Дуэли и знаменитые дуэлянты (8 фото). Интересные исторические факты про дуэль

Сейчас поединки на рапирах происходят только между спортсменами в защитных костюмах, дворяне не бросают друг в друга перчатки, а удовлетворения требуют совсем другими способами. Давайте разберем самые интересные дуэльные истории прошлого.

Подлость и благородство

Сначала немного о правилах. Дуэльных кодексов было множество, вариаций проведения поединка тоже. В зависимости от тяжести оскорбления и смелости участников определяли вид оружия, количество шагов в случае стрельбы и прочее. Самое главное правило заключалось в том, что на вызвать дуэль в случае оскорбления можно было только равного себе. Дуэль могла защитить только дворянскую честь. Если бы дворянина оскорбил, например, разночинец, то ему бы пришлось идти в суд, а не браться за пистолет.
Были и более любопытные правила. За нарушение одного и таких поплатился жизнью французский капитан Матасс, живший в XVI веке. Однажды его вывел из себя хвастун и задира горячий юноша Ашон. Опытный вояка Матасс рассвирепел и вызвал юнца на дуэль на рапирах. Оказалось, что Ашон абсолютно беспомощный фехтовальщик и был повержен Матассом в считанные секунды. Капитан сжалился над молодым глупцом, прочитал ему мораль, возвышаясь над поверженным юношей, отпустил его на все четыре стороны и повернулся к нему спиной. Подлый Ашон схватил свою шпагу и вонзил ее в спину благородного капитана. По правилам, если дуэлянт решил пощадить соперника, он был обязан проткнуть ему рапирой ноги и руки, а также отобрать и переломить оружие поверженного врага.

Защита Де Сурдиака

Помните, как герой Клинта Иствуда в фильме "За пригоршню долларов" надел стальную пластину под одежду? Еще его примеру последовал Марти Макфлай, попав на Дикий Запад. Правила дуэли запрещали такие выходки.
В Париже в 1579 году месье Де Сурдиак вызвал на дуэль месье Де Шасне-Лалье. Шасне-Лалье якобы клеветал на благородного Сурдиака и разносил по городу лживые сплетни. Ссора быстро стала достоянием общественности и толпы людей, не имея других более достойных развлечений, в установленный день и час собрались на острове на реке Сене, где была назначена дуэль. На месте Шасне-Лалье поклялся, что никогда не занимался тем, в чем его подозревают. Сурдиак вполне этим удовлетворился и предложил заключить перемирие, на что Шасне-Лалье, выхватив шпагу, ответил: "Столько народу пришло смотреть на наш поединок, поэтому я должен драться, иначе потеряю свою репутацию, к тому же я так долго сюда добирался". Сказав это, он вонзил шпагу в грудь Сурдиака, но клинок со звоном отскочил. Под одеждой оказался доспех. Тогда разъяренный Лалье нацелился в горло противнику, но был сражен ответным выпадом в сердце. Народ ликовал, зрелище оказалось эффектным.

За хозяина

Однажды состоялась дуэль между человеком и псом. В 14 веке повздорили два рыцаря Де Нарсак и Маркер, то есть один просто напросто позавидовал другому. Де Нарсак обошел Маркера в соревнованиях лучников, тем самым публично его унизив. Маркер заманил своего обидчика в лес и там убил, но у Нарсака был верный пес Геркулес, который был свидетелем убийства. И вот пес стал неотступно следовать за убийцей, лаять на него и бросаться. Друзья убиенного рыцаря поняли в чем дело и призвали Маркера к ответу, но он отрицал все обвинения. Тогда решили предоставить дело так божьему суду. В то время дуэлями нередко заканчивались судебные разбирательства, виноватым всегда оказывался проигравший. Дуэль между псом и Маркером должна была внести ясность в дело об убийстве. Маркеру дали дубину и щит, а Геркулесу предоставили деревянную бочку, в которой он мог спрятаться. Пес с легкостью одолел противника и схватил его за горло. Оказавшись на краю гибели, Маркер признался в убийстве. То, что не сделали зубы пса, сделала виселица, суд приговорил его к повешению. Верного Геркулеса до конца жизни кормили за счет короля, а после смерти ему поставили памятник.

Ай да сукин сын!

Теперь перенесемся в XIX век, когда дворянскую честь защищали пистолетами. Смертельная для Пушкина дуэль с Дантесом была для поэта двадцать шестой. Из 26 дуэлей, 25 Пушкин инициировал сам, а состоялось их них лишь 5. В двух случаях поэт отказался стрелять, в двух - промахнулся. Пушкин мог вызвать на дуэль человека, чье лицо ему не нравилось, или чьи стихи показались ему бездарными, поэтому друзья поэта всегда старались уладить вопрос мирно и всеми правдами и неправдами усмирить великого друга. Впервые 17-летний Александр Сергеевич вызвал на дуэль родного дядю Павла Ганнибала, который отбил у него возлюбленную. Пылкого юношу удалось остудить уговорами и дуэль отменили. В 1819 году Пушкина вызвал на дуэль его товарищ Кюхельбекер за эпиграмму со знаменитой фразой "кюхельбекерно и тошно". На дуэли Пушкин, невозмутимо стоя у барьера, сказал секунданту: "Не хотите ли, сударь, поменяться местами со мной? За барьером, право слово, стоять безопаснее!". Оскорбленный Кюхельбекер после таких слов, целясь в солнце русской поэзии, действительно попал в шляпу секунданту. Пушкин также невозмутимо отказался стрелять и покинул ристалище.

Неумелые дуэлянты

Курьезная дуэль состоялась между поэтами Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Два знаменитых поэта и начинающая поэтесса Елизавета Дмитриева образовали любовный треугольник. Дама сначала предпочла Гумилева, потом выбрала Волошина. Едва Гумилев оправился от душевной травмы, как влюбился в стихи иностранки Черубины де Габриак, он очень захотел ее увидеть, но после долгих поисков узнал, что это и есть Дмитриева, а историю с Черубиной придумал Волошин. Гумилев рассвирепел, еще раз признался Дмитриевой в любви и опять получил отказ. Но инициировал дуэль Волошин. Кто-то нашептал ему на ухо, что Гумилев распространяет грязные сплетни о своей возлюбленной. Это была неправда, однако Алексей Толстой почему-то подтвердил информацию.
Дуэль символично назначили на Черной речке, где погиб Пушкин, и выбрали в качестве оружия пистолеты XIX века. Говорят, что Гумилев был полон решимости пристрелить Волошина и требовал стреляться с пяти шагов, однако Максимилиан Александрович к назначенному дню растерял весь свой пыл и жаждал примирения. Гумилев в автомобиле надолго застрял в снегу по дороге на дуэль, а когда наконец-то приехал то не застал противника. Волошин по дороге потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда дальше не пойдет. Когда раскрасневшийся от долгих поисков калоши гигант Волошин явился, Гумилев, одевшийся на дуэль как на прием к императору, так был разозлен опозданием противника, что трясущимися руками долго не мог справиться с системой старинного пистолета, а когда выстрелил, то попал неизвестно куда. Волошин на радостях выстрелил в воздух, но примирения не произошло. Весь Петербург смеялся над горе-дуэлянтами, а Волошина прозвали Ваксом Калошиным.

Дуэль на сосисках

Есть легенда, согласно которой орудием дуэли однажды стали сосиски. Где же еще, как не в Германии могло такое произойти. В 1865 году ученый и по совместительству политик доктор Вирхов во время дебатов нелестно отозвался о Бисмарке. Бисмарк потребовал сатисфакции и приказал секундантам сообщить об этом Вирхову. Выслушав секундантов, доктор на правах вызываемой стороны предложил в качестве оружия использовать две сосиски, одна из которых отравлена. Бисмарк отказался от русской сосисочной рулетки.
Революционер-анархист Бакунин однажды тоже решил вызвать на дуэль немца, да не простого немца, а Карла Маркса. Бакунина задели пренебрежительные слова автора "Капитала" о русской армии. Маркс не принял вызов, заявив, что он не может распоряжаться своей жизнью, так как она принадлежит пролетариату. Во времена, когда Карл Маркс свободно владел своей жизнью, он неоднократно защищал свою честь на дуэлях. Кстати, вот что писал Хэмингуэй по этому поводу: "По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости".

  • Самый известный способ вызова на дуэль – бросание перчатки под ноги или нанесенный ею удар по лицу – относится к средневековому обычаю посвящения в рыцари. Во время обряда будущему рыцарю отвешивали звонкую плюху. А потом подбадривали, что это последняя обида, за которую он не сможет поквитаться.
  • Дуэлям в нашем привычном понимании всего лишь несколько веков: они появились в 14-м столетии. Но за время своего существования смогли унести количество человеческих жизней, сравнимое с потерей в нескольких кровопролитных войнах. Всего за 16 лет правления французского монарха Генриха 4-го отправились в мир иной более 8 тыс. дуэлянтов. И это несмотря на то, что тогдашние законы запрещали дуэли. Наказание было самым суровым: смертная казнь.
  • Интересно, что первоначально обычным делом, ничуть не порицавшимся обществом, было использование приёмов, по современным представлениям, не соответствующих рыцарским правилам: отвлечь внимание противника, ударить случайно поскользнувшегося или оступившегося, добить обезоруженного или раненого, ударить в спину
  • Порой женщины в этом деле не отставали от мужчин. Осенью 1624 года в парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк в присутствии секунданток скрестили уже не кинжалы, а самые настоящие шпаги. Яблоком раздора стала благосклонность будущего кардинала, а пока лишь герцога Ришелье. В результате графиня взяла верх над маркизой, едва не оторвав клинком де Несль ухо.
  • Долгое время считалось, что слово «дуэль» - потомок латинского «duellum», то есть «война». На самом деле у дуэли другой «родственник»: слово «duo» (два).
  • Со временем европейские монархи понли, что в результате дуэлей лишаются цвета молодого общества, и приняли решительные меры. Например Указ кардинала Ришелье от 1602 года установил в качестве наказания за дуэль смертную казнь либо ссылку с лишением всех прав и конфискацией всего имущества для всех участников дуэлей, включая даже зрителей. В царствование Людовика XIV было издано 11 эдиктов против дуэлей.
  • В 1899 году директор американского патентного агентства, некто Дуэлль, объявил о том, что патентные ведомства пора закрывать, так как технический прогресс исчерпал себя и всё, что было возможно, человек уже изобрел. Окажись этот чиновник в нашем времени, наверняка бы сошел с ума…
  • По сравнению с правилами русских дуэлей 19-го века европейские носили опереточный характер и редко заканчивались не только чьей-нибудь смертью, но и ранением. Ведь в Европе противники стрелялись минимум с 30 шагов. Русские дуэлянты палили друг в друга с десяти. В случае обоюдного промаха соперники не расходились, а требовали окончательной сатисфакции: стрелялись до тех пор, пока кто-нибудь из них не окажется серьезно ранен или убит.
  • Один из самых известных медицинских споров на дуэльную тему – мог ли выжить Пушкин, если бы стрелялся сегодня и на его спасение были бы брошены самые современные технологии. Большинство специалистов уверены, что нет: ранение поэта оказалось бы не по зубам даже современной медицине, настолько тяжелым оно было.
  • Одним из самых заядлых дуэлянтов в истории считался астроном Тихо Браге. Дуэли интересовали его ничуть не меньше, чем занятия наукой. Во время одного из поединков, еще в юности, ученому отсекли часть носа. Но долго Браге не унывал и вставил себе в нос протез из чистого серебра.
  • Современные шпажисты, участвующие в Олимпиадах и в других соревнованиях, на самом деле «сражаются на дуэли». Ведь их оружие, спортивное и вполне безобидное, произошло от средневековой шпаги – излюбленной спутницы дуэлянтов того времени.

История дуэлей начиналась в незапамятные времена. Во всяком случае «отец историков» Геродот упоминает о них, описывая нравы тракийских племен. На другом конце Европы – у викингов – дуэли также издавна были публичными. Как правило, поединок в Древней Скандинавии проходил на вершине холма и продолжался «до первой крови». Позднее проигравшего стали обязывать откупаться довольно значительной суммой. Естественно, вскоре появились профессиональные бретеры, которые провоцировали дуэли. Тогда поединки стали запрещать

Честь дуэлянта

Однако запреты придали дуэлям еще большую романтичность. Особенно изощрялись аристократы. Первый дуэльный кодекс был опубликован во Франции графом де Шатовильяром в 1836 году. Опоздание к месту дуэли не должно было превышать 15 минут, дуэль начиналась через 10 минут после прибытия всех участников. Распорядитель, избранный из двух секундантов, предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. В случае их отказа он излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. Секунданты вставали параллельно линии боя, врачи – позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто послал ему картель (вызов), иначе дуэль считалась недействительной, фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности. Было несколько вариантов дуэли на пистолетах.

Обычно противники, оставаясь на дистанции неподвижными, поочередно стреляли по команде. Упавший раненый соперник мог стрелять лежа. Переступать барьеры запрещалось. Наиболее опасным был вариант дуэли, когда противники, стоя неподвижно на расстоянии 25-35 шагов, стреляли друг в друга одновременно по команде на счет «раз-два-три». В этом случае могли погибнуть оба соперника.

Что же касается дуэли на холодном оружии, то здесь секундантам было труднее всего регулировать ход поединка в силу его подвижности и возбуждения противников. Кроме того, в поединках на холодном оружии (шпага, сабля, эспадрон) всегда сильнее сказывалось неравенство дерущихся в таком сложном искусстве, как фехтование. Поэтому широко распространены были дуэли именно на пистолетах, как более уравнивающие возможности и шансы дуэлянтов.

Из офицеров в рядовые

Во Франции, где на дуэлях погибали сотни гордых дворян, дуэли запретили в XVI веке. В России Петр I издал жесткие законы против дуэлей, предусматривающие наказание вплоть до смертной казни. Однако на практике эти законы не применялись. Почти до конца XVIII века в России дуэли были редким явлением, а во Франции, хотя кардинал Ришелье и запретил дуэли под страхом смерти, они продолжались…

В эпоху Екатерины II в России дуэли среди дворянской молодежи начинают распространяться. В 1787 году Екатерина II издала «Манифест о поединках», по которому за бескровную дуэль обидчику грозила пожизненная ссылка в Сибирь, а раны и убийство на дуэли приравнивались к уголовным преступлениям.

Николай I вообще относился к дуэлям с отвращением. Дуэлянтов обычно переводили в действующую армию на Кавказ, а в случае смертельного исхода – разжаловали из офицеров в рядовые.

Но никакие законы не помогали! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий: дистанция между барьерами обычно составляла 7-10 метров, были даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Так что зачастую поединки заканчивались трагически.

Именно в период правления Николая I произошли самые громкие, знаменитые дуэли с участием Рылеева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. И это несмотря на суровые законы об ответственности за дуэль.

Дрогнувшая рука

На первой своей дуэли Пушкин стрелялся с лицейским другом Кюхельбекером, вызов которого оказался своеобразной рецензией на пушкинские эпиграммы. Когда Кюхля, стрелявший по жребию первым, начал целиться, Пушкин закричал секунданту: «Дельвиг! Становитесь на мое место, здесь безопаснее». Кюхельбекер разозлился, рука его дрогнула, и он прострелил фуражку на голове у Дельвига! Комичность ситуации примирила противников.

Вот что вспоминает кишиневский друг Пушкина Липранди о еще одной дуэли поэта с неким полковником Старовым, которая, по мнению пушкиноведов, произошла 6 января 1822 года по старому стилю: «Погода была ужасная, метель до того сильна была, что в нескольких шагах нельзя было видеть предмета». Естественно, оба противника промахнулись. Противники пожелали продолжить поединок, еще раз сдвинув барьер, но «секунданты решительно воспротивились, и поединок был отложен до прекращения метели». Однако противники замерзли и разъехались, не дождавшись благоприятных метеорологических условий. Благодаря опять же стараниям друзей Пушкина дуэль так и не была возобновлена. Заметим, что Старов был известным в России снайпером…

Весной того же года в Кишиневе, а потом и по всей России долго обсуждали очередную дуэль поэта с офицером генерального штаба Зубовым. Пушкин пришел на место поединка с черешнями, которые спокойно ел, пока противник целился. Зубов промахнулся, а Пушкин от выстрела отказался и спросил: «Довольны вы?» Зубов попытался его обнять, но Пушкин заметил: «Это лишнее». Этот эпизод Пушкин описал потом в «Повестях Белкина».

«Моя жизнь принадлежит пролетариату»

Кстати, многие известные люди были дуэлянтами. Так, однажды молодой Лев Толстой вызывал на дуэль Ивана Тургенева. К счастью, дуэль не состоялась. А революционер-анархист Бакунин вызвал на поединок самого Карла Маркса, когда тот пренебрежительно высказался в адрес русской армии. Интересно, что Бакунин был анархист и противник всякой регулярной армии, но он вступился за честь русского мундира, который в молодости носил, будучи артиллерийским прапорщиком. Однако Маркс, в юности не раз дравшийся на шпагах со студентами Боннского университета и гордившийся шрамами на своем лице, вызова Бакунина не принял. Автор «Капитала» ответил, что «его жизнь теперь принадлежит не ему, а пролетариату!»

И последний пример: перед революцией поэт Гумилев вызвал на дуэль поэта Волошина, оскорбившись на его розыгрыш. Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев промахнулся.

Вообще же в начале XX века (до 1917 года) в России произошли сотни офицерских дуэлей, и почти все на пистолетах, но гибелью или тяжелым ранением дуэлянтов закончились всего несколько поединков.


24 ноября 1817 года на Волковом поле, в северной Пальмире, состоялась дуэль графа Александра Завадовского и офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись они из-за 18-летней блистательной балерины Авдотьи Истоминой. Этот поединок, вошедший в историю как "дуэль четверых", закончился смертью Шереметьева и дуэлью секундантов - будущего декабриста корнета Александра Якубовича и чиновника Коллегии иностранных дел, поэта Александра Грибоедова. Впрочем, Россия знала и не такие дуэльные перипетии.

Царские указы не спасли Россию от дуэлей

Первые жёсткие законы против дуэлей, которые предусматривали наказание вплоть до смертной казни, появились в России ещё при Петре I. Правда, на практике эти законы не применялись, да и дуэли в России до конца 18 века были явлением достаточно редким. Распространение в молодёжной дворянской среде дуэли получили при Екатерине II, которая была вынуждена даже издать «Манифест о поединках», который предусматривал за бескровную дуэль пожизненную ссылку в Сибирь, а убийство и раны приравнивались к уголовному преступлению. С превеликим отвращением к дуэлям относился и Николай I. При нём дуэлянтов отправляли служить на Кавказ, а при смертельном исходе лишали офицерского чина.

Но законы против дуэлей в России оказались неэффективными. Более того, российские дуэли отличались особой жестокостью: дистанция между барьерами не превышала 10 метров (обычно 7), часто дуэли проходили без врачей и секундантов, поэтому заканчивались поединки трагически.

«Дуэль четверых» из-за блистательной балерины

Имя Авдотьи Истоминой увековечил великий Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Известная Авдотья Истомина, дочь спившегося полицейского, ровесница и подруга Пушкина и возлюбленная офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева, поссорилась как-то со своим кавалером. Расстроенная она приняла приглашение Александра Грибоедова и отправилась с ним на чай к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Чаепитие затянулось на 2 дня. Шереметьев, подстрекаемый корнетом Александром Якубовичем, вызвал Завадского на дуэль, в результате которой Шереметьев был смертельно ранен и умер на следующий день. Могила его находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.



Но дуэль эта получила продолжение. Между секундантами также случилась ссора, итогом которой стал вызов на дуэль. Из-за следствия по делу Шереметьева дуэль пришлось отложить, и состоялась она уже через год в Грузии. Стрелялись в овраге у Татарской могилы в окрестностях Тифлиса. Якубовичу удалось прострелить Грибоедову мизинец на левой руке. Именно по этой примете и опознали изуродованное тело автора «Горя от ума» и российского посла, когда в Тегеране с ним расправилась толпа религиозных фанатиков.

Самый знаменитый любовный поединок

Одной из самых знаменитых российских дуэлей является поединок, который произошёл 14 сентября 1825 года на северной окраине Питера между поручиком Семёновского полка Константином Черновым и флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым. Причина дуэли – отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова из-за сопротивления матери, наследницы огромного состояния графа Орлова. Она боготворила сына, и брак с бедной и незнатной девицей Черновой был ей совершенно не по душе. Мать Новосильцева приложила все усилия, чтобы расстроить женитьбу сына, и ей это удалось.

Оскорблённый брат невесты вызвал Владимира Новосильцева на дуэль, которая состоялась на окраине Лесного парка. У Чернова секундантом был его двоюродный брат К.Ф.Рылеев, являвшийся членом Северного тайного общества «декабристов». Оба дуэлянта были смертельно ранены, а Рылеев сделал всё, чтобы превратить похороны Чернова в манифестацию.

Мать Новосильцева, узнав о дуэли, ещё успела застать сына живым и обещала известному доктору Арендту 1000 рублей за спасение сына, но все усилия медиков оказались тщетными.



Неутешная женщина истратила около 1 млн. рублей, чтобы приобрести постоялый двор, где стрелялся её сын, и построила на этом месте Новосильцевское благотворительное заведение и Князь-Владимирскую церковь. Места, где с расстояния восьми шагов стрелялись дуэлянты, отмечены были двумя тумбами.

Пушкин – самый известный Петербургский дуэлянт

Екатерина Карамзина, современница великого русского поэта в одном из писем утверждала: «У Пушкина каждый день дуэли ». А Иван Липранди, известный дуэлянт, в своём дневнике оставил запись: «Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, когда он становился лицом к лицу со смертью, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутимостью. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным, как лед ».

На своей первой дуэли Пушкин стрелялся с лицейским товарищем Кюхельбекером. Причиной стала своеобразная рецензия на пушкинские эпиграммы. Кюхля по жребию стрелял первым, и когда он начал целиться, Пушкин крикнул своему секунданту Дельвигу: «Становитесь на мое место, здесь безопаснее!» Кюхельбекер вышел из себя, рука его дрогнула, и он, действительно, попал в фуражку на голове Дельвига. Примирила противников комичность ситуации.

Известно и о дуэли Пушкина с полковником Старовым, который был известным снайпером. Дуэль проходила 6 января 1822. По воспоминаниям очевидцев, в этот день была настолько сильная метель, что в нескольких шагах уже ничего не было видно. Оба дуэлянта промахнулись. Впоследствии друзья Пушкина сделали всё. Чтобы дуэль не возобновилась.



Но уже весной в Петербурге обсуждали новую дуэль поэта с офицером генштаба Зубовым. Зубов промахнулся, а Пушкин, который преспокойно ел черешни, пока в него целился противник, от своего выстрела отказался. «Довольны ли вы?», - спросил он у Зубова, а когда тот попытался обнять Пушкина, сдержано заметил: «Это лишнее».

Смертельной для Пушкина стала дуэль с Жоржем де Геккерном (Дантесом), состоявшаяся 8 февраля 1837 года в районе Чёрной речки на окраине Санкт-Петербурга. На условиях, которые практически не оставляли шансов на выживание, настоял сам Пушкин. Расстояние между противниками составляли 20 шагов, барьер установили в 10 шагов, а стрелять можно было в любой момент. Уже первым выстрелом Дантеса Пушкин был ранен в живот. Через 2 дня Пушкин умер. За дуэль Дантеса приговорили к смерти. Он спешно уехал из России, дожил до преклонных лет и сделал успешную карьеру в политике.


Острослов Лермонтов спровоцировал дуэль, на которой и погиб

Официальная причина поединка, в котором поручик Лермонтов погиб от пули майора Мартынова, - остроты и колкости, которые поэт регулярно отпускал в отношении офицера. Чашу терпения Мартынова переполнил случай, когда Лермонтов назвал его «горцем с большим кинжалом». Хотя поговаривали, что причиной такого поведения Лермонтова было соперничество из-за дамы.

15 июля 1841 года дуэлянты встретились в договоренном месте на горе Машук. Каковы были условия дуэли сегодня уже не известно. Лермонтов был смертельно ранен соперником в грудь и умер на месте, не успев сделать свой выстрел. В подтверждение того, что пистолет Лермонтова заряжен, из него сделали выстрел в воздух.


Русский анархист вызывал на дуэль основоположника марксизма

Революционер-анархист Бакунин вызывал на дуэль автора «Капитала» Карла Маркса. Причиной послужил тот факт, что Маркс позволил себе пренебрежительный отзыв о русской армии. Бакунин же, хотя и был анархистом и противником любой регулярной армии, решил вступиться за честь русского мундира, поскольку в молодости он был прапорщиком-артиллеристом. Маркс же, который в студенчестве не раз дрался на шпагах и очень гордился шрамами на лице, не принял вызов Бакунина. Он заявил, что жизнь его принадлежит теперь не ему, а пролетариату.


Толстой хотел стреляться с Тургеневым, а Волошин с Гумилёвым

Дуэлянтами были многие известные люди. Известно, что молодой Лев Толстой бросил перчатку Ивану Тургеневу. Дуэль, к счастью, не состоялась. Последней известной дуэлью стала состоявшаяся перед революцией дуэль поэтов Льва Гумилева и Максимилиана Волошина. Гумилёв оскорбился на розыгрыш. Тогда обидчик выстрелил в воздух, а Гумилёв промахнулся.

Впрочем, оружие может быть использовано и весьма мирных целях, и доказательством тому .

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.