Беседа с самарянкой.

Итак, приходит Он в город самаринский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Говорит Ему женщина самарянка: как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо не имеют иудеи общения с самарянами. Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий и Кто есть говорящий тебе: дай Мне пить, - ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. Говорит Ему женщина: господин, Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил и сыновья его и скот его? Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: у меня нет мужа, ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение - от иудеев. Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине. Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё. Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой. Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней? Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он? Вышли люди из города и направились к Нему. Тем временем просили Его ученики, говоря: Раввй, ешь! Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть? говорит им Иисус: пища Моя - творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий. Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их. Из города же того многие самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё что я сделала. Поэтому, когда пришли к Нему самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня. И еще больше народа уверовало по слову Его; и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем, ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира. (Ин. 4, 5-42)

Впервые ученики Христа стали называться христианами в Антиохии – в Сирии, где они оказались в результате самых первых гонений во второй половине I века. С тех самых пор мы носим на себе имя Христово, а сама Церковь называется «тезоименитым», то есть таким же по имени «местом жительства» Христа Бога. В Духе Святом, Который везде пребывает и все наполняет, Христос живет в Своей Церкви, живет среди нас, живет в людях, которые посвящают ему свои сердца.

В Преполовение Пятидесятницы, на половине пути от Пасхи до дня схождения на учеников Духа Святого, мы вспоминаем беседу Христа с женщиной самарянкой. Известно, что в Евангелии от Иоанна, в котором и рассказана эта история, самый меньший из всех четырех Евангелий словарный запас – всего около 1 000 слов. В то же время именно Евангелие от Иоанна самое глубокое, самое богословское и самое таинственное. И откровением тайны богословия, тайны поклонения Богу является в том числе и запечатленная в нем беседа Христа и самарянки, произошедшая еще в первый год служения Спасителя.

Депортация народов была придумана не в XX веке, древние правители переселяли захваченные народы, чтобы оторвать их от родной земли и лишить корней. Именно таким образом после Вавилонского пленения и сформировалось население Самарии, заселенной язычниками. В дни земной жизни Христа Спасителя Самария была, наряду с Галилеей и Иудеей, одной из трех областей Палестины, ее жители, приняв Моисеев закон, сохранили при этом языческие верования. И хотя самаряне историю своего рода возводили к библейским праотцам, иудеи презирали их и не общались с ними. Самаряне отвечали тем же. Однажды, когда Господь шел из Галилеи в Иерусалим, самаряне не приняли Его. Именно учитывая взаимную неприязнь самарян и иудеев, Господь сделал героем притчи о том, кто нам ближний, доброго самаритянина.

И поэтому однажды, когда после жаркого раскаленного дня уставший от долгого пути Христос присел у колодца и сказал черпавшей из колодца воду самарянке: «Дай мне пить», она была очень удивлена: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня?» С этого и началась беседа, которая удивительна среди прочего и тем, что в ней отсутствует причинно-следственная связь: на поставленные вопросы нет прямых ответов, а произносимые в диалоге фразы хотя и идут к определенной цели, тем не менее не связаны внешней логикой. В этом плане беседа с самарянкой похожа на другую беседу – с Никодимом, ему Господь тоже говорил о Духе, и точно так же Никодим, не получая прямых ответов, узнавал нечто большее: ответы Христа были больше его вопросов.

И сейчас Господь не дает ответа удивленной самарянке, почему с ней заговорили, но утверждает, что если бы только женщина знала «дар Божий» – могла осознать, Кто перед ней находится, то сама просила бы у Него и Он дал бы ей живую воду. Женщина выражает сомнение, ведь Господу даже нечем почерпнуть воду, она с иронией (или же она такая доверчивая?) спрашивает «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети и скот его?» Господь же говорит, что та вода, которою даст Он, отличается от воды в колодце: тот, кто будет ее пить, уже не будет жаждать вовек, и эта вода станет в человеке источником вечной жизни. Мы понимаем, что Господь говорит о Духе Святом, мы знаем, что о Духе как воде жизни Господь будет говорить на празднике кущей, но, конечно, этого не знает самарянка, и она просит дать ей эту воду, чтобы ей, бедной, не носить по жаре воду из колодца. В ответ Господь просит, чтобы она позвала мужа. И когда женщина сообщает, что у нее нет мужа, то Господь открывает ей, что Он действительно больше «отца Иакова», потому что Он знает всю ее жизнь, знает, что у нее было пять мужей и того, кто с ней сейчас, законным мужем никак нельзя назвать. И здесь беседа кардинально меняется

.

Евангелие от Иоанна композиционно и литературно выстроено самым удивительным образом: здесь везде параллели и каждая фраза, каждый рассказ, каждый диалог имеет свои параллели, свое продолжение. В связи с этим вспомним, что и ход беседы с Нафанаилом изменился сразу же после того, как Господь открыл ему то, что и видел и знает его.

И здесь происходит такая же перемена, Господь, открыв женщине, что он знает всю ее жизнь, достучался до ее сердца, и тогда она спросила о самом главном, о том, что есть единое на потребу, – о поклонении Богу. Где поклоняться Всевышнему: на горе Гаризим (как это делали самаряне) или же в Иерусалиме? Господь упрекает самарян, так как «они не знают, чему кланяются», ибо совместили Божию заповедь с идолопоклонством и произносит то, что составляет суть всей беседы: «Наступает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И самарянка, которая сначала совершенно не понимала Христа, затем признала Его за пророка, теперь делает предположение, Кто же Он на самом деле: «Знаю, – говорит она, – что, когда придет Христос, то все возвестит нам». И тут Господь открывает, что это – Он, Тот, Кто говорит с нею!

И значит, Он уже возвестил – открыл ей – самарянке и нам – слышащим и читающим Евангелие, тайну Богопоклонения!

Бог есть Дух, Он не ограничен ни временем, ни пространством, и поклоняться Ему нужно ни в том или и ином месте, там или здесь – поклоняться Богу необходимо в Духе и Истине. И время для этого настало тогда, когда Господь – Бог Истинный – пришел в наш мир, это время настало, когда Дух Святой сошел на учеников Христовых в день Пятидесятницы, когда началась земная история Церкви, в которой мы призваны поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу.

И как поразительно и непостижимо избрание Божие! Господь открывает самые возвышенные истины не ученым мужам, посвятившим свою жизнь изучению и толкованию Писания, а самой простой женщине, грешнице, бывшей презренной в глазах иудеев. Даже ученики, когда вернулись из городка и увидели Господа, разговаривавшего с самарянкой, были удивлены этим.

Потомки древних самарян, многие из которых тогда уверовали, что Иисус «истинно Спаситель мира, Христос» до сих пор живут своим обособленным миром вблизи горы Гаризим на территории государства Израиль. Их совсем немного – менее тысячи, и совсем недавно, чтобы разрешить демографическую проблему, доселе закрытое общество было вынуждено набрать жен со стороны – из бывших республик Советского Союза.

А предание донесло до нас имя этой женщины получившей от Господа воду жизни и ставшей мученицей за Христа. Самарянку утопили в колодце, ее имя по-гречески звучит, как «Фотиния», по-славянски – «Светлана». И это опять возвращает нас к Евангелию от Иоанна, ведь согласно ему, «Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы». Аминь.

Отшествие Иисуса в Галилею

Успешная проповедь Иоанна и его нелицеприятные речи раздражали начальников народа; теперь же до них дошёл слух, что появился новый Учитель, обретающий ещё больше последователей. Синедрион обеспокоился и направил своих людей, которые стали неотступно следить за Иисусом. Видя нарастающую неприязнь синедриона и зная, что Иоанн заключён в темницу, Спаситель в начале 28 г. решил покинуть пределы Иудеи и идти в Галилею. Как Бог Иисус, несомненно, нашёл бы способ избежать любых козней врагов, но, приняв на Себя тяготы жизни грешного человека и его немощную плоть, Иисус смирялся и действовал по-человечески, не устраняя трудностей Своей Божественной силой.

Наиболее короткий путь в Галилею лежал через Самарию, земли которой некогда принадлежали коленам Ефрема, Манассии и Дана, практически исчезнувшим в ассирийском плену. Со времён возвращения из вавилонского плена, когда иудеи не допустили полуязычников самарян к участию в возрождении Иерусалимского храма, между ними и самарянами не прекращалась вражда. Иудеи старались обходить Самарию стороной, гнушаясь даже бесед с самарянами, те же демонстративно не посещали Иерусалимский храм.

Направляясь в Галилею через Самарию, Иисус собирался положить там начало евангельской проповеди, а чтобы никто из фарисеев не мог сказать, что Он оставил народ Божий и перешёл к нечистым язычникам, намеревался посетить самарян, не задерживаясь у них надолго.


Добрая самаритянка. К.Г. Блох, XIX век


Беседа Господа с самарянкой

Проходя через Самарию, Иисус остановился с учениками для отдыха близ города Сихарь (древний Сихем) у колодца, вырытого, по преданию, ветхозаветным патриархом Иаковом. Было время полуденного зноя, ученики вызвались сходить в город за пищей, а Иисус остался у колодца, погрузившись в думы. Между тем к колодцу подошла женщина, чтобы набрать воды. Сердцеведец, зная о её готовности воспринять истины Евангелия, начал беседу с образа родниковой воды, близкого ее пониманию, и постепенно привел самарянку к спасительной вере.

Иисус сказал самарянке: «Дай Мне пить». Узнав в нем иудея по выговору или по одеянию (на одеждах самарян обычно были голубые кисти, на одеждах иудеев - белые; самаряне не могли чётко произнести звук «с»), женщина простодушно спросила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Господь же стал направлять её ум к высшему разумению о Себе: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Под даром Божиим Христос разумел благодать Святого Духа, которую намеревался ниспослать верующим в Него после Своего Воскресения и отчасти уже получаемую Его последователями.

Самарянка, ещё не понимая слов Иисуса, подумала, что Он говорит о свежей ключевой воде, наполнявшей колодец, и была в недоумении, как же Он достанет из глубокого колодца воду без почерпала. Не хочет ли Он сказать, что способен жезлом источить воду из камня подобно Моисею? «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь», так необыкновенно богатый водой, что патриарх «и сам из него пил, и дети его, и скот его?» - удивлялась женщина.

Господь стал возводить мысль самарянки от колодезной воды к воде духовной - благодати Святого Духа, проливающей утешение в мучимую грехом совесть и просвещающей ум к принятию Евангелия. «Всякий, пьющий воду сию, - сказал Иисус о колодезной воде, - возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Благодатная вода утоляет духовную жажду, наполняет души верующих и, словно полноводная река, влечёт их в широкое море вечной жизни.

Пророки Исайя, Иезекииль, Иоиль для передачи чудесных свойств даров Духа Божия часто использовали образ воды, очищающей скверну. Исайя под образом воды разумел учение истины, утоляющее духовную жажду. Но все эти пророки возвещали иудеям Божественные откровения уже после разделения царства Соломона, и самаряне их не признавали. Продолжая думать, что Иисус говорит о какой-то особенной ключевой воде, способной навсегда утолить жажду, женщина попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».


Остатки Самарянского храма на горе Гаризим

Желание избавиться от трудов и благополучно устроиться в земной жизни свойственно не только той самарянке, однако для подлинного счастья человеку необходимо очищение совести, раскаяние в своих грехах и духовное преображение. И Господь, обратившись к жизни самарянки, стал пробуждать её душу к покаянию: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Слова Господа болью отозвались в совести женщины, и она со смущением ответила: «У меня нет мужа». Иисус одобрил её искренность: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Закон Моисеев позволял разводиться и снова выходить замуж, даже не ограничивая число разводов; грех самарянки был в том, что с последним мужем она жила тайно, тщательно скрываясь от общества. Удивлённая тем, что Иисус видит всю её жизнь, она сама признала себя грешницей и с почтением к Нему сказала: «Господи! вижу, что Ты пророк». Пробудившееся духовное сознание женщины сразу обратилось к религиозному вопросу, всегда волновавшему самарян, и она пожелала узнать мнение Иисуса как иудейского пророка: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Самарянка имела в виду гору Гаризим, на которой Моисей при вступлении израильтян в землю обетованную повелел произнести торжественное благословение исполняющим Синайский Закон. На этой горе приносили жертвы Авраам, Исаак, Иаков. По верованиям самарян, на этой горе был насаждён рай, на ней сотворён был из праха земного Адам, на ней же остановился ковчег Ноя. С начала Межзаветного периода на Гаризиме стоял храм, без благословения Божия возведённый самарянами и разрушенный Иоанном Гирканом около 130 г. до Р.Х. Самаряне продолжали приходить на храмовую гору для молитв и жертвоприношений; в сторону горы Гаризим каждый самарянин обращался лицом при молитве.

Богопочитание самарян было искажено язычеством, поэтому Господь, отвечая на вопрос самарянки, указал на превосходство иудейского богослужения: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев». Именно к иудеям следовало обращать взоры народам земли: своими религиозными обрядами иудейское богослужение предуказывало человечеству великую Спасительную Жертву, которую за грехи мира принесёт Мессия. Но с Пришествием Христа, с Его Искупительной Жертвой подлежало упразднению и незаконное самарянское, и законное иудейское богослужение. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе», - сказал Иисус. Называя Бога Отцом, Он хотел показать самарянке, какая близость должна существовать между человеком и Богом. Поскольку Бог есть Дух - Всесовершенная Личность, пребывающая вне пространства и времени, то Его природе отвечает поклонение человека в духе (своим внутренним существом) и истине (праведной жизнью в истинной вере).


Понемногу начиная понимать высокий смысл слов Иисуса, самарянка в раздумье сказала: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». В ответ на её веру и искреннее ожидание Мессии Господь произнёс: «Это Я, Который говорю с тобою». В беседах с иудеями, ожидавшими Мессию как политического вождя, лелеявшими гордую мечту о покорении мира, Иисус обычно утаивал истину о Своём мессианском достоинстве, желая сперва направить их к духовным истинам Царства Божия, а простой самарянской женщине, всей душой ожидавшей Божественного Спасителя, Он сказал о Себе прямо.

Тем временем возвратились ученики Христа. Самарянка, смущённая их появлением и обрадованная тем, что ей посчастливилось воочию видеть Мессию, оставила водонос, забыв о своей надобности, и поспешила возвестить согражданам об Иисусе, чтобы они успели побеседовать с Ним до Его ухода. Она не посмела объявить, что говорила с Мессией, но стала звать соплеменников словами: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» В духовной радости она уже не скрывала, что Иисус прозрел тайны её недобропорядочной жизни, которую, по-видимому, уже твёрдо решила изменить, и говорила с такой силой убеждения, что многие горожане оставили свои занятия и направились к колодцу Иакова.

Ученики удивились, что Иисус разговаривал с женщиной, ведь по правилам раввинов запрещено было на пути подолгу говорить даже с законной женой, но не посмели расспрашивать, лишь предложив Учителю пищи. Иисус же, не отвергая потребного для тела, указал им на другую, более важную, - духовную пищу: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Вокруг были поля, засеянные пшеницей, жать которую предстояло только через четыре месяца. Воспользовавшись образом жатвы, Господь стал говорить ученикам о жатве духовной - обращении самарян к истинной вере: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». В это время ученики, наверное, уже видели приближавшихся к ним жителей города.

«Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут», - продолжал Иисус, подвигая учеников к предстоящим апостольским трудам, дабы они смело шли в мир, где жатва для них уже приготовлена. Вместе с тем Спаситель внушал ученикам скромность, ведь им предстояло лишь пожинать плоды, тогда как души людей, подобно нивам, были засеяны и возделаны ветхозаветными пророками и Самим Господом Богом.


Евангельская проповедь в Сихаре. Венеция. Сан-Марко, XIVвек


Многие самаряне уверовали в Спасителя уже по слову женщины, но ещё большее их число уверовало после проповеди, когда Иисус пробыл в Сихаре два дня. Удивительно, что самаряне не просили у Него чудесных знамений, явив большую веру, нежели иудеи. Простодушные самаряне оказались более способными к восприятию истин Царствия Божия, нежели иудеи, мнившие себя исключительными сынами Авраама. Господь показал, что печётся о спасении всех людей и что другие народы не менее достойны Его милостей, чем иудеи. Впоследствии, после Вознесения Господа, апостолы проповедовали по всей по всей Самарии, и жители этой страны приняли евангельское учение.

По преданию, самарянка, беседовавшая с Господом Иисусом Христом у колодца Иакова, стала усердной проповедницей Евангелия; её имя Фотина (Светлана). Она приняла страдания за Христа при императоре Нероне в Риме. Будучи извещена Господом о предстоящих муках, Фотина добровольно пришла в Рим. Жестокие мучения чудесным образом не причинили ей вреда, и святая была отведена в один из дворцов Нерона, где обратила ко Христу дочь императора Домнину и её рабынь. Через три года Фотину вновь предали истязаниям и бросили в колодец, где святая приняла мученическую кончину. За Христа пострадали также оба сына и пять сестёр боголюбивой самарянки.

Источник : Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 66-71.


6 Мая 2018

Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.

В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече. Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.

Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее. К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус. Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.

Христос со Своими учениками возвращался из Иудеи в Галилею. Самый короткий путь лежал через Самарию. Но этой дорогой иудеи пользовались редко.

Между ними и жителями Самарии уже несколько столетий существовала непримиримая вражда. Самаряне были потомками язычников, которые заселили эту землю после Вавилонского пленения народа израильского. Со временем они усвоили себе Закон Моисеев и строго соблюдали его. Однако между иудеями и самарянами всегда велись ожесточённые споры о том, кто из них лучше понимает истинное существо религии.

Самаряне построили себе храм на горе Гаризин. По их преданию, именно на этой горе остановился Ноев ковчег и приносили жертвы Богу патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Самаряне верили, что на вершине горы впервые должен появиться Мессия - Христос. Поэтому во время молитвы каждый самарянин обращался к горе Гаризин.

Отправившись в путь через Самарию, Спаситель остановился у города Сихарь (по древнему названию - Сихем). Он направился к знаменитому колодцу Иакова у восточной подошвы горы Гаризин.

Этот колодец некогда выкопал великий в очах Божиих патриарх Иаков. Глубиной колодец был более пятнадцати саженей и питался подземными источниками, поэтому в нём всегда можно было найти воду.

Утомлённый продолжительным путешествием по сильной жаре, Иисус сел у колодца отдохнуть. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город купить пищи.

В это время к колодцу пришла женщина самарянка. Она принесла с собой кувшин с длинной верёвкой, намереваясь достать из колодца воды.

Обычно женщины этого города ходили за водой вечером. Но самарянка пользовалась недоброй славой среди горожанок, поэтому, чтобы избежать встречи с ними, она пришла за водой в полдень. Лишь только женщина зачерпнула воды из колодца, Иисус обратился к ней с просьбой дать Ему пить. По речи и одежде женщина сразу определила, что сидящий перед ней незнакомец - иудей, и удивилась: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются".

Видя простодушие женщины, Спаситель обратил её мысль от простой воды, утоляющей телесную жажду, к живой воде благодати Святого Духа: "Если бы ты знала дар Божий, - сказал Он ей, - и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".

Но самарянка не поняла слов Спасителя и подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у жителей города называлась живой водой.

Женщина с удивлением спросила Христа: "Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Ужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?" Иисус сказал ей в ответ: "Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек. Потому что вода, которую Я дам, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную".

Желая разъяснить истинный смысл Своих слов, Господь велел женщине позвать её мужа. Самарянка смутилась и ответила, что у неё нет мужа. На это Христос заметил: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".

Женщина, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. "Господи, вижу, что ты пророк", - сказала она. И сразу же обратилась к Спасителю за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильней и чья служба угодней Богу. "Отцы наши поклонялись на этой горе, - женщина указала на развалины разрушенного самарянского храма на горе Гаризин, - а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". Спаситель разрешил её недоумение. В споре с самарянами у иудеев было больше правды, так как они сохранили истинную веру и правильное богослужение. Но наступит время, когда иудейство перестанет быть единой истинной религией, и тогда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».

Ибо угодно Богу, когда люди поклоняются не одним только телом, наружными знаками и словами, а всем своим существом, всей душой истинно веруют в Бога, почитают Его своими добрыми делами и милосердием к ближним.

Принимая Христа за пророка и осторожно относясь к Его новому учению, самарянка сказала: "Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё".

Женщина была одной из тех, кто ждал Мессию и Его спасения всей душой. Тогда Иисус Христос открылся ей: "Мессия - это Я, Который говорю с тобою".

В это время вернулись из города ученики Спасителя. Они удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной-самарянкой. Однако ни один из них не осмеливался спросить Христа, о чём Он говорил с ней.

Слова Спасителя о поклонении Богу в Духе и Истине стали великим Божественным откровением, обращённым к человечеству на все времена. Ныне все возлюбившие Христа и исполняющие Его заповеди слышат Его Божественные слова: "Я есть Путь, и Истина, и Жизнь".

Каждый может назвать одну-две встречи, которые оставили неизгладимый след и стали поистине поворотными в наших взглядах и судьбе. Для того, кто однажды пришел к Богу, встреча с Ним непременно имела благие последствия.
Как это случилось с женщиной-самарянкой, мы узнаем из 4-й главы Евангелия от Иоанна. Вражда и зависть фарисеев к растущему признанию Христа в народе побудила Его оставить Иудею и отправиться с учениками в Галилею. «Надлежало же Ему проходить через Самарию» (Иоан.4:4).
Сам путь, избранный Господом, говорит о многом. Самаряне являлись ассимилированными потомками тех колен Израилевых, которые за 7 веков до этого были покорены и уведены в плен ассирийцами. Иудеи считали их нечистыми по крови и верованиям. По этой причине относились к ним, как к язычникам, – с враждой и презрением. Отправляясь в Галилею, правоверные иудеи старались миновать Самарию, хотя дорога и занимала у них вдвое больше времени. Сколь велико было чувство брезгливости к самарянам, можно судить по пословице: «Есть хлеб самарян значит есть свинину». Христу такого рода предубеждение было чуждо, поэтому Он последовал прямым путем. И, как мы далее увидим, Господь сделал это не напрасно.
В жаркий палестинский полдень апостолы вместе с Учителем подошли к городу Сихарь и остановились у древнего колодца, некогда принадлежавшего патриарху Иакову. Ученики отправились в город за едой, оставив Христа одного. Через некоторое время к колодцу пришла женщина-самарянка почерп¬нуть воды. Подойдя ближе, она с удивлением признала в человеке у колодца иудея, походившего на священника. Ее замешательство можно было понять. Помимо давней вражды между самарянами и иудеями, она знала, что раввину недозволительно разговаривать на людях не только с посторонней женщиной, но даже с собственной женой или дочерью. Подойдя ближе, женщина удостоверилась, что этот человек не похож на строгого законника.
Между тем, она немало удивилась, когда Христос попросил у нее пить: «Как Ты, будучи Иудеем, просишь пить у меня, самарянки? Ибо Иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). По ее словам можно понять, как непросто было Христу расположить к себе недоверчивую женщину. Но и в этот раз Он с терпением совершает дело, ради которого пришел на землю.
Евангелие гласит, что Господь пришел «спасти людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Продолжая разговор, Иисус сказал ей: «…если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).
Слова незнакомца еще более удивили самарянку: этот человек не скрывал своей значимости и обещал дать ей некую живую воду. Такой водой у самарян считалась не колодезная, а проточная, родниковая. При этом незнакомец полагал, будто она гораздо лучше той воды, что черпали из древнего колодца. Осмелев, женщина спросила: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:12-14).
Казалось, женщина глуха к словам Иисуса и явно не понимает их смысла. Не теряя надежды, Иисус пытается подвести собеседницу к принятию столь важной для нее истины. В душе она уже начинает подсмеиваться над чудаковатым раввином. Не имея при себе веревки, чтобы зачерпнуть из колодца, Он обещает напоить ее водой, испив которую она уже никогда не станет испытывать жажду. Как далека она от того, о чем пророчествовал Исайя: «И в радости будете почерпать воду из Источников спасения» (Ис.12:3). Не без иронии самарянка обращается к Иисусу: «Господин! дай мне этой воды, что бы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). А Тот, чувствуя насмешливое недоверие, решается на последнее средство, чтобы вразумить ее.
Известно, что потребность в Боге, жажда очищения и святости возникает по мере осознания собственной греховности. Увлеченная разговором, женщина на время забыла о причине, заставившей ее отправиться за водой в такую даль. Она могла бы почерпнуть из любого колодца в самом городе. А объяснялось это просто: все знали ее как блудницу, жившую с пятым по счету мужем. Избегая людского осуждения, она предпочитала ходить по воду за город.
Изобличающие слова Господа прозвучали как гром среди ясного неба, усмиряя ее: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Смутившись, она ответила: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:16-18).
Устыженная, она сердцем распознала в Нем пророка и с трепетом прониклась всем, что до этого Он говорил ей. Голос совести пробудил в ней потребность в покаянии. Как язычница она знала, что это можно сделать через принесение жертвы. Самаряне совершали жертвоприношение не в Иерусалиме, а у себя на горе Гаризим, где сохранились развалины их храма, разрушенного иудеями.
Иисус, видя, что сердце ее открылось для принятия истины, провидчески предсказал: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:1-23).
Христос, видя сомнения самарянки о месте для жертвоприношения, отвечал ей, что это можно сделать где угодно. В ответе Спасителя заключен общечеловеческий и всеобъемлющий универсализм Евангелия. После этих слов женщина с радостью осознала, что и она может стать последовательницей Бога Живого. Диалог с Христом внутренне приготовил ее к принятию Истинного Бога и посланного Им Мессии.
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26).
На этот раз самарянка принимает услышанное без тени сомнения. Любовь и долготерпение Христа сделали свое дело! Возвратившись в город, она с жаром рассказывает людям о своей встрече с Мессией. «И многие жители из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин. 4:39).
В жизни случается, что наши греховные стежки-дорожки нечасто пересекаются с путями Господа. Тому препятствуют упрямая привязанность ко злу и частоколы предубеждений. Но Господь неутомим в трудах благовестия, Он ищет встречи с нами, которая способна переиначить нашу жизнь.
«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф.16:24-25).