а также известный указ о создании заповедника на Мурманском побережье «Семиостровье», для сохранения мест гнездовья кречетов.

Особенно следует отметить природоохранную деятельность Петра I (1672–1725 гг.), при котором были изданы многочисленные природоохранные указы. При этом большое внимание уделялось сохранению лесов, почвы, чистой воды. Это был новый, более высокий уровень охраны природы. Особенно известны указы о запретных и водоохранных лесах, чистоте водоемов, о сохранении почвенного покрова при рубке лесов, об охране лесов от пожаров. Петром I была ограничена рубка лесов в окрестностях городов, по берегам многих рек, создана Вальдмейстерская канцелярия по управлению использования леса. Однако после смерти Петра многие его указы были отменены.

До середины XIX века в природоохранном деле России было некоторое затишье, если не считать нескольких природоохранных актов Екатерины II, Павла I и других императоров. Впрочем, уровень этих актов не превышал уровень актов петровских времен. Это закон об охоте (1763 г), указ об охране нерестилищ (1835 г), некоторые акты о регламентировании лесопользования, о создании ботанических садов и отдельных заказников.

Существенные подвижки в деле охраны природы начались при императоре Александре III после отмены Крепостного права и начала индустриализации России. В обществе проявляется понимание необходимости гражданской инициативы в природоохранной деятельности. В 1865 г. было создано Российское общество покровительства животных, чуть позднее в различных губерниях – общества естествоиспытателей и любителей природы. В 1873г. Уральское общество любителей естествознания начало работы по сохранению уникального природного объекта возле г. Екатеринбурга – гранитных скал «Шарташские каменные палатки». Ныне это памятник природы. В 1882 г. по инициативе Б.И. Дыбовского в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке был создан первый в России общественный заказник для размножения и охраны соболя. В связи с промышленным развитием России началась интенсивная вырубка лесов. Поэтому в 1888 году император Александр Ш «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» Положение о сбережении лесов, его проще называли лесоохранительным законом. Этим положением было введено понятие о защитных лесах со строгим режимом пользования. Это водоохранные, берегозащитные и почвозащитные горные леса как особо – охраняемые территории. В них запрещались сплошные рубки леса и пастьба скота. За нарушение взыскивались серьезные штрафы: за каждые сто квадратных саженей вырубленной площади – 5 рублей, помимо таксовой стоимости срубленной древесины. За исполнением положения следили губернские Лесоохранительные комитеты.

В конце XIX в. было создано несколько частных заповедников: Аскания - Нова, лес на Ворксле, реликтовые рощи Пицунды и др. В.В. Докучаев (1892 г.) сформировал несколько принципов, положенных в основу становления заповедного дела и охранного плодородия земли.

Природоохранные мероприятия, указы, постановления применялись и внедрялись в жизнь государства с 1917 г. и все они были направлены на сохранение, приумножение, охрану богатств России.

Наибольшие подвижки в природоохранном деле состоялись после создания в 1988 году Министерства по охране окружающей среды и сети его комитетов во всех субъектах Российской Федерации (позднее и до 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды). Со второй половины 2000 г. этот комитет преобразован в Государственную службу охраны природы в составе Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Лесников сократили или перевели на другие работы с окладом не более 1000 рублей. Многие заказники, заповедники, особо охраняемые территории тоже пущены под топор реорганизации.

Это ошибочные стратегические решения, потери будут огромны !

Кое-кто в правительстве на российские леса смотрит, как на дойную корову, которую можно бесконечно доить. Наш лес – это не только экономический, но и важнейший для страны глобальный эколого-политический ресурс.

2. Экологические преступления

В Ф. З. п. 7 – Ф. З. от 10. 01. 2002 год «Об охране окружающей среды» говориться о «вреде окружающей среде», под ним понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. А также говориться об экологической безопасности, состоянии защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека, от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1 Ф. З.). В соответствии с п. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно – совершенное общественно – опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Исходя из этого, понятия экологические преступления можно раскрыть, как «общественно-опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека» (Ст. 7 ФЗ ОТ 10. 01. 2002 года «Об охране окружающей природной среды»). В отличие от предмета экологического преступления – экологического правопорядка и безопасности общества – объектом служат материальные блага природы (недра, земля, вода, атмосферный воздух, леса, генофонд и пр.)

УК РФ предусматривает ответственность за лесные правонарушения:

Статья 260 «Незаконная порубка деревьев и кустарников».

Статья 261 «Уничтожение или повреждение лесов».

Статья 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Остановимся для наглядности на статье 260 «Незаконная порубка леса».

Вот так обстоят дела со статьей 260 в Манском лесхозе Унгутского лесничества.

Протоколы за незаконную порубку леса в Манском лесхозе Унгутского лесничества.

Годы лесонарушений

Количество

лесонарушений

Выявлено лесонарушителей

Находится на рассмотрении

1993 3 3 0
1994 - - -
1995 1 1 0
1996 - - -
1997 1 0 0
1998 4 2 0
1999 1 0 0
2000 4 4 4
2001 10 1 1
2002 5 0 0
2003 4 1 1

Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную опасность в силу значительности ущерба, либо посягательства, на особо лесные режимные объекты (леса первой группы защищенности, заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 260 УК РФ и ст. 8.28. КоАП РФ предусматривают ответственность за схожее правонарушение – незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вследствие этих действий был причинен ущерб в значительном размере, то наступает уголовная, а не административная ответственность.

Например.

Так, 20.06.2003 года прокурорам Манского района было возбуждено административное производство по ст. 8.28 КоАП РФ. Согласно постановления, о возбуждении производства об административном правонарушении, 19.12.2002 года в квартале №74 Баджейского лесничества в лесах первой группы было совершено лесонарушение – незаконная порубка деревьев в объеме 5,9 м 3 . Ущерб, нанесенный лесному фонду, составил 216 рублей 53 копейки. Проведенной проверкой установлено, что гр. К совместно с гр. Г. произвели незаконную вырубку указанного леса, по предварительному сговору. Таким образом, в действиях К. усматривается состав преступления, предусмотренного частью 2 ст. 260 УК РФ. Однако, учитывая то, что причиненный лесному хозяйству ущерб является незначительным в действиях К., отсутствует состав указанного преступления.

Таким образом, К. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.28 КоАП РФ.

В принципе все экологические правонарушения прямо или косвенно несут угрозу экологического вреда и только законодательство относит те или иные из них к экологическим преступлениям (общественно-опасное), либо к экологическим проступкам (общественная вредоносность).

Разграничение составов преступления и экологического проступка обычно приводятся не только по принципу повторности, т.е. применения условного административного наказания только после применения мер административной ответственности (административная преюридиция – ст. 4.3 п.2 КоАП), но и по наличию реального экологического вреда. Значение этого обусловлено тем, что «…по многим, если не по большинству составов преступлений в сфере охраны окружающей среды… правоприменитель вынужден ставить и решать вопрос об их разграничении с административными правонарушениями». Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, необходимым элементом которых является наличие вреда. Для большинства экологических проступков необязательно наличие экологического вреда (идеальный состав). Однако в ряде статей КоАП прямо предусмотрена административная ответственность за реальную угрозу причинения экологического вреда (ст. 8.3; 8.10 п.2; 8.38 и др.).

Несмотря на то, что в последние время остро стоит вопрос заготовке и вывоза (экспорта) леса, практика ведения правоохранительными органами и рассмотрения судьями дел данной категории ничтожно.

В 2002 – 2003 году в Манский РОВД поступило 18 заявлений по фактам незаконных порубок. По 8 заявлениям принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В 2004 году одно дело направлено в суд.

«В 2002 году инспекторами ГУ «Сельский лесхоз Манский» проведено 27 проверок соблюдения правил лесопользования и лесного законодательства. По результатам проверок начислено неустойки 10 тыс. рублей. Реально взыскано все. В 2003 году составлен 51 акт освидетельствования, начислено неустойки – 12,2 тыс. рублей. Реально взыскано – 5,1 тыс. рублей.

С июля по ноябрь 2003 года выявлено 8 фактов незаконной порубки леса, три физическими лицами, 5 – юридическими лицами. Общий ущерб составил 12 тыс. рублей, реально взыскано 2,5 тыс. рублей.

3. Экологические преступления глазами журналистов

Приступая к рассмотрению экологических преступлений и принятых постановлений, законов в последние годы, российские журналисты выяснили, что наше правительство далеко от проблем сохранения российских лесов, недр и т.д.

Журналист Степан Деньгин опубликовал свою статью «Столбы под дачи? ». В ней идет речь об излюбленном месте отдыха красноярцев – заповеднике «Столбы», а также о более 100 заповедниках и 35 национальных парках нашей страны. Министерство природных ресурсов России разослало телеграммы с выводами о нецелесообразности их существования. Директор заповедника «Столбы» в своем комментарии подтвердил существование такой телеграммы, но чуть позже пришло опровержение, а им сообщили, что отправители данной телеграммы наказаны.

Все бы ничего. Казалось, тема исчерпана. Но есть в этом деле одна интересная деталь. Три года назад заповедники и национальные парки, т.е. охраняемые зоны с лесами, полезными ископаемыми, большими заманчивыми площадями перешли в распоряжение Министерства природных ресурсов, которое, помимо всего остального, занимается добычей тех самых полезных ископаемых, вырубкой лесов и т.д. Вывод напрашивается сам собой…

Есть о чем задуматься. Недавно Государственная дума по инициативе правительства приняла поправки к Лесному кодексу, легализующие коттеджную застройку особо ценных лесов, так называемых лесов первой группы. Совет Федерации поправки уже одобрил.

Статья Александра Острова «Не рубите, мужики! » продолжает эту тему. Поясняю: леса первой группы - это леса особо охраняемых природных территорий – берега рек, озер, водохранилищ, заповедников, курортных и парковых зон. В связи с такой поправкой можно будет сдавать леса в аренду хоть на 49 лет, но не всем и не всегда.

Новый текст кодекса гласит: «Перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органов… согласованному с органом… в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств… и размещение объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных случаях».

Так вот, согласно такой трактовке вопроса, кто будет определять эту полезность? Кто будет решать, что полезность утрачена?

В Подмосковье тысячи гектаров особо охраняемых лесов, где раньше бродили грибники и туристы, уже огорожены колючей проволокой. Видимо, утратили полезные свойства. Теперь новая редакция лесного кодекса все узаконит. А такое экономическое преступление, как незаконная порубка леса, отражено в статье Юрия Звягина в «Российской газете» от 4 августа 2003 года «Черные лесорубы ».

«Черные лесорубы » в последние годы стали настоящим бичом отдаленных районов Ленинградской области. Особенно тяжелое положение сложилось в Бокситогорском районе, 88 % которого покрыто лесом. «Черные лесорубы » тут уже начали валить деревья посередь бела дня, машины грузились прямо на трассе, на Вологодском шоссе. По оценкам местных лесопромышленников, объемы незаконных рубок сравнялись с объёмами законных. При этом вокруг леса шла настоящая война. Два года назад в «разборках» криминальных структур, контролировавших незаконные лесозаготовки, только за год погибли два десятка человек. Стреляли прямо на улицах райцентра. Заготовители – арендаторы начали объединяться для защиты своих лесов и требовать помощи у государства. В августе 2003 года бокситогорская районная администрация, Союз лесопромышленников и комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды инициировали принятие правительством области постановление о введении в Бокситогорском районе особого режима лесопользования. По нему в лес нельзя было въезжать на тракторах и лесовозах, а также заходить с бензопилами, не имея на это специального разрешения от лесхозов. В районе был создан штаб по введению особого режима, который начал организовывать патрулирование лесов и проверки лесопилок. Были заменены директора лесхозов, относительно которых стало известно, что они уступали требованиям «черных лесорубов ». На их место поставили более решительных людей.

Вот тут-то все и началось. Не буду вдаваться в подробности, а скажу, что на директоров лесхозов, а также лесников начались покушения, их били, убивали, сжигали их дома.

Куда же, извините, милиция смотрит? В лес, конечно, сколько волка не корми, ему еще хочется. Когда началась борьба с незаконной вырубкой, штаб столкнулся с тем, что все их попытки добиться наказания для «черных лесорубов» натыкаются на непонятную пассивность органов внутренних дел и прокуратуры. Около 300 дел по фактам лесонарушений были переданы в правоохранительные органы в 2002 году, около 500 за последние полгода, и что? До суда дошло около 25 дел, а до осуждения - ни одного.

В статье говорится о том, что милиция и прокуратура не предпринимала ничего по поводу избиений и поджогов. А также по-своему трактовала преступления с лесом. По их мнению, пока дерево стоит, оно - государственная собственность, а как только пила его ото пня отделит, оно становится ничьим, пока его не заклеймит лесник. Получается, валяющееся на земле дерево можно брать любому? Ну, пойманные с лесом «черные лесорубы » так и говорят: «я нашел эти стволы валяющимися в лесу и просто их подобрал».

А органы дознания заявляют лесникам: «Вы ведь его не поймали в тот момент, когда он пилил? Значит, вины на нем нет» и отказываются заводить дело.

Самое интересное, нужно–то для исправления ситуации не так уж много, - считает директор Бокситогорского лесхоза Николай Кондратенко. – Просто надо привести в норму статью 260 Уголовного кодекса. Почему-то рыбинспектор задерживает браконьера, он может отобрать лодку, а охотинспектор – ружье, а лесная охрана конфисковать лесовоз и бензопилу не может. Не предусмотрено статьей.

И в заключение своей статьи Юрий Звягин делает хороший вывод, и я с ним согласна, что нужно рассматривать незаконную вырубку леса, как хищение государственной собственности. И соответственно наказывать.

Что говорить про Ленинградскую область, когда у нас в Красноярском крае не менее трагичная обстановка с незаконным вывозом древесины. Хватит играть в борьбу с лесонарушениями и незаконным вывозом древесины из края!

Такими словами можно охарактеризовать общий настрой участников координационного совещания правоохранительных органов края, которое состоялось в 2003 г. Руководители прокуратуры, милиции, ФСБ, налоговики и судебные приставы вели речь об исполнении законодательства, регламентирующего заготовку и экспорт леса. Не секрет, что проблема нелегального вывоза древесины из края в последнее время приобрела особую остроту. За полтора года государственная лесная служба главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по краю выявила 559 случаев незаконной рубки леса, общий ущерб оценен в 134 миллиона рублей. А сколько нарушений не выявлено!

Прокурор края В. Я. Гринь обратил внимание на отсутствие должного контроля со стороны служб лесного хозяйства и компетентных органов за возмещение ущерба, причиненного незаконными рубками леса. Деятельность Красноярской таможни признана малоэффективной – иностранцы вывозят за границу наш лес в больших объемах и без возврата его стоимости. Создаются фиктивные фирмы, которые используют заранее продуманные схемы ухода от уплаты налогов при заготовке и экспорте леса, пытаются незаконно возместить из бюджета НДС по продукции, легальность приобретения которой либо не подтверждена, либо «подтверждена» фальсифицированными документами.

Координационный совет отметил, что контрольные мероприятия в этой сфере приводятся эпизодически и не носят системного характера. Обнадеживает, что по инициативе краевой прокуратуры Ген прокуратурой и Верховным судом определена единая судебная практика по уголовным делам данной категории. На совещании приняты решения о создании ведомственной рабочей группы под руководством зам прокурора края, о формировании единой информационной базы данных по вырубке и отпуску древесины. Для краевой администрации подготовлены конкретные предложения по предупреждению нарушений законодательства в лесной отрасли и повышению эффективности совместных действий контролирующих и правоохранительных органов.


Заключение и выводы

В своей работе я коснулась только малой части экологических преступлений в лесном хозяйстве, а именно незаконной порубки леса. Когда мы заводим разговор о судьбах российского леса, то почему-то крайне редко упоминаем о роли обычных, несвязанных профессионально с лесом граждан. Наверное, потому, что роль эта, увы, в большинстве своем потребительская.

Почему наш лес воруют? Каковы причины этого безобразия? Их много. Ну, к примеру: нищета населения, безработица, отобранное у лесной охраны право на реальное использование огнестрельного оружия, высокий уровень коррумпированности работников государственных структур, имеющее место изъятие государством у лесхозов 100 % выручки от аукционных продаж леса на корню. А также отрицательное отношение многих органов власти на местах к лесным аукционам, очевидная заинтересованность своих и иностранных фирм в приобретении более дешевой, украденной у государства древесины, наличие у воров высокопроизводительных лесосечных машин. И так далее. И тому подобное.

Названные причины воровства леса реальны. В своей совокупности, они являют собой сложный конгломерат причинно-следственных связей. По моему мнению, чтобы распутать этот клубок, необходимо найти главную причину и уж затем браться за остальные. Итак. В заключение приходится с огорчением констатировать, что корни массового воровства леса нужно искать в низком качестве законов, принятых Государственной Думой. Несовершенство имеющих отношение к лесу законов таит в себе опасность не только для лесного сектора экономики, но и для страны в целом.

В связи с вышеупомянутыми проблемами, в данный момент должны быть приняты самые радикальные меры по сохранению лесов. И эти проблемы должны решаться как на государственном уровне, так и каждым рядовым человеком, который должен выработать свое отношение к лесу, к его сохранности.

· В первую очередь необходимо пересечение незаконной порубки леса, привлечение нарушителей к уголовной ответственности.

· Во-вторых, рациональное распределение квот на вырубку лесов в зависимости от их объемов на территориях и ценности пород.

· В-третьих, разработки и принятие сводов законов по сохранности лесов.

Только при комплексном подходе к проблемам по уходу, сохранности, лесоразработкам за лесными массивами всех лесных ведомств, ответственных работников на местах, а также воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к лесу, можно добиться сохранения главного богатства нашей России – лесов.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите,

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий…

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике Природы.

Небо в звездах, Океан и Сушу

Но в бессмертие верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю. Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства.

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась,

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю! Все доброе приемлю,

Только берегите Землю!

Михаил Дудин


Используемая литература

1. В.А. Вронский. Экология. Словарь – справочник. Ростов–на - Дону, 2002г. 572 стр.

2. Экологическое законодательство. М., 1998 г. 253 стр.

3. Статьи из периодической печати.

Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве Содержание Введение 1. История экологического законодательства в России 2. Экологические преступления 3. Экологическое преступление глазами журналистов Заключени
1.Экологиеское влияние промышленного лесопользования (сплошные, выборочные, санитарные рубки, восстановление лесов).

Промышленное лесопользование
Главным направлением промышленного лесопользования является заготовка древесины. С этим связанно возникновение экологических проблем в зонах массовых заготовок леса. Одним из основных последствий заготовки древесины является замена коренных лесов вторичными, как правило, менее ценными и нередко менее продуктивными. Но это только первый шаг. Рубка запускает механизмы глубоких экономических изменений в регионе исчезновения леса. Эти изменения затрагивают все сферы. Интенсивность изменений зависит от интенсивности рубок, а они, в свою очередь, зависят от ряда факторов: потребность в древесине, транспортная доступность района заготовок, оснащённость работ на лесосеке. Так же на интенсивность рубок влияют состав пород и возраст лесов. Неблагоприятные последствия особенно проявляются в тех случаях, когда наблюдается переруб древесины (вырубается больше, чем произрастает за год). При рубках, отстающих по темпам прироста древесины, наблюдается недоруб, который приводит к старению леса, снижению его продуктивности, заболеваниям старых деревьев. Следовательно, переруб приводит к истощению лесных ресурсов в одних районах, а недоруб – к недоиспользованию их в других. И в том, и в другом случае мы имеем дело с нерациональным природоиспользованием. Поэтому лесоводы отстаивают концепцию непрерывного лесопользования, основанного на сбалансированности сведения и возобновления лесов и запасов древесины. Однако пока на планете преобладает переруб лесов.
Возникновение экологических проблем связано не только с масштабами рубки лесов, но и со способами рубки. Сопоставление положительных и отрицательных последствий свидетельствует о том, что выборочная рубка является более затратной формой, отличается меньшим экологическим ущербом. Лесные ресурсы – ресурсы возобновимые, но этот процесс занимает 80-100 лет. Этот период удлиняется в тех случаях, когда земли сильно деградируют после сведения лесов. Поэтому наряду с проблемами лесовосстановления, которые могут осуществляться путём самовосстановления лесопосадок и для ускорения – путём создания лесных плантаций, встаёт проблема бережного использования заготовленной древесины. Но сведению лесов – деструктивному антропогенному процессу противостоит стабилизирующая антропогенная деятельность – стремление к полному использованию древесины, к применению щадящих методов рубки леса, а так же конструктивная деятельность – лесовосстановление.
Термин «лесные пользования», или «лесопользование», обозначает использование всех ресурсов леса, всех видов лесных богатств.
Лесопользование

Промышленное побочное

Главное лесопользование занимается заготовкой и использованием древесной продукции: основной – древесины, второстепенной – живцы, коры, щепы, пней, луба. В России сюда ещё относят заготовку бересты, еловой, пихтовой и сосновой лапки. Промышленным главное лесопользование называют благодаря большим масштабам работ и их постановки на индустриальную основу.
Побочное лесопользование использует не древесную продукцию, и по признакам оно близко к промысловому лесопользованию. Отличительной чертой двух типов природопользования является то, что для промышленного лесопользования характерен широкий круг экологических проблем, а для побочного особенно значимы проблемы, связанные с избытком посещений лесных массивов и неумеренным изъятием биологических ресурсов леса.

Сплошные рубки

· Оголяются значительные территории, нарушается природное равновесие, ускоряются процессы эрозии.
· Полностью разрушаются биоценозы, деградирует животный и растительный мир.
· Уничтожается прирост, затрудняются условия самовосстановления лесов.
· Полное освобождение лесосеки облегчает посадку лесных культур и уход за ними.
Сплошная рубка - рубка главного
Верхний лесосклад на сплошной вырубке пользования или лесовосстановительная, при которой весь древостой на лесосеке вырубается в один приём с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Осуществление сплошных рубок допускается только при условии воспроизводства лесов на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины.
Некоторые сплошные рубки связаны с прокладкой дорог, трубопроводных трасс, линий электропередач, просек. В таком случае допускается вырубка лесных насаждений любого возраста.
Концентрированная рубка - сплошная рубка, проводимая на площади 50 га и более. На таких вырубках сильнее, чем при узколесосечных рубках, возрастает температурная амплитуда, а в таёжной зоне в любой месяц возможны заморозки. Увеличивается опасность поражения молодой древесной поросли майским жуком.
Узколесосечная рубка - сплошная рубка, при которой ширина лесосеки не превышает 100 м. На узких вырубках выше снежный покров, тает он медленнее, а почва промерзает не так глубоко, как на широких вырубках. Они медленнее зарастают травой, обсеменение лучше, а древесный полог смыкается быстрее.
Выборочные рубки (рубки ухода)
· Затрудняются работы по целенаправленному лесовосстановлению.
· При валке и транспортировке повреждается лесная подстилка и другие деревья, нарушается гидрорежим территории и среды обитания растений и животных.
· Выбираются спелые, малоценные, больные растения, происходит оздоравливание, улучшение состава леса.
· В основном сохраняются ландшафты, биоценозы, типичная флора и фауна.

Санитарная рубка
Санитарная рубка проводится с целью улучшения санитарного состояния леса, при которой вырубаются отдельные больные, повреждённые и усыхающие деревья или весь древостой.
Санитарные рубки имеют целью оздоровление насаждений путем уборки из них фаутных и зараженных болезнями и вредителями леса деревьев и назначаются при санитарном состоянии требу­ющего оперативного вмешательства, где проведение обычных видов рубок ухода в ближайшее время не запланировано.

Санитарные рубки делят на два вида: выборочные и сплошные.

Выборочная санитарная рубка – это рубка, проводимая с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья.
В той или иной мере задачи выборочных санитарных рубок являются первоочередными и решаются при проведении всех видов рубок ухода, а также несплошных рубок главного пользования. Своевременное и качественное (без отрицательных воздействий на лес) проведение рубок ухода в значительной мере предотвращает необходимость специальных санитарных рубок. Однако, если в связи с рубками ухода, особенно механизированными, нарушением лесоводственных и санитарных требований (повреждение деревьев, уплотнение почвы техническими средствами при проведении других лесохозяйственных мероприятий), санитарное состояние насаждений резко ухудшается, требуется проведение выборочных, а иногда и сплошных санитарных рубок.
Сплошные санитарные рубки – это санитарные рубки, проводимые для полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами. Несмотря на общность причин, вызывающих необходимость проведения всех санитарных рубок и общую цель ухода за лесом, в отличие от выборочных, направленных на оздоровление и сохранение насаждений, сплошными санитарными рубками преследуется в определенной мере противоположная цель – замена больных насаждений и, тем самым, оздоровление леса в целом.
Сплошные санитарные рубки назначают в насаждениях:
- погибших;
- настолько ослабленных, в результате воздействия различных факторов, что потеря их в ближайшее время неизбежна;
- пораженных стволовыми вредителями и болезнями с таким соотношением текущего и общего отпада и прогнозом изменения состояния и численности вредителей в ближайшие годы, что сохранить их доступными лесному хозяйству мероприятиями, включая лесозащиту, невозможно;
- там, где выборочные санитарные рубки приведут к снижению сомкнутости (полноты) до уровня ниже критического, при котором невозможно обеспечить допустимую продуктивность и эффективность выполнения целевых экологических функций;
- такие рубки назначают в насаждениях погибших, с наличием повышенного текущего отпада, а также сильноослабленных, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с другими повреждениями деревьев, при уборке которых сомкнутость (полнота) древостоев снизится ниже 0.4 – в сосняках, березняках, и ниже 0.5 – в ельниках.
Основанием для назначения и проведения сплошной санитарной рубки являются материалы лесопатологического обследования. Намечаемые в сплошную санитарную рубку участки обследует специальная комиссия под руководством главного лесничего ГУ лесного хозяйства или ООПТ с участием специалиста по лесозащите. При отсутствии материалов, характеризующих состояние насаждений, а также при проверке качества лесопатологического обследования, производится закладка пробных площадей с перечетом деревьев и оценкой их по категориям состояния. На каждой пробной площади каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев, суммарная площадь пробных площадей должна составлять на участках до 100 га не менее 2% общей площади. На участках более 100 га допускается закладка пробных площадей в наиболее характерных местах, которые определяют не менее чем на трех маршрутных ходах на каждые 100 га, с дополнением глазомерной лесопатологической таксацией насаждений в выделах, где пробные площади не закладывали.
Интенсивность изменений зависит от интенсивности рубок, а они, в свою очередь, зависят от ряда факторов: потребность в древесине, транспортная доступность района заготовок, оснащённость работ на лесосеке. Так же на интенсивность рубок влияют состав пород и возраст лесов.Неблагоприятные последствия особенно проявляются в тех случаях, когда наблюдается преруб древесины (вырубается больше, чем произрастает за год).
При рубках, отстающих по темпам прироста древесины, наблюдается недоруб, который приводит к старению леса, снижению его продуктивности, заболеваниям старых деревьев. Следовательно, переруб приводит к истощению лесных ресурсов в одних районах, а недоруб – к недоиспользованию их в других. И в том, и в другом случае мы имеем дело с нерациональным природоиспользованием. Поэтому лесоводы отстаивают концепцию непрерывного лесопользования, основанного на сбалансированности сведения и возобновления лесов и запасов древесины. Однако пока на планете преобладает переруб лесов. Магазин мягкой мебели: где купить кожаный диван.
Возникновение экологических проблем связано не только с масштабами рубки лесов, но и со способами рубки.
Сопоставление положительных и отрицательных последствий свидетельствует о том, что выборочная рубка является более затратной формой, отличается меньшим экологическим ущербом.
Лесные ресурсы – ресурсы возобновимые, но этот процесс занимает 80-100 лет. Этот период удлиняется в тех случаях, когда земли сильно деградируют после сведения лесов. Поэтому наряду с проблемами лесовосстановления, которые могут осуществляться путём самовосстановления лесопосадок и для ускорения – путём создания лесных плантаций, встаёт проблема бережного использования заготовленной древесины.
Но сведению лесов – деструктивному антропогенному процессу противостоит стабилизирующая антропогенная деятельность – стремление к полному использованию древесины, к применению щадящих методов рубки леса, а так же конструктивная деятельность – лесовосстановление

Восстановления леса

Искусственное восстановление Естественное восстановление

Искусственное лесовосстановление – это создание лесных культур на площадях, ранее бывших под лесом. Оно подразделяется: на предварительное, когда посадку или посев проводят под пологом насаждения за несколько лет до его рубки; сопутствующее, когда посадку или посев проводят в процессе не сплошных рубок или после их завершения; последующее – лесные культуры на вырубках; реконструктивное, когда на площадях, занятых малоценными насаждениями, соответствующим данным конкретным условиям, закладываются лесные культуры хозяйственно ценных пород. Посадка леса. Посадка леса – это создание лесных путём высаживания лесного посадочного материала на лесокультурную площадь. Посев леса. Посев леса – это создание лесных культур путём высева семян лесных пород на лесокультурную площадь.
Естественное лесовосстановление. Естественное лесовосстановление – это процесс образования нового поколения леса естественным путём. Оно позволяет восстанавливать сравнительно малыми затратами средств рабочей силы, опираясь на силы природы. Этот процесс лесовод целенаправленно использует в своей деятельности. Содействие естественному возобновлению. Содействие естественному возобновлению осуществляется различными способами. К ним относятся: сохранение подроста и молодняка при рубках главного пользования, оставление обсеменителей, минерализация почв, очистка вырубок от порубочных остатков, осушение и огораживание участков.
Восстановление и формирование леса после рубок главного пользования в Есеновичском лесничестве. Последовательность действий при выполнении лесовосстановительных работ. Сбор семян хвойных и лиственных пород. Во второй половине мая осуществляется высаживание семян на лесных питомниках, для выращивания посадочного материала. Осуществляется уход за территорией питомника. Осуществляется прополка и покос сорняков, угнетающих рост посадочного материала. Проводится очистка делянок от порубочных остатков. Через три – четыре года после засеяния питомника, подросший посадочный материал высаживают на очищенных делянках. Первые три года за высаженным молодняком проводится тщательный уход.

2. Можно ли считать «бездорожье» лучшей защитой первозданной природы?
Для того чтобы дать ответ на вопрос рассмотрим для начала какое влияние оказывает строительство дорог на окружающую среду. Экологическая безопасность дороги устанавливается с использованием набора экологически значимых показателей и их оценочных измерителей, определяющих характеристики и свойства дороги, как источника воздействия на природную и социальную среду, а также компонентов окружающей среды, на которые оказывает воздействие автомобильная дорога.
Основными видами воздействия автомобильной дороги на окружающую природную и социальную среду являются:
1. Изъятие (потребление) невозобновимых природных ресурсов
- Отчуждение земельной площади (постоянное и временное)
- Добыча каменных материалов, песка, грунта.
- Снятие почвы, дернового слоя.
2.Физическое наличие объекта (сооружение и использование объекта), воздействие на ландшафт, гидрологию, климат,
и т.д.................

В Российской Федерации сосредоточена четвертая часть мировых запасов древесины – свыше 80 млрд. м 3 . Для таких регионов, как Забайкалье, лесные ресурсы – это фактор экономического благополучия. Читинская область занимает седьмое место в стране по площади лесного фонда, на 1 января 2002 г. она составляла 31 307 тыс. га. Общая площадь лесов, возможных для эксплуатации, 16 372 тыс. га; расчетная лесосека – 13 576 тыс. м 3 .

Вместе с тем в последние годы проявляется устойчивая тенденция увеличения количества правонарушений и преступлений в сфере лесных отношений. В Читинской области число зарегистрированных фактов незаконной заготовки древесины в период с 1998 по 2001 гг. возросло с 233 до 826, т. е. в 3,5 раза. Размер нанесенного при этом ущерб возрос в 43,1 раза, составив в 2001 г. 48, 4 млн. руб.

В условиях криминализации рассматриваемой сферы объективно возрастает роль прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства. В 2000 – 2002 гг. проведены три координационных совещания руководителей правоохранительных органов по вопросам состояния законности при заготовке, транспортировке и вывозе за рубеж древесины. Прокуратурой области по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведены проверки исполнения законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также регламентирующего охрану лесов от пожаров. Проведена проверка законности объемов финансирования при формировании бюджетов субъекта Федерации в 2002 г. и 2003 г. Проверки вскрыли многочисленные правонарушения, допускаемые при ведении лесного хозяйства и использовании лесного фонда.

Если в 2000 г. органами прокуратуры и органами внутренних дел области зарегистрировано 492 заявления и сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 260 и 261 УК РФ, то в 2001 г. – 622, т.е. их число выросло на 12,6%. Возбуждено уголовных дел по этим статьям УК РФ в 2000 г. – 169, в 2001 г. – 371, направлено в суд 35 и 69 соответственно. При осуществлении надзора за рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел горрайпрокурорами на дополнительную проверку направлялось в 2000 г. 27 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, 31 решение было отменено в порядке ст. 116 УПК РСФСР. В 2001 г. на дополнительную проверку направлено 17 материалов, отменено решений в порядке ст. 116 УПК РСФСР – 9. В отношении двух сотрудников органов внутренних дел было возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки леса, причинившей ущерб в размере 888 166 руб. Дело направлено в суд.

Основные лесонарушения: незаконная рубка леса, в том числе самовольные; рубки по поддельным лесорубочным билетам; недорубы; рубки за пределами переданных лесопользователю лесосек; рубки на особо защитных участках. Допускаются неочистки мест рубок, нарушения санитарных правил и правил пожарной безопасности в лесах.

Правонарушения в сфере лесного законодательства совершаются в том числе должностными лицами лесхозов. Например, по данным прокурорских проверок, в 2001 г. 63% рубок единичных деревьев в 13 лесхозах области было разрешено в нарушение законодательства. Только в Читинском районе было незаконно выписано 106 лесорубочных билетов, нанесенный при этом ущерб (исходя из объемов рубки) составил 15 559 544 руб. Рубки единичных деревьев разрешаются в отсутствии рекомендаций лесоустройства, без заключения лесопатологической службы, имеются факты завышения объемов рубок, осуществления рубок на выделках, где в действительности отсутствуют единичные деревья. По данным фактам прокуратурой области была назначена проверка для установления в действиях должностных лиц Верх-Читинского лесхоза признаков состава преступления и решения вопроса о привлечении их к ответственности. Внесено представление в адрес руководства Комитета природных ресурсов области, не использовавшего своих полномочий для осуществления государственного контроля за деятельностью подчиненных органов и не принявшего своевременных мер по пресечению нарушений и наказанию виновных. Районными прокуратурами области в 2001 г. было возбуждено три уголовных дела в отношении работников лесхозов о незаконной порубке леса. Дела прекращены вследствие акта амнистии.

Меры, принимаемые правоохранительными и контролирующими органами, недостаточны и неадекватны сложившейся ситуации, однако причины роста количества правонарушений в сфере лесных отношений кроются не только в недостатках их деятельности.

Для борьбы с преступлениями в этой сфере требуется совершенствование правового регулирования, внесение дополнений и изменений в законодательство. Например, в 2001 г. из 494 заявлений и сообщений о преступлениях, связанных с незаконными порубками леса, по 156 приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел за отсутствием состава преступления. В большинстве случаев размер ущерба не подпадал под признаки, предусмотренные УК РФ в качестве основания для возбуждения уголовного дела. В этой связи для обеспечения неотвратимости наказания необходимо пересмотреть в сторону уменьшения размер ущерба, при причинении которого наступает уголовная ответственность. Представляется справедливой точка зрения профессора Э.Н. Жевлакова о необходимости различения размера ущерба, рассматриваемого как основание уголовной ответственности, и ущерба, причиняемого преступлением природной среде. Видовым составом преступления, предусмотренным ст. 260 УК РФ, являются отношения в сфере экологии. Лес необходимо рассматривать как сложную многофункциональную экосистему, и при расчете вреда природной среде нужно учитывать не только ущерб от изъятия, уничтожения, повреждения до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан, но и иной ущерб экологического характера.

Надо ужесточить наказание по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ, предусмотрев за причинение вреда в крупном и значительном размере такой вид наказания, как лишение свободы. Мягкость наказаний по приговорам, вынесенным по данной статье, стимулирует увеличение количества фактов незаконной порубки деревьев.

Необходимо также внести дополнение в ст. 261 УК РФ, определив размер ущерба, при котором наступает уголовная ответственность за уничтожение и повреждение лесов.

Важнейшее условие укрепления законности в сфере лесных отношений – обеспечение единства правового пространства в Российской Федерации. Данное направление является одним из приоритетных в деятельности органов прокуратуры. Проверки, проведенные прокуратурой области в 2001 – 2002 гг., вскрыли факты принятия органами государственной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления нормативныхправовых актов, противоречащих федеральному лесному законодательству. Незаконные правовые акты отрицательно влияют на правовое сознание населения, создают условия для совершения правонарушений в сфере использования лесного фонда. Прокуратурой области в 2002 г. опротестованы четыре нормативных акта Главы администрации области и председателя Комитета природных ресурсов, в их адрес внесено 4 представления. Данная работа проводится и районными прокурорами. В 2001 г. и первом квартале 2002 г. ими опротестовано 33 постановления глав администраций районов, в адрес должностных лиц лесхозов и органов местного самоуправления внесено 44 представления об устранении нарушений закона в сфере лесных отношений.

В Читинский областной суд направлено заявление в порядке ст. 41 ГПК РСФСР о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Читинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере использования и охраны лесного фонда» от 1 марта 2001г., принятого Читинской областной Думой. Пунктом «в» ст. 1 Закона в нарушение ст. 35, ч.2 ст. 44 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению состава комиссии для проведения лесных конкурсов и аукционов по передаче лесного фонда в пользование. Решением Читинского областного суда в удовлетворении заявления прокуратуре области отказано. Прокурор области подал кассационный протест в Верховный Суд Российской Федерации.

В Читинской области, территория которой является пограничной, в последние годы значительно увеличилось количество правонарушений, связанных с незаконным вывозом древесины за рубеж. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала резкой экспортной активности. Например, в 1998 – 2000 гг. объем экспорта необработанных пиломатериалов в КНР в стоимостном выражении возрос в почти в 6 раз. За 2001 г. экспорт составил 771 208 м 3 , т.е. по сравнению с 671 109 м 3 в 2000 г. возрос на 14%. Данный процесс, однако, сопровождается нарушениями таможенного законодательства. Государство, помимо ущерба, причиняемого незаконной заготовкой древесины, не получает в полном объеме налоги с валютной выручки за экспорт лесоматериалов (недополученные налоги исчисляются миллионами долларов США). Из наложенных за указанные нарушения штрафов взыскивается менее 2%.

Незаконному обороту древесины во многом способствует несовершенство законодательства. Так ст. 193 УК РФ в качестве субъекта преступления (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте) определяет руководителей предприятий. Из содержания статьи вытекает, что субъектами данного преступления не являются частные предприниматели без образования юридического лица. Положение «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» , утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г., действующее в отношении физических лиц, создает упрощенный порядок регистрации таких предпринимателей. Предоставленная законом указанной категории предпринимателей возможность осуществлять внешнеэкономическую деятельность привела к росту фирм-«однодневок». Такие фирмы действуют через подставных лиц, которые не могут быть привлечены к ответственности по ст. 193 УК РФ и не имеют денежных средств или имущества, на которые можно было бы обратить взыскание. Представляется необходимым ликвидировать пробел законодательства, установив уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и для частных предпринимателей без образования юридического лица.

Для организации эффективного контроля за субъектами хозяйственной деятельности и установления законности происхождения древесины, привлечения к ответственности лиц, незаконно заготавливающих или сбывающих лес, существует потребность в издании правового акта о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда, что соответствовало бы ст. 81 ЛК РФ.

В целях упорядочения оборота и экспорта древесины необходимо на федеральном уровне в соответствии со ст.174 Таможенного кодекса РФ рекомендовать Государственному Таможенному комитету РФ (ГТК России) разработать перечень дополнительных документов, предъявляемых экспортерами леса при таможенном оформлении груза с целью подтверждения законности заготовки или приобретения древесины (лесорубочные билеты или их копии, заверенные лесхозом по месту вырубки, акты закупа, счета-фактуры). Вместе с тем и в рамках нормативной базы должностные лица таможенных органов (п. 2.8 приказа ГТК России от 28 ноября 1994 г. № 624) наделены правом требовать от декларанта представления дополнительных документов, необходимых для таможенных целей.

Органы государственной власти области осуществляли попытки упорядочить заготовку, транспортировку и экспорт древесины. Так, глава администрации области издал постановление от 18 января 2001 г. № 39, в котором органам местного самоуправления дано указание выдавать разрешения на право вывоза древесины за пределы области (в том числе экспорта). Руководству таможен постановлением было предписано при осуществлении таможенного контроля за экспортом древесины проверять у участников внешнеэкономической деятельности наличие разрешений глав органов местного самоуправления на вывоз лесоматериалов. Государственной пограничной инспекции по карантину растений по Читинской области было предложено выдавать фитосанитарный сертификат на лесопродукцию при предъявлении лесорубочных билетов или их копий. Однако постановление противоречило федеральному законодательству, поскольку ограничивало конституционные права граждан на свободу экономической деятельности и свободное перемещение товаров и услуг. Введенные постановлением меры относятся к компетенции федеральных органов власти. Прокурором области было внесено представление об устранении нарушений закона, которое было удовлетворено.

Ввиду остроты и значимости проблемы, вопросы заготовки, транспортировки и вывоза за рубеж древесины стали предметом координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, проведенных прокуратурой Читинской области в 2000, 2001, 2002 гг. В ходе совещаний проанализированы причины правонарушений в данной сфере, выработаны организационные и практические меры по их предотвращению. К числу причин, обусловливающих низкую эффективность деятельности по обеспечению законности в сфере оборота древесины, были отнесены следующие:

недостаточная работа районных прокуроров по организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов на местах;

нарушения и преступления должностных лиц лесной службы;

непринятие правоохранительными органами исчерпывающих мер по выявлению правонарушений в данной сфере, привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Во исполнение принятых решений во всех районах области были проведены координационные совещания по данным вопросам; создана и действует под руководством прокуратуры области рабочая группа, в состав которой вошли представители правоохранительных органов и администрации области; создана единая компьютерная база данных при Комитете природных ресурсов, в которую вносятся все необходимые сведения об участниках лесных правоотношений (серия, номер, дата выписки и другие данные лесорубочных билетов).

В зоне ответственности Забайкальской таможни при таможенном оформлении лесоматериалов у участников внешнеэкономической деятельности сотрудники таможенных постов истребуют копии лесорубочных билетов и счетов-фактур, подтверждающих законность приобретения древесины.

Огромный ущерб лесному фонду наносят лесные пожары. В лесах Читинской области на 1 октября 2002 г. их зарегистрировано 1121. Нанесенный ущерб в первом полугодии 2002 г. составил 76 615 тыс. руб. Основная причина возникновения лесных пожаров – небрежное обращение с огнем граждан и сельскохозяйственные палы. Проверка законодательства, регламентирующего охрану лесов от пожаров, вскрыла нарушения работниками лесхозов должностных обязанностей по предотвращению и борьбе с лесными пожарами, низкий уровень контроля этих вопросов со стороны руководителей Комитета природных ресурсов области. По результатам проверки опротестовано пять правовых актов глав муниципальных образований, в их адрес и в адрес руководителей лесхозов внесено 21 представление об устранении нарушений лесного законодательства. Внесено представление и в адрес руководства Комитета природных ресурсов области.

Прокурорская проверка вскрыла и тревожную ситуацию в финансировании, материально-техническом обеспечении лесхозов. Финансирование мероприятий по борьбе с пожарами в 2002 г. было начато 15 февраля. Обеспечение транспортом лесхозов составляет только 50%; 78% противопожарной техники изношено или вышло из строя. Обширные площади остались без авиационного патрулирования. Задолженность Читинской авиационной базы охраны лесов перед авиапредприятиями по аренде воздушных судов на 25 ноября 2002 г. составляла 14 млн. руб. Средняя заработная плата работающих в лесном хозяйстве – 2030 руб. при прожиточном минимуме в области для трудоспособного населения 2333 руб. Укомплектованность личного состава лесхозов – 54,5%. Существует острая потребность решения на федеральном уровне вопросов улучшения материально-технического и кадрового обеспечения, повышения заработной платы в сфере лесного хозяйства, достаточного опережающего финансирования из федерального бюджета работ по подготовке к пожароопасному сезону.

Термин «лесные пользования», или «лесопользование», обозначает использование всех ресурсов леса, всех видов лесных богатств.

Главное лесопользование занимается заготовкой и использованием древесной продукции: основной - древесины, второстепенной - живцы, коры, щепы, пней, луба. В России сюда ещё относят заготовку бересты, еловой, пихтовой и сосновой лапки. Промышленным главное лесопользование называют благодаря большим масштабам работ и их постановки на индустриальную основу.

Побочное лесопользование использует не древесную продукцию, и по признакам оно близко к промысловому лесопользованию. Отличительной чертой двух типов природопользования является то, что для промышленного лесопользования характерен широкий круг экологических проблем, а для побочного особенно значимы проблемы, связанные с избытком посещений лесных массивов и неумеренным изъятием биологических ресурсов леса.

Промышленное лесопользование. Главным направлением промышленного лесопользования является заготовка древесины. С этим связанно возникновение экологических проблем в зонах массовых заготовок леса.

Одним из основных последствий заготовки древесины является замена коренных лесов вторичными, как правило, менее ценными и нередко менее продуктивными. Но это только первый шаг. Рубка запускает механизмы глубоких экономических изменений в регионе исчезновения леса. Эти изменения затрагивают все сферы.

Экологическое влияние способов рубки леса

Отрицательные экологически последствия.

Положительные экологически последствия.

Сплошные рубки

Оголяются значительные территории, нарушается природное равновесие, ускоряются процессы эрозии.

Полностью разрушаются биоценозы, деградирует животный и растительный мир.

Уничтожается прирост, затрудняются условия самовосстановления лесов.

Полное освобождение лесосеки облегчает посадку лесных культур и уход за ними.

Выборочные рубки (рубки ухода)

Затрудняются работы по целенаправленному лесовосстановлению.

При валке и транспортировке повреждается лесная подстилка и другие деревья, нарушается гидрорежим территории и среды обитания растений и животных.

Выбираются спелые, малоценные, больные растения, происходит оздоравливание, улучшение состава леса.

В основном сохраняются ландшафты, биоценозы, типичная флора и фауна.

Интенсивность изменений зависит от интенсивности рубок, а они, в свою очередь, зависят от ряда факторов: потребность в древесине, транспортная доступность района заготовок, оснащённость работ на лесосеке. Так же на интенсивность рубок влияют состав пород и возраст лесов.

Неблагоприятные последствия особенно проявляются в тех случаях, когда наблюдается переруб древесины (вырубается больше, чем произрастает за год).

При рубках, отстающих по темпам прироста древесины, наблюдается недоруб, который приводит к старению леса, снижению его продуктивности, заболеваниям старых деревьев. Следовательно, переруб приводит к истощению лесных ресурсов в одних районах, а недоруб - к недоиспользованию их в других. И в том, и в другом случае мы имеем дело с нерациональным природоиспользованием. Поэтому лесоводы отстаивают концепцию непрерывного лесопользования, основанного на сбалансированности сведения и возобновления лесов и запасов древесины. Однако пока на планете преобладает переруб лесов.

Возникновение экологических проблем связано не только с масштабами рубки лесов, но и со способами рубки.

Сопоставление положительных и отрицательных последствий свидетельствует о том, что выборочная рубка является более затратной формой, отличается меньшим экологическим ущербом.

Лесные ресурсы - ресурсы возобновимые, но этот процесс занимает 80-100 лет. Этот период удлиняется в тех случаях, когда земли сильно деградируют после сведения лесов. Поэтому наряду с проблемами лесовосстановления, которые могут осуществляться путём самовосстановления лесопосадок и для ускорения - путём создания лесных плантаций, встаёт проблема бережного использования заготовленной древесины.

Но сведению лесов - деструктивному антропогенному процессу противостоит стабилизирующая антропогенная деятельность - стремление к полному использованию древесины, к применению щадящих методов рубки леса, а так же конструктивная деятельность - лесовосстановление.

Неблагополучно положение с лесами и на Европейском континенте. На первый план здесь выходят проблемы загрязнения атмосферы промышленными выбросами, уже начинающими носить континентальный характер. Ими поражено 30% лесов Австрии, 50% лесов ФРГ, а так же леса Чехословакии, Польши, Германии. Наряду с чувствительными к загрязнению елью, сосной, пихтой, стали повреждаться такие относительно устойчивые породы, как бук и дуб. Леса Скандинавских стран сильно пострадали от кислотных дождей, образующихся при растворении двуокиси серы, выбрасываемой в атмосферу промышленностью других европейских стран. Аналогичные явления отмечены в Канадских лесах от загрязнений, переносимых из США. Случаи гибели лесов вокруг промышленных объектов отмечаются и России, в частности на Кольском полуострове и в районе Братска.

Гибель тропических лесов. Разрушаются практически все типы местообитаний, однако острее всего эта проблема стоит во влажных тропических лесах. Ежегодно здесь вырубается или подвергаются каким-либо иным воздействиям леса на площади, равной примерно территории всей Великобритании. При сохранении существующих темпов разрушения этих лесов через 20-30 лет от них практически ничего не останется. Между тем, по подсчётам специалистов, две трети из 5-10 млн. видов живых организмов, населяющих нашу планету, обнаружены в тропических лесах. Чаще всего в качестве основной причины гибели большей части тропических лесов называют чрезмерный рост численности населения. Это последнее обстоятельство в развивающихся странах ведёт к увеличению заготовки дров для отапливания жилищ и расширению площадей для подсечного земледелия, практикуемого местными жителями. Некоторые эксперты считают, что обвинение направлено не по адресу, так как, по их мнению, с подсечным способом обработки земли связано уничтожение лишь 10-20% лесов. Значительно большая часть тропических лесов уничтожается из-за широкомасштабного развития скотоводства и строительства военных дорог в Бразилии, а так же в результате роста потребности в древесине тропических деревьев, вывозимой из Бразилии, Африки и Юго-Восточной Азии.

Как остановить гибель тропических лесов? Ряд организаций, такие, как Всемирный банк и продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, приложили немало интеллектуальных усилий и финансовых средств к тому, чтобы попытаться остановить массовую гибель тропических лесов. За период с 1968 по 1980г. Всемирный банк затратил 1 154 900 $ на программы восстановления тропических лесов. Но пока ещё неясно, повлияло ли это сколько-нибудь значительным образом на решение проблемы. Одна из причин малоэффективности предпринимаемых мер состоит в том, что значительно большие суммы расходуются на проекты развития сельского хозяйства. Когда правительство страны имеет возможность выбирать между программой развития сельского хозяйства и проектами восстановления лесов, выбор, как правило, делается в пользу первой программы, так как она обещает быстрое удовлетворение потребностей населения в продуктах питания. Друга причина заключается в том, что займы, аналогичные тем, которые предоставляются Всемирным банком, на самом деле иногда способствуют расширению вырубки лесов. Страна может счесть для себя более выгодным сначала получить доход с продажи древесины спелых деревьев, а затем, используя полученные займы, осуществить программу восстановления вырубленных лесов. Следовательно, в результате такой постановки дела сумма займа удваивается.

Промышленное лесопользование

Термин «лесные пользования», или «лесопользование», обозначает использование всех ресурсов леса, всех видов лесных богатств.

Главное лесопользование занимается заготовкой и использованием древесной продукции: основной – древесины, второстепенной – живцы, коры, щепы, пней, луба. В России сюда ещё относят заготовку бересты, еловой, пихтовой и сосновой лапки. Промышленным главное лесопользование называют благодаря большим масштабам работ и их постановки на индустриальную основу. Побочное лесопользование использует не древесную продукцию, и по признакам оно близко к промысловому лесопользованию. Отличительной чертой двух типов природопользования является то, что для промышленного лесопользования характерен широкий круг экологических проблем, а для побочного особенно значимы проблемы, связанные с избытком посещений лесных массивов и неумеренным изъятием биологических ресурсов леса.

Главным направлением промышленного лесопользования является заготовка древесины. С этим связанно возникновение экологических проблем в зонах массовых заготовок леса. Одним из основных последствий заготовки древесины является замена коренных лесов вторичными, как правило, менее ценными и нередко менее продуктивными. Но это только первый шаг. Рубка запускает механизмы глубоких экономических изменений в регионе исчезновения леса. Эти изменения затрагивают все сферы. Интенсивность изменений зависит от интенсивности рубок, а они, в свою очередь, зависят от ряда факторов: потребность в древесине, транспортная доступность района заготовок, оснащённость работ на лесосеке. Так же на интенсивность рубок влияют состав пород и возраст лесов. Неблагоприятные последствия особенно проявляются в тех случаях, когда наблюдается переруб древесины (вырубается больше, чем произрастает за год). При рубках, отстающих по темпам прироста древесины, наблюдается недоруб, который приводит к старению леса, снижению его продуктивности, заболеваниям старых деревьев. Следовательно, переруб приводит к истощению лесных ресурсов в одних районах, а недоруб – к недоиспользованию их в других. И в том, и в другом случае мы имеем дело с нерациональным природоиспользованием. Поэтому лесоводы отстаивают концепцию непрерывного лесопользования, основанного на сбалансированности сведения и возобновления лесов и запасов древесины. Однако пока на планете преобладает переруб лесов.

Возникновение экологических проблем связано не только с масштабами рубки лесов, но и со способами рубки. Сопоставление положительных и отрицательных последствий свидетельствует о том, что выборочная рубка является более затратной формой, отличается меньшим экологическим ущербом. Лесные ресурсы – ресурсы возобновимые, но этот процесс занимает 80-100 лет. Этот период удлиняется в тех случаях, когда земли сильно деградируют после сведения лесов. Поэтому наряду с проблемами лесовосстановления, которые могут осуществляться путём самовосстановления лесопосадок и для ускорения – путём создания лесных плантаций, встаёт проблема бережного использования заготовленной древесины. Но сведению лесов – деструктивному антропогенному процессу противостоит стабилизирующая антропогенная деятельность – стремление к полному использованию древесины, к применению щадящих методов рубки леса, а так же конструктивная деятельность – лесовосстановление.

Лесные пожары

К числу важных абиотических факторов, влияющих на характер образующихся в экосистеме сообществ, следует отнести пожары. В хвойных лесах, произрастающих на юго-востоке США, и безлесых саванах, а так же в степной зоне пожары – весьма распространённое явление. В лесах, где пожары случаются регулярно, деревья обычно имеют толстую кору, которая делает их более устойчивыми к огню. В некоторых случаях почва после пожаров обогащается биогенными элементами, такими, как фосфор, калий, кальций, магний. В результате животные, пасущееся на подвергающихся периодическим пожарам участках, получают более полноценное питание. Человек, предотвращая естественные пожары, тем самым вызывает изменения в экосистемах, для поддержания которых требуется периодические выгорания растительности. В настоящие время пожары стали весьма распространённым средством контроля за развитием лесных массивов, хотя общественное сознание с трудом свыкается с этой мыслью.

Леса Земли серьезно страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну. В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.